Последний бой летчика Александра Севастьянова

     Из двадцати летчиков первого состава 896 истребительного полка, сформированного на военном аэродроме Багай-Барановка (Сенная) в Вольском районе Саратовской области весной 1942 года, к концу Великой Отечественной войны осталось в живых три человека.


 Большинство летчиков отдали свои жизни на Воронежском и Брянских фронтах.  Лежат в  безымянных могилах не вернувшиеся с боевого задания командир звена лейтенант Александр Герасимович Трясуненко, командир эскадрильи старший лейтенант Георгий Михайлович Бобровский, заместители командира эскадрильи капитан Василий Григорьевич Михайленко и лейтенант Георгий Герасимович Семенов, летчики старший сержант Алексей Григорьевич Мазий, сержанты Константин Мартынович Матосов, Евгений Павлович Гордиенко, Михаил Федорович Фролов и Иван Павлович Василенко.


Полк под командованием майора Виктора Михайловича Семенко, который за выполнение специального задания в Испании был награжден в 1939 году орденом Ленина, и военкома части батальонного комиссара Василия Михайловича Кузнецова, имевшего на своем счету более ста боевых вылетов, на самолетах ЯК-1 прибыл на фронт 9 августа 1942 года.

Среди летчиков – истребителей самым опытным считался штурман полка старший лейтенант Алексей Иванович Усевич. Он до назначения в полк произвел семьдесят пять боевых вылетов и сбил четыре вражеских истребителя. Прошли фронтовую школу командиры эскадрилий и некоторые командиры звеньев, но большинство летчиков попали в полк после окончания летных училищ в звании сержантов.  Они закончили летные школы по сокращенным программам. Не имели летчики – истребители пилотажного опыта в связи с малым налетом часов, и участвовали пилоты только в учебных боях, были не обстреляны.


Наши молодые соколы истребительного авиаполка уже на другой день после прибытия на фронт  сопровождали к цели бомбардировщиков Пе-2. На рассвете 10 августа 1942 года группа самолетов 284-й бомбардировочной авиадивизии в сопровождении экипажей полка нанесла бомбовые удары по войскам противника в районе населённых пунктов Ивановка, Ильиновка, Спасское Семилукского района, где наши наземные наступающие войска натолкнулись на упорное сопротивление врага.


         12 августа по приказу командующего 16 Воздушной Армии летчики поддерживали наступление наших танковых бригад на Малопокровку, Высочино и Дмитриевку в Семилукском районе. Для прикрытия штурмовиков ИЛ-2 и бомбардировщиков ПЕ-2 истребители на задание вылетели в 5 час. 30 мин. По белым стрелам, выложенным на исходных позициях танкистов, и по зеленым ракетам, выпущенным солдатами, они определили линию фронта и нахождение наших частей.

 Одна за другой группы «илов» и «пешек» сбрасывали бомбы на огневые точки врага. В этом воздушном бою с превосходящими силами противника старшина Борис Васильевич Цыганков был подбит, но не покинул горящей машины, а, рискуя жизнью, посадил горящий самолет на своей территории.

Штурман полка А. И. Усевич вел группу «яков», прикрывая бомбардировщиков ПЕ-2. Шесть МЕ-109 попытались атаковать, но опытный летчик, сбив фашистский стервятник, заставил их отступить. 507,778 и 279 бомбардировочных полков с горизонтального полета с высоты 1700-2400 метров в составе групп 5-7 самолетов под прикрытием истребителей ЯК-1 и «харикейн»

     Труднее всего нашим истребителям было сопровождать летавших на штурмовку «илов». Фашисты летали группами от 7 до 15 самолетов.  При подходе к линии фронта, никем не связанные немецкие истребители обычно нападали сверху, со стороны солнца или из облаков. Враги пытались отсечь наши истребители сопровождения от «горбатых», так любовно называли «илы» наши солдаты, чтобы истребить поодиночке не защищенные с тылу штурмовики. Отражая вражеские атаки, погибали и летчики – истребители. Каждый день не возвращался на аэродром кто-нибудь из наших «ястребков».


      Выполнив задание, летчики возвращались к своим, но опасность их всегда поджидала у излучины, где река Дон, огибая ряд высот, делает петлю, сверху напоминающую кривой символ американского доллара. Эта Задонская петля в районе сёл Юрьево и Нижнее Казачье, Замятино и Ксизово Липецкой области была хорошим ориентиром для наших и немецких самолетов. Долетев до неё, летчик легко находил путь на свой аэродром.

       Павел Александрович Богданов, воевавший в 896 полку, в воспоминаниях «Полк назывался «Маршальским» вспоминал: «Если налеты на врага были с утра, то на обратном пути от фашистов приходилось отбиваться, как от роя рассвирепевших пчел. Хуже всего приходилось тем, кто отрывался от общей группы. Над причудливо изогнутой излучиной Дона, Задонской петлей, на одиночек обычно обрушивались сверху пары «мессершмиттов». Это был тот случай, когда немецкие асы «набирали» свой счет, без большого труда расправляясь с одиночными, иногда уже подбитыми и почти всегда имевшими горючее на исходе, советскими истребителями и штурмовиками».


