По пути с тележкой

Сколько не бились ученые, так никому и ни удалось полноценно познать ум человека, находящегося в возрасте, когда место тебе уступают не только мужчины, но и дети. Что ими движет, будем ли мы такими же?
1.
Ее колеса имели не совсем обычную форму, воплощение рваной резины и грязи. Они обливали ботинки всех проходящих людей смесью соли, песка и снега. Ее приветствовали в метро, уступая место, и радовались в автобусе, освобождая пространство. Она просыпалась вместе с хозяйкой, когда студенты ложатся спать и шла путешествовать на рынок к степанычу. Там, хозяйка угощала ее самыми дешевыми помидорами и обрезными яблоками. Затем, пока еще не рассвело, они шли создавать видимость дел, катаясь бесплатно в переполненном сонными людьми автобусе. Потом дом, сон, новый день.
Ее лучшие друзья - руки. Они, как и она, немного поистрепались, покрылись крупными морщинами и пигментными пятнами старости. Руки помогают ей двигаться, за что она, в знак благодарности, отдает гремучим поскрипыванием.
С хозяйкой отношения портит только тканевая сумка или одноразовый пакет, который старуха берет с собой, если идет в магазин просто посмотреть.
Каждый день она мысленно подсчитывает сколько ей осталось в действии - год, два, три. Ее жизнь зависит от срока годности хозяйки. А той далеко уже за семьдесят.
Погодные условия - залог ее настроения. Так с проникновением солнечных лучей в двухкомнатную квартиру на Текстильщиках, старуха с подругой, которая была для нее еще и местом, в котором можно было хранить продукты, зашевелились для очередного захода в овощную лавку. Громко бухаясь об каждую ступеньку и скрепя от старости колесами, они вышли из третьего подъезда дома номер сорок пять, и поплыли вдоль потока людей, спешащих на свои рабочие места. Повсюду сочилось весеннее настроение, а  солнце приятно грело слегка заржавевшую ручку и спину, старой женщины. Не оглядываясь на прохожих, они шли по направлению к цели, потому что непременно нужно прийти раньше соседки с 41 дома.
Хозяйка, часто прихрамывавшая на левую ногу, изображала собой угол в 90 градусов, который шатался по направлению ветра.  Старуха почти ничего не видела и поэтому, все что встречалось ей на пути было незамедлительно ощупано. Сейчас на ее дороге оказались два подростка, которых привлекла сияющая вывеска продуктового магазина напротив.
-Чей-то вы встали на дороге, мешаете пройти, - прошамкала бабуля.
Сковозь ее толстые линзы просачивались разноцветные огни.
-Это там что, магазин соорудили чтоль?
-Угу, - промычали мальчики, не обращая внимания на старую.
-Надо зайти поглядеть.
И свернув с протоптанной дорожки, она пошла по направлению к мерцающим огням.
Внутри было еще пусто, лишь парочка ленивых продавцов слонялись без дела, проглатывая зевоту.
-Дочка, а где у вас тут мясо?
Работница магазина, не раскрывая рта, ткнула кривым пальцем с ободранным красным лаком в огромный холодильник позади  себя. Старая пошаркала в указанном направлении, волоча за собой подругу.
 -Ну и цены! Вот это обдираловка! Сталина на них не хватает!- причитала она, щупая костлявыми пальцами, импортную колбасу.
Мимо, по направлению к сырам, прошла женщина в зеленой форме. Старуха, нахмурив и без того морщинистый лоб, пододвинула к носу очки и убедилась, что перед ней самый настоящий сотрудник магазина.
-Девушка!-  прошамкала она - девушка!
Но та даже не думала оборачиваться. Возмутившись, старуха оставила свою тележку около колбас, а сама двинулась на продавщицу.
Оставшись одна, ржавая стала оглядываться вокруг, до нее доносилось причитания хозяйки и голос наглой продавщицы. Повсюду бродили с заспанными глазами работники супермаркета, играла давящая музыка и пахло сырым картофелем. Понемногу магазин заполнялся людьми. Одни не спали всю ночь и пришли за кофе, другие спешили купить пачку сигарет перед работой. И лишь два голоса нарушали спокойствие и умиротворенность этого магазина.
 -Женщина, что же вы от меня хотите? Я всего навсего раскладываю товар по полкам. Если есть какие-то претензии, обратитесь к менеджеру, последняя дверь направо, - тыча пальцем в темно серый коридор, тараторила продавщица, - Правда вам придется немного подождать, потому что рабочий день у них начинается только с 12.
Резко повернувшись на каблуках, старая поплелась к своей тележке. – Мы подождем этого начальника, а то иж что удумали. Пенсионеров обдирать каждый горазд! Вот напишу в управу на них! Бандиты!

Они медленно двигались по неосвещенному коридору со множеством маленьких каморок натыканных железными дверьми. Из одной пахло  тухлой рыбой, из другой протухшим молоком и гнилыми овощами. Люди различных национальностей таскали огромные ящики, с которых капала какая-то черная жидкость. В одной из комнат стоял смог, был слышен кашель и слова, запрещенные в СССР. Старушка причитала что-то про управу и понаехавших. Сесть было негде. Мимо носились мужики и жирные женщины, все кричали и подтрунивали друг над другом.
- Посторонитесь!- прогромыхал голос из курилки, -Валек, вывожу телеги!
Одна за другой стали вылетать железные корзины. Стукаясь ручками, они издавали лязг и жалобное постанывание. Их пронеслось не меньше тридцати, с наклейками и без, с разного цвета ручками, из разного материала.
Хозяйка испугано хлопала глазами и пододвинула свою ржавую ближе к стене.
В 12 часов пришел менеджер, он не переставал натянуто улыбаться и постоянно говорил, что все исправит. А еще что, возможно, он конечно очень постарается, но ничего обещать не может, старухе сделают скидку. Он очень постарается.
Бабушка, снова поволокла ржавую до квартиры. Тяжело.

