Трудная судьба памятника ста тысячам уничтоженных

Трудная судьба памятника ста тысячам уничтоженных "советских граждан"

ИЗ ИНТЕРНЕТА
(на Э.К. не обращать внимания- не убирается)



К ИСТОРИИ УСТАНОВЛЕНИЯ ПАМЯТНИКА В БАБЬЕМ ЯРУ
ТАТЬЯНА ЕВСТАФЬЕВА
Татьяна Евстафьева - заведующая отделом "Бабий Яр" Музея истории г.Киева

Бабий Яр, Бабий Яр...

После Второй мировой войны это название киевского оврага стало синонимом человеческой трагедии. Так исторически сложилось, что Бабий Яр в Украине и в мире означает значительно больше, чем географическое название и один из трагических адресов массового геноцида времен Второй мировой войны. В летописи Шоа именно эта киевская местность является началом еврейского Холокоста в Европе, местом первых массовых расстрелов евреев. Так уж распорядилась история, что Бабий Яр как место массовых казней просуществовал день в день ровно два года. С 29 сентября 1941 г. по 29 сентября 1943 г. в нем погибло около 100 тысяч человек - евреи, цыгане, военнопленные, моряки Днепровского отряда Пинской военной флотилии, подпольщики, партизаны, активисты ОУН, заложники, игроки киевской футбольной команды "Динамо", все те, кто считался врагом третьего рейха.

В первые годы после освобождения Киева Бабий Яр внешне не менялся. Местные жители находили обгоревшие кости, вещи, золу. Тогда же был поставлен вопрос об увековечивании памяти погибших.

13 марта 1945 г. Совнарком и ЦК Компартии Украины приняли постановление № 378 "О сооружении монументального памятника на территории Бабьего Яра". Республиканское управление архитектуры подает заместителю председателя Совета Министров Украины- Миколе Бажану титульные списки строительства памятников, в 1946 г. среди которых и памятник в Бабьем Яру. Начало строительства памятника планировалось начать в 1945 г., стоимость работ 3 млн. рублей, ассигновано на 1946 г. 1,5 млн. рублей. По замыслу архитектора А.Власова и скульптора И.Круглова это должна была быть трехгранная пирамида из черного гранита с барельефом в центре и композицией, напоминающей рельеф Бабьего Яра. Но даже личная дружба с Н.Хрущевым не помогла авторам осуществить задуманное.

В 1951 г. по решению горисполкома были начаты работы на глиняных карьерах Петровских кирпичных заводов. Непригодную для производства породу смешивали с водой и по трубам отводили в Бабий Яр. Чтобы избежать сползания намывного грунта, соорудила дамбы, а для стока воды - колодцы и отводные каналы. Рельеф местности постепенно менялся. К середине 1950-х годов появилось предложение засыпать Бабий Яр и построить там стадион и парк с аттракционами. В ответ писатель Виктор Некрасов выступил в 1959 году в "Литературной газете" с призывом не допустить кощунства и возвести памятник погибшим, а не стадион с парком. Но территорию стали замывать, что и привело к новой трагедии. 13 марта 1961 г. жидкая пульпа прорвала защитную дамбу, и огромный поток грязевых масс устремился на Куреневку, круша все на своем пути, были разрушены многие здания, депо им. Красина, но самое страшное - погибли люди. Желание превратить Бабий Яр в зону отдыха и развлечений привело к новым разрушениям и жертвам. Вновь общественность подняла вопрос о необходимости строительства памятника. В сентябре 1961 г. поэт Евгений Евтушенко опубликовал в "Литературной газете" свое стихотворение "Бабий Яр", которое начиналось словами "Над Бабьим Яром памятников нет...", а в декабре 1961 г. впервые прозвучала 13-я симфония Д.Шостаковича, первая часть которой написана на стихи Е.Евтушенко.

И вот очередное указание сверху: объявить конкурс на проект памятника к 25-й годовщине трагедии. Рассмотрение проектов назначили на сентябрь 1965 г. с расчетом, чтобы в следующем году памятник был уже построен. Именно этот конкурс, про который и до сегодняшнего времени почти ничего не опубликовано, стал камнем преткновения в вопросе о Бабьем Яре.

Хотя конкурс и был закрытый, свои проекты представили многие архитекторы. Некоторые выдвинули по два и даже по три проекта. Интересными, по мнению публики, были мемориалы, предложенные знаменитыми киевскими архитекторами И.Каракисом и А.Мелецким.

