Великому Жан-Жаку Руссо. Письмо XIII

Письмо от Юлии. (Отрывок.)

   Ведь я говорила вам, что мы были счастливы;
и лучшее доказательство этому – тоска, которая охватывает меня при недолгой разлуке. Наверное, это знаете и Вы.
   Если б у нас были беды потяжелее, ужели мы страдали бы, расставшись на два дня?
Я говорю – мы, ибо знаю, что мой друг разделяет со мной нетерпеливое ожидание, как и я;
разделяет, я это чувствую, и он сам чувствует притом:
ему нет нужды говорить мне об этом.
    Мы в деревне лишь со вчерашнего вечера и ещё не настал час нашей обычной встречи,
однако ж от самой перемены места наша разлука мне ещё несноснее, особенно в сегодняшний вечер.
   Если б вы не запретили мне геометрию, я бы сказала, что тоска моя
прямо пропорциональна разделяющему нас времени и расстоянию между нами, где по разные стороны – вы и я;
ибо, по-моему, чем дальше мы друг от друга, тем горше разлука моя.
    Я привезла сюда ваше письмо вместе с планом занятий, которые не утомляют,
и, решив подумать и над тем, и над другим, уже дважды перечитала письмо; последние фразы меня бесконечно умиляют.
Вижу, друг мой, что ваша любовь – любовь истинная, ибо пока она не отвратила вас от благородных деяний
и ваше чувствительное сердце ещё способно приносить жертвы во имя добродетели и наших желаний.
   В самом деле, просвещать женщину, желая развратить её – гнуснейшее обольщение,
а кто хочет романами растрогать её сердце, тот, значит, не может этого добиться собственными силами и вызывает отвращение.
     Если б вы толковали философию себе на пользу и вызывали во мне сомнение,
если б попытались внушить принципы, выгодные лишь вам, желая ввести меня в заблуждение,
я быстро бы вас разгадала и была бы настроена решительнее;
но вы этого не делаете – вот что всего опаснее и обольстительнее.
   Как только моё сердце стало жаждать любви и я почувствовала стремление к вечной привязанности,
я начала умолять небо, чтобы оно соединило меня не просто с милым человеком, желающим нести обязанности,
но с человеком, обладающим прекрасной душой,
ибо я хорошо знаю, что из всех благ, дарованных человеку, только она не принесёт разочарования и потерянный покой,
и что прямота и благородство украшают все чувства, которыми сочетаются со мной.
    В награду за добрые побуждения я, подобно царю Соломону, получила
не только просимое, но и то, о чём даже не просила.
В этом я вижу хорошее предзнаменование для всех своих заветных желаний, которых и вы желаете,
и не теряю, друг мой, надежды в один прекрасный день сделать вас счастливым, как вы того заслуживаете.
    Путь к этому долог, труден, неверен; препятствия огромны. Не смею загадывать, но верьте:
я добьюсь всего, чего в силах достигнуть любовь и терпенье, поверьте…
    Я прервала письмо – захотелось побродить по рощицам, неподалеку от нашего дома в этот раз.
О, желанный друг! Я и тебя повела с собою – вернее, унесла в душе твой образ:
я выбирала места, которые мы посетим вдвоём, я облюбовывала уголки, достойные приютить нас;
сердце у нас заранее переполнялось восторгом в очаровательных приютах уединения хотя бы на час,
где ещё упоительней становилась радость нашей встречи; они же, в свою очередь, каждый раз
делались ещё краше, дав убежище двум истинно любящим сердцам и я дивилась тому не раз:
как же я до сих пор не примечала тех красот, которые обрела,
оказавшись там вместе с тобою.  Как я раньше без этого жила!
    Среди естественных рощиц, разбросанных по этим прелестным местам,
есть одна, всех прелестней, где мне дышится вольнее всего, и вот что я придумала: там
будет ждать моего друга сюрприз. Пусть же он не твердит, что всегда бывает почтителен,
а я никогда не бываю великодушна с моим учителем.
    Пусть он здесь и почувствует, насколько, вопреки пошлым предрассудкам,
дар сердца ценнее добычи, взятой насильно, подобно волкам…
    Я написала эти строки и призадумалась: как передать вам письмо, опустить в почтовый ящик, где?
Здесь это не так просто, не то что в городе. 