2.
В России мы почти не замечаем лета, оно быстро проходит. Так быстро, что успевают загореть только плечи, а ноги девушкам приходиться прятать в капронках темнее на тон. Погода быстро набирает обороты и на месте зеленых листьев торчат сухие голые ветки. Асфальт покрывается грязным золотом, которое остается гнить до первого снега. В такое время года зонт не успевает высыхать, а обувь покрывается белыми разводами.
Осенью земля так сильно усеяна листьями, что колеса отказываются двигаться. Каждый шаг болью отдается на ручке тележки, когда хозяйка старательно толкает ее через лужи. С приходом зимы, жизнь становиться еще тяжелее. Снег застывает на железе, которое становится мокрым в теплом помещении. И тележка приобретает новый ржавый окрас.
-Давно тебе пора на пенсию, - причитает старуха, видя как подруга страдает.
Обычно зима проходит и бед становиться меньше, но этот год был слишком суров. В первый же день нового года, хозяйка вышла проверить, что осталось на прилавках.
Путь был близкий. Выл ветер, снег острыми осколками ударялся о железо.
-Что скажешь, милая,- обратилась старая к подруге, - как тебе эти прошлогодние окорочка?
Хозяйка посмеялась над собственной шуткой, поздравила еще пьяных продавцов с новым годом и положила мороженые окорока внутрь подруги.
Придя домой, тележка поняла, что это был ее последний выход.
-Что ж мне с тобой делать? Тут на месте колеса все прогнило
Приходил сосед с 10 этажа, у него огромная рыжая кошка, пытался вылечить подругу.
-Ну Николаевна, тут как ни крути, колесо вместе с креплением проржавело, вот и отвалилось. Нужно новую приобретать!

3.
Новой тележки не понадобилось. Несколько раз на следующий день старуха вышла в магазин, метель мела еще сильнее. Тележка чувствовала, что с хозяйкой что-то не так.
Во вторник старая с утра не вставала с постели. До обеда никаких звуков, и только после трех подруга услышала знакомое пошаркивание.
Болезнь оказалась тяжелой, обычная простуда перетекла в воспаление легких, старое тело не могло само справиться, нужны лекарства.
-Дорого, очень дорого, - шептала хозяйка.
-Знаешь, Николаевна, я б тебе помог, только сам в долгах. Может у тебя есть  что-то ценное, продадим, а на эти деньги я схожу куплю все что нужно.
Сосед с 10 этажа, часто заходил навещать хозяйку. Его жена полтора года назад скончалась, и теперь кроме кошки у него никого не было.
-Да, наверно придется, - она поднялась с постели и показала ему, где можно взять старый перстень ее мамы и серебро, которое так любили дарить на свадьбы.
-Не густо
-Да
Когда все лекарства были куплены, сосед предложил, нанять сиделку.
-Она ведь и готовить будет, и стирать, так ты быстрее на ноги встанешь!
Тележка слушала и радовалась, «не я, пусть хоть хозяйка на ходу будет»
На следующий же день, пришла женщина лет тридцати пяти, части ее полных рук просачивались через футболку с надрезами на рукавах. То была милая женщина, ее  устроила цена и простота работы. Она постоянно скалилась  и называла себя в третьем лице.

4.
Старуха привыкла доверять людям, но чужой человек в доме всегда настораживает. Она ничуть не раздумывая положила, последнее дорогое, что у нее осталось в свою подругу. А именно позолоченные дедовы часы и медальон со свадебной фотографией.
Все было прекрасно, хозяйка шла на выздоровление, весна незамедлительно приближалась.
Тележка знала, что сегодня, в эту февральскую пятницу, из нее достали нечто ценное, то что принадлежит ее хозяйке. Она знала, что эта полная женщина не спросила разрешения. Она знала, что сиделка забрала эти вещи себе.
Звонок в дверь. Обычно после девяти не следует никого ждать.
Заплывшее жиром, с маленькими квадратными очками, лицо, она видела его один раз, четыре года назад, на день рождение хозяйки.
-Сын приехал, - прокричала сиделка.
Он привез с собой огромный чемодан и почти не разговаривал с мамой. Только в первый день он уточнил, как самочувствие. Обычно вечерами они с помощницей сидели за столом и пили какие-то клюквенные настойки. Он говорил о себе, она о нем, они о них.
С началом весны, старой стало хуже. Она начала тяжело кашлять и задыхаться. Сосед с десятого этажа приходил пару раз, но ему здесь были не рады. Тот уют, который хозяйка нажила со своей тележкой был изгнан. Казалось еще чуть- чуть изгонят и саму старуху.

5.
Прошел месяц с того момента, как сосед заходил наведать больную. Сегодня он шел выносить мусор и видел похоронную процессию. Вернее два человека, крест с надписью и гроб. Тележка лежала на помойке без колеса, полностью покрывшаяся ржавым налетом. То был их последний поход в магазин.


Рецензии