Проект И.Каракиса представлял собой семь символических оврагов Бабьего Яра. Между ними перекинуты мостки (сохранившаяся часть Бабьего Яра превращается в заповедное место, куда не должна ступать нога человека), дно яра покрыто красными цветами (маками) и камнями - как напоминание о пролитом здесь море крови советских граждан. Центральную часть памятника-мемориала он предлагал в 3-х вариантах. Статуя скорби о погибших, в которой незаживающими ранами врезаны изображения героизма, страданий и гибели - это первый вариант. Второй - бетонный памятник - стена, пробитая силуэтом человека, вдоль правой стороны пандуса на бетонной подпорной стене размещены мозаичные панно из естественных гранитов на тему Бабьего Яра. Третий - группа каменеющих человеческих тел в виде расколотого дерева с двухярусным мемориалом внутри, где главенствующая роль была представлена фрескам Зиновия Толкачева. С левой стороны от входа за оврагом - мемориальный музей, частично врытый в землю.

Предложенный А.Мелецким (в Бабьем Яру погибли его мать и бабушка) проект предполагал создание целого комплекса, который должен был начинаться гранитным блоком с надписью "Бабий Яр" на нескольких языках и заканчиваться подпорной стеной с семью художественно оформленными оврагами-кручами. В одном из них лежал гриф скрипки, в другом - мячик, в третьем - разбитая коляска, зонтик и т.д.

Впечатляющим был и проект памятника, созданный скульптором А.Рыбачук и архитектором В.Мельниченко, под названием "Когда рушится мир".

Обсуждение работ было бурным. Одни напирали на то, что в Бабьем Яру погибли военнопленные, поэтому их надо изобразить. Другие вообще считали, что семь круч в проектах А.Мелецкого и И.Каракиса - это иудейская менора, которая стала гербом Израиля. Большинство официальных лиц склонялись к тому, что еврейскую тему, а вместе с ней и гибель гражданского населения, с мемориала надо убрать.

Книгу отзывов, в которой рядом с записями в поддержку проектов появились антисемитские высказывания, изъяли, а конкурс аннулировали. Объявили второй конкурс под названием "Дорога, смерть и возрождение жизни". Лучшим проектом Союз архитекторов признал памятник, изображавший фигуру со знаменем. Этот проект был подан на утверждение секретарю Компартии Украины Петру Шелесту.

Не уловив подхалимства Союза архитекторов, он только сказал: "Я думаю, что это не для Бабьего Яра".

Памятника на месте гибели десятков тысяч киевлян к 25-й годовщине трагедии так и не поставили.

Вскоре между улицами Дорогожицкой и Мельникова появился камень с надписью: "Здесь будет сооружен памятник советским людям - жертвам преступлений фашистов в период временной оккупации г. Киева в 1941-1943 гг."

2 июля 1976 г., к 35-й годовщине трагедии, в верховьях Бабьего Яра около улицы Дорогожицкой был открыт памятник с надписью "Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру". Долгое время он был единственным напоминанием о трагедии Бабьего Яра.

29 сентября 1991 г., к 50-летию трагических событий, был открыт памятный знак. Он представляет собой бронзовое изображение Меноры, покрытой барельефной композицией на тему принесения жертвы (архитектор Ю.Паскевич, инженер Б.Гидлер, художники Я.Левич, И.Левич). Тогда же на памятнике 1975 г. дополнительно установили таблички на русском языке и языке идиш. Около памятника поставили деревянный крест в память активистов ОУН, расстрелянных фашистами.

Памятные знаки, отражающие различные страницы трагедии Бабьего Яра, установлены на углу улиц Дорогожицкой и Шамрило - узникам Сырецкого концлагеря, на улице Грекова, 22-а - киевским футболистам, расстрелянным там же, на территории Кирилловской больницы - больным, расстрелянным в 1941-1942 гг. В 2000 г. недалеко от Меноры был установлен крест с надписью: "На этом месте 6 ноября 1941 г. были расстреляны священнослужители архимандрит Александр Вишняков и протоиерей Павел за призыв к защите Отчизны от фашистов". 30 сентября 2001 г. на территории Бабьего Яра установлен памятный знак детям, расстрелянным в Бабьем Яру (скульптор В.Медведев, архитекторы Р.Кухаренко и Ю.Мельничук).

Учитывая значение Бабьего Яра в истории Второй мировой войны, исполком городского совета еще в 1992 г. принял решение № 26, согласно которому в Киеве должен быть открыт музей "Бабьего Яра", который является филиалом Музея истории г. Киева. 30 сентября 2001 г. был заложен камень на месте строительства будущего музея.

В газете "Зеркало недели" (№ 7 за 1999 г.) Г.Аврамов пишет, что проживающий ныне в Германии наш земляк, лауреат Государственной премии, руководитель творческих коллективов, создавших в Киеве Булгаковский, Педагогический и Медицинский музеи, А.Крыжопольский собрал энтузиастов, которые не только разработали проект памятника-музея Холокоста в Бабьем Яру, но и готовы взять на себя все заботы по его сооружению - сбор средств, организацию строительства и т.д.


Рецензии