      Дважды Герой Советского Союза Иван Никифорович Степаненко в мемуарах «Пламенное небо» об этом писал: «Когда мы группой или поодиночке из боя возвращались домой, то почти всегда искали знакомо поблескивающую внизу петлю. Противник быстро разгадал наш способ ориентирования, поскольку и вражеские лётчики нередко бывали здесь с той же целью. Над петлей почти всё время гудели самолёты обеих сторон, завязывались жаркие воздушные бои. Но с течением времени фашисты прибегли к хитрости: самые опытные асы на лучших к тому времени самолётах МЕ-109ф барражировали где-то в стороне, выжидая, когда на Задонскую петлю выйдут наши лётчики и на какой-то миг ослабят наблюдение. Тут стервятники и набрасывались на них».

       В донесении 286 истребительной дивизии, куда входил 896 истребительный полк, говорится:
«13 августа 8 Як-1 провели бой с 6 Ю-88 и 16 Ме-109. Старший сержант Гаврилов, старший сержант Панин, майор Свириденков сбили 5 самолетов... Коммунисты Подволзан и Соболев — по одному Ме-109... Летчики-сержанты не допустили Ме-109 к нашим бомбардировщикам. В этом бою лейтенант Трясуненко уничтожил один самолет лично и один в группе». В этот день летчики прикрывают и наших штурмовиков.


В боях дивизия понесла большие потери. Только за один день 13 августа не вернулись с боевого задания семь летчиков. Кто-то из них выпрыгнул из горящей машины с парашютом и принял последний бой на земле с врагом, кто-то, превозмогая жар горящего бензина, тянул до последнего и, ослепленный огнем, пытался садиться на землю, изрытую окопами и траншеями, а кто-то просто врезался в нее со своим самолетом в последнем крутом пикировании.

В боевом донесении №5 к 21.00 13.08.42 г. штаба 896 истребительного авиаполка записано: «896 ИАП в течении 13.08.42 г. шестью самолетами ЯК-1 прикрывал действия бомбардировщиков и произвел 6 самолетов на сопровождение ПЕ-2 в район Каверья Семилукского района Воронежской области … Проведено два воздушных боя. Первый в районе Ступино с 4 «МЕ-109», все атаки противника отбиты. Второй в районе Излегощи Усманский район Липецкой области, более 10 МЕ-109.

Не вернулось 3 самолета ЯК-1: Сержант Севастьянов, № самолета 0885». Из донесения можно предположить,  что маршрут наших летчиков после бомбардировки лежал через реку Дон на нашу территорию, мимо деревни Ступино Рамонского района и уже оттуда на свой аэродром, который находился недалеко от линии фронта у села Хмелинец Задонского района. Прямой путь домой лежал через Задонскую петлю.


Не вернувшийся с боевого задания, двадцатидвухлетний пилот сержант Александр Георгиевич Севастьянов родился 19 августа 1920 года в русском селе Скрябино в Мордовии. Окончил в городе Орск аэроклуб. Поступил перед войной учиться в Чкаловское училище летчиков.

В 1941 году после окончания училища Севастьянов служит в Сталинграде, а оттуда попадает в 896 истребительный полк. О том, как погиб молодой летчик, рассказал в письме с фронта военком полка Василий Михайлович Кузнецов. В письме родителям Александра в Саранск на улицу Кавказская, дом 8 он писал: 
«Здравствуйте, Степанида Осиповна и вся семья.

Получил от Вас письмо и спешу на него ответить. Сын Ваш Александр Георгиевич погиб при выполнении боевого задания 13.08.1942 года. Это было так. Совместно с боевыми друзьями он вылетел на прикрытие наших противотанковых самолетов [имеются в виду штурмовики ИЛ-2]. Как всегда наши летчики дружно летели до цели. Мощные противотанковые самолеты нанесли удар по врагу. Загорелось несколько танков, автомашин и много было убито фашистской нечисти. Вся группа полетела обратно, при подлете к нашей территории из облаков вылетело девять стервятников. Наши «ястребки» кинулись им навстречу. Завязался воздушный бой. Схватки продолжались недолго. Два фашистских детоубийцы, объятые пламенем, свалились на землю, а остальные поспешили удрать.

Ваш Саша в этом бою дрался храбро, смело, так, как дерутся наши летчики-патриоты. «Ястребок» Саши нанес несколько атак. Бой кончился, все полетели домой. Самолет Саши стал отставать, и шел он со снижением. Друзья его охраняли, уже над нашими войсками видели, как его самолет пошел к земле. На другой день нам сообщили, что летчик Севастьянов производил посадку на поврежденном самолете, был тяжело ранен и при посадке погиб. Похоронили его с воинскими почестями как храброго летчика, отдавшего молодую жизнь за нашу Родину.

 Боевые друзья, летчики, техники поклялись отомстить за молодого сокола. Клятву свою они выполняют. Увеличивают каждый день число сбитых стервятников, наносят мощные удары по насильникам и грабителям. Светлую память о боевом друге храним и будем хранить. Всю злобу нашего народа объединим в наши соколиные удары и обрушим их на кровожадные головы извергов рода человеческого.

