Тень

Забавно, наша сознательная жизнь начинается едва ли не с того момента, как кто-то из взрослых, пытаясь нас развеселить, с помощью рук показывает нам на стене тени животных, лающей собаки, злого волка, трусливого зайца или оленя с ветвистыми рогами. Все выглядит убедительно – эти существа кажутся настоящими. Некоторые дети оборачиваются и ищут их в помещении. После этого опыта мы начинаем пристальней смотреть и на свою собственную тень. Нам даже чудится временами, что она живет сама по себе, мы – сами по себе. Таково отношение и к посторонним. То, что у них на поверхности - нас интересует не так сильно, а вот то, что скрыто, остается в тени, нас интригует. Потом, став взрослыми, мы с большим интересом читаем о теневом бизнесе, о подковерных делишках мировой закулисы... Но привычка берет свое и, введя в оборот речи новое понятие, мы сживаемся с мыслью, что все устроено в двойственности. Хотя иные еще долго стараются убежать от своей тени или, желая стать сильней, ведут с ней бой.
 
Но где бы мы ни были, тень неизменно следует за нами. На Севере, например, ей определенно нравится и она становится много больше, особенно по вечерам. На юге она ссыхается и, словно боясь исчезнуть совсем, бросается нам в ноги, моля о помощи. Но мы не слышим ее воплей и ищем тени побольше, чтобы укрыться от жары самим. Наша же собственная тень исчезать бесследно не желает, поэтому ровно столько, сколько мы остаемся на юге, она продолжает забираться внутрь нас. И по возвращению с юга мы, хвастаясь своим загаром, совсем не подозреваем о том, что говорим о следах тени. Что это не мы стали смуглыми, а она проникла в нас и от этого мы потемнели. Отцепляется она не быстро, а постепенно, лишь убеждаясь, что мы не собираемся возвращаться к палящему солнцу на юг.

Тень мудра, не даром ее мать сама тьма. Попробуйте несколько раз повторить слово тьма и вы услышите – «мать-мать-мать». Сущее еще до возникновения чего бы то ни было, в том числе пространства и времени, как в материнской утробе, вынашивало все в кромешной тьме…

Как бы то ни было днем наша тень часто смешивается с другими. В общественных местах в хорошую погоду теней вокруг нас бывает очень много. Но наше деловое сознание игнорирует разнообразие бестелесных форм и «бессмысленное» их мелькание. Из-за занятости мы не замечаем ничего постороннего. По вечерам же, когда выходим на прогулку в парк, чтобы отдохнуть, привести свои дневные мысли и чувства в порядок, тень снова обращает на себя внимание. Вначале она вроде спокойно идет рядом, потом как закадычный друг после разлуки, увлекшись разговором, начинает кружить вокруг. И то, вытягиваясь, забегает далеко вперед, то прижимается, а то вдруг обиженно отстает или раздваивается, стараясь подхватить нас под руки.
По возвращению с прогулки, я замечал, как пометавшись за нами по дому, когда мы усаживаемся к телевизору, она отходит в сторонку и замирает на стене, расширившись от внимания. А если мы устраиваемся у торшера в кресле или на диване с книгой, она приникает к нам со спины, заглядывает через плечо и листает с нами страницы необычайно большой рукой. Недавно в один из таких моментов меня пронзила догадка, а не она ли приставлена к нам, чтобы записывать наши добрые и злые поступки?

Если бы это оказалось так в действительности, никто бы даже и не подумал усомниться, настолько такая возможность теоретически очевидна. Ведь весьма вероятно, как раз для того, чтобы скрыть эту свою основную обязанность, тень и вынуждена имитировать все наши движения и повторять наши формы. Причем, заметьте, временами к концу дня с ней происходят подозрительные вещи:  толи она устает, толи ей все таки надоедает быть серьезной и точной или надоедаем мы сами, так как она начинает нас безжалостно высмеивать. Намеренно преувеличивает прически и головные уборы, одежду и, конечно, физические особенности. Делает кривыми ноги, длинными и острыми носы, толстыми животы…

И только ночью ей не надо притворяться. Тогда она отдыхает. Это бывает заметно, когда вы застаете ее врасплох, совсем неожиданно поднявшись. Она покорно ширкает за вами следом и ленивей, чем обычно, тянется к выключателю.

Похоже, что к концу жизни человека тень устает вместе с ним. Тогда она, как верная собака, все больше лежит у его ног и скучает. Записывать ей становится нечего. В конце концов, ей и это надоедает и она старается уложить человека в постель, чтобы иметь возможность отлучаться. Возможно, ей это нужно, чтобы вовремя отчитаться перед неведомыми владыками судьбы для определения будущего адреса своего подопечного. А может, она спускается в мир своих собратьев для пополнения густоты или поднимается в горние пространства для обретения прозрачности. Кто знает, может быть, в зависимости от проделанной работы она получает у какого-нибудь из богов синтоистского пантеона новое задание?
 
В общем хотим мы того или нет, тень более живое создание, чем это принято считать. Так с учетом ее особенностей в южных странах люди устраивают часы, строят не только дома, но и целые города, счастливые художники по всему миру, открывая секреты ее действия, делаются знаменитыми. Они понимают лучше всех, что именно она оживляет наше пространство и делает его по-настоящему выразительным. Например, трудно себе представить фруктовый сад в солнечный день без игры света от плещущейся на ветру тени листьев. И подумайте, насколько были бы постны наши вечера у костра в лесу или у домашнего камина без пляски теней! Ведь именно они - тени создают в окружении огня загадочную, интригующую атмосферу! А какое действие оказывала бы на нас классическая музыка в театре без оркестровой ямы, погруженной в сумерки, и без камлающей по залу тени дирижера? А ропаки на Белом море - без голубых, словно растекающихся по вечерам до горизонта теней…


Рецензии
в компьютерных играх тени сильно замедляют игровой процесс и жрут очень много ресурса процессора, хотя, по сути, никакой практической ценности не несут, только эстетическую. если отключить тени, всё залЁтает

Пин   07.04.2017 23:14     Заявить о нарушении
Дорогой, Пин, я в восторге от пролитого Вами света на роль теней в виртуальном пространстве! Стремимся к свету!

Алекс Росс   08.04.2017 15:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.