Поэтому я ограничусь запиской о встрече в понедельник,
а письмо оставлю и передам вам из рук в руки.
К тому же и забот поубавится: не стану раздумывать о том,
что вы вообразили о загадочном сюрпризе в роще, пока мы в разлуке.
––––––   
Жан-Жак Руссо. Юлия, или Новая Элоиза. Письмо XIII. К Юлии. (Отрывок.)
От Юлии.
Ведь я говорила вам, что мы были счастливы; и лучшее доказательство этому тоска, которая охватывает меня при недолгой разлуке. Если б у нас были беды потяжелее, ужели мы страдали бы, расставшись на два дня? Я говорю — мы, ибо знаю, что мой друг разделяет со мной нетерпеливое ожидание; разделяет, я это чувствую, и он сам чувствует: ему нет нужды говорить мне об этом.
Мы в деревне лишь со вчерашнего вечера, и еще не настал час нашей обычной встречи, однако ж от самой перемены места наша разлука мне еще несноснее. Если б вы не запретили мне геометрию, я бы сказала, что тоска моя прямо пропорциональна разделяющему нас времени и расстоянию между нами; ибо, по-моему, чем дальше мы друг от друга, тем горше разлука.
Я привезла сюда ваше письмо вместе с планом занятий и, решив подумать и над тем и над другим, уже дважды перечитала письмо. Последняя фраза меня бесконечно умиляет. Вижу, друг мой, что ваша любовь – любовь истинная, ибо пока она не отвратила вас от благородных деяний и ваше чувствительное сердце еще способно приносить жертвы во имя добродетели. В самом деле, просвещать женщину, желая развратить ее, – гнуснейшее обольщение, а кто хочет романами растрогать ее сердце, тот, значит, не может этого добиться собственными силами. Если б вы толковали философию себе на пользу, если б попытались внушить принципы, выгодные лишь вам, желая ввести меня в заблуждение, я быстро бы вас разгадала; но вы этого не делаете – вот что всего опаснее и обольстительнее. Как только мое сердце стало жаждать любви и я почувствовала стремление к вечной привязанности, я начала умолять небо, чтобы оно соединило меня не просто с милым человеком, но с человеком, обладающим прекрасной душой, ибо я хорошо знаю, что из всех благ, дарованных человеку, только она не принесет разочарования и что прямота и благородство украшают все чувства, с которыми сочетаются. В награду за добрые побуждения я получила, подобно царю Соломону, не только просимое, но и то, о чем даже не просила. В этом я вижу хорошее предзнаменование для всех своих заветных желаний и не теряю, друг мой, надежды в один прекрасный день сделать вас счастливым, как вы того заслуживаете. Путь к этому долог, труден, неверен; препятствия огромны. Не смею загадывать, но верьте: я добьюсь всего, чего в силах достигнуть любовь и терпенье…
Я прервала письмо – захотелось побродить по рощицам, неподалеку от нашего дома. О желанный друг! Я и тебя повела с собою — вернее, унесла в душе твой образ: я выбирала места, которые мы посетим вдвоем, я облюбовывала уголки, достойные приютить нас; сердце у нас заранее переполнялось восторгом в очаровательных приютах уединения, где еще упоительней становилась радость нашей встречи; они же, в свою очередь, делались еще краше, дав убежище двум истинно любящим сердцам и я дивилась тому, как же я до сих пор не примечала тех красот, которые обрела, оказавшись там вместе с тобою!
Среди естественных рощиц, разбросанных по этим прелестным местам, есть одна, всех прелестней, где мне дышится вольнее всего, и вот что я придумала: там будет ждать моего друга сюрприз. Пусть же он не твердит, что всегда бывает почтителен, а я никогда не бываю великодушна. Пусть он здесь и почувствует, насколько, вопреки пошлым предрассудкам, дар сердца ценнее добычи, взятой насильно…
  Я написала эти строки и призадумалась: как передать вам письмо? Здесь это не так просто, не то что в городе… Поэтому я ограничусь запиской о встрече в понедельник, а письмо оставлю и передам вам из рук в руки. К тому же и забот поубавится: не стану раздумывать о том, что вы вообразили о загадочном сюрпризе в роще.


Рецензии