Похоронен сын Ваш в деревне Павловка Хмельницкого района [мы предполагаем, что имеется в виду село Хмелинец Задонского района сейчас Липецкой области. На картах военного времени село называлось Хмельнец и входило в Орловскую область].

Документы – извещение о его гибели Вы получили, еще Вы получите причитающиеся ему деньги. Справку о его содержании - зарплате Вы получите через райвоенкомат. Мой адрес: полевая почта 2105, часть №108.
Военком части В.М. Кузнецов. 25.09. 1942 год.»


Вскоре пришли деньги. На корешке переводного талона начальник финансовой части написал: «Высылаю вам деньги 465 рублей 68 копеек, зарплату Вашего сына Севастьянова А.Г., погибшего при выполнении боевого задания 13.08.42 года. Дорогая мамаша, вместе с вами сожалею, не горюйте».

 Сохранились на талоне два почтовых штемпеля. Деньги высланы 12 октября 1942 года, а получены 17 октября 1942 года в городе Саранск. Несмотря на войну, почта работала четко. В семье Севастьяновых сохранилось и второе письмо батальонного комиссара, где он писал:

«Здравствуйте, уважаемая семья Севастьяновых.
Отвечаю Вам на второе письмо. Первого письма, к сожалению, не получил. <…> Если пенсия Вам до сих пор не назначена, я приму немедленные меры через прокуратуру.
Привет Вам от боевых друзей Вашего сына. Они два дня тому назад сбили еще одного фашистского стервятника. Боевой счет наших летчиков растет. Летчик Усевич сбил семь самолетов [Алексей Иванович Усевич за годы войны сбил лично девять вражеских самолетов и пять в группе с товарищами, представлялся к званию Героя Советского Союза, награжден орденом Ленина], Громаковский [Владимир Александрович Громаковский впоследствии получил звание Героя Советского Союза] и Богданов [Павел Иванович Богданов сбил лично три самолета и 7 в группе, был награжден двумя орденами] сбили по два самолёта. Дорого им обойдется Саша. Мы считаем, это еще очень мало. Мстим им за все. Жду ответ. С приветом, Кузнецов.»


Свидетелем гибели советского летчика стала жительница села Павловка Валентина Васильевна Дружинина.  Вот что она рассказала:

 «Когда началась война, мне было семь лет. Летом 1942 года мы увидели наш подбитый самолет. Он летел со стороны Задонска и горел. От него отлетала горящая фанера. Летчик пытался посадить самолет, но он упал на поле за селом. Из обломков самолета военные, которые приехали из Задонска, достали летчика. Помню его имя Саша. Летчика похоронил местный житель Андрей Евлампиевич Сивохин на дне оврага «Большой ров», недалеко от падения самолета. После войны наши бабушки приходили на могилу, но потом могила была забыта».

 Так и лежит на дне оврага защитник нашей Родины, выполнивший свой воинский долг до конца. Со временем могильный холмик врос в землю. Из письма военкома, донесений части и рассказа старожила села можно сделать вывод, что возможно там лежит Александр Севастьянов.

Больше семидесяти лет ищет могилу Александра Георгиевича семья Севастьяновых. Сначала этим занималась  его мама Степанида Осиповна, а она в войну потеряла двух своих сыновей, и сестра Мария Георгиевна, а затем родные и внучатые племянницы.
Учитель русского языка из Саранска Альбина Владимировна Торчикова просит помочь найти могилу дяди:

 « моя бабушка Севастьянова Мария Георгиевна в Иванове после окончания медучилища с 13 августа 1943 года по апрель 1945 года она работала в эвакогоспитале №4662 Саранска медсестрой, вышла замуж за раненого офицера Гордеева Николая Ивановича. Свою жизнь в дальнейшем она связала с медициной.

Её дочь Торчикова Валентина Николаевна (урождённая Гордеева) по профессии инженер, а сейчас находится на пенсии и проживает вместе со мной. Моя бабушка рассказывала, что они росли сами по себе и всё лето проводили на реке Урал, где старшие дети следили за младшими.   Александр в школе учился плохо, «был озорником», но занимался спортом и очень любил играть в футбол, даже состоял в команде. Во время учёбы стал посещать аэроклуб, куда вслед за старшим братом стала ходить и Мария.
   
О боевом пути Александра мы знаем мало. Шура, так звали его в семье, был призван на фронт Саранским РВК. Однажды, будучи в командировке (наверное, он приезжал за новыми самолетами), он заезжал домой (очень хотелось повидать родных!), говорил, что когда-то бывал в Краснодаре и хотел бы после войны жить там. Ещё говорил, что летают они на фанерных самолётах, а у фашистов машины стальные, и в небе вряд ли уцелеешь, на земле больше шансов остаться в живых».

Может кто-то из читателей поможет найти могилу летчика, чтобы отдать почести павшему воину.

На фото Севастьянов А.Г. в городе Чкалове в марте 1941


Рецензии