Легенда о берёзовой коре

       Задумывался ли кто, отчего берёзки зовут белоствольными, а кора их вся чёрными пятнами покрыта? Знающие люди говорят, что это от мороза: как пустит свою стрелу ледяную Карачун, да попадёт она в ствол берёзовый, так на том месте сразу чернеет деревце. В тех краях, где холода сильного не бывает, там и стволы у берёзок белее, а в сибирских-то лесах, почитай, всю зиму морозы трещат, вот и пятнают белоствольных красавиц, будто в насмешку над их названием. А ведь и душа человеческая, как берёзовая кора, может белой да гладкой оставаться, но от людской несправедливости, от бед да напастей и на ней появляются чёрные пятна обиды да дел неправедных. Главное, чтоб вовсе не почернела она, чтоб не заслонили тёмные силы света Правды в душе людской. А такое может случиться с любым, даже самым светлым человеком. Вот, к примеру, что произошло с мастером Лучезаром.

Большим умельцем был Лучезар, руки у него дереву да бересте  новую жизнь давали: на всех изделиях и цветы невиданные расцветали, и узоры волшебные сплетались, в туесах да жбанах молоко да квас долго-долго хранились, не скисали. Слава о мастере далеко за пределы родной деревни летела, из разных краёв люди приезжали поглядеть на его работы да купить за большие деньги. И школа, где учил он детишек мастерству, стала далеко известна, всё больше света да радости нёс Лучезар людям!

Увидали это слуги Чернобоговы, решили силу такую на службу злу поставить. Крутились возле мастера, и так, и сяк заманивали, но не поддавался Лучезар. Тогда осерчали злыдни да и ткнули в сердце ему стрелку острую с ядом гордыни. И стал потихоньку Лучезар свысока на людей смотреть, самым лучшим мастером себя считать, с учениками заниматься почти перестал, мол, всё равно бестолковые, не смогут такие работы делать, как я. А слуги Чернобоговы, чтоб сильнее яд действовал, ещё и жену Лучезару такую подослали, которая в мастерстве ничего не понимала, а только богатства хотела, да мастера к тому же склоняла.

Радовались, глядя на дело рук своих, тёмные силы, но однажды Велес, Бог мудрости да колдовства, решил  проведать Лучезара, чьё искусство шибко ему нравилось. Увидел Многомудрый такие дела, головой покачал, но решил не вмешиваться, чтобы сам мастер исправился, только чуток подмогнуть, света в жизнь добавить. И вот появился у Лучезара с женой сынок. Порадовался мастер: будет, кому искусство своё передать, кому род продолжить, да недолгой радость была, потому как жена ему мальчонку воспитывать по-мужски не давала, как наседка, крыльями над сыночком хлопала да квохтала. Ещё тошнее стало дома Лучезару, больше времени стал проводить в мастерской своей. Да только и там не всё ладно было. Слуги Чернобоговы не дремали, нашли в деревне бабок-шептуний, что влияние на жителей имели, влили тем шептуньям в души яду чёрного, и стали бабки народ против Лучезара настраивать, гадости наговаривать. Там словечко шепнут, здесь намекнут, стали козни вокруг мастера плести, как паучихи, сетью оплетать, чтобы солнышка ясного не видел, чтобы к светлым Богам не пробился, чтобы руки опустил да мастерства лишился. Бьётся Лучезар, как муха, в паутине злобных замыслов, да только сильнее запутывается: и люди стали косо смотреть, и деньги сквозь пальцы утекать, и жена совсем отдалилась и сына отворотила. Стала душа Лучезара, в точности как замыслили тёмные силы, чернеть, как кора берёзовая от мороза, озлобился мастер на весь свет, одно только худое вокруг себя видит. Уж и друзья от него отвернулись, и помощники да ученики стали косо смотреть, обижать начал Лучезар людей, и те в ответ так же отплачивать. Слуги Чернобоговы радуются, руки потирают, а Велес мудрый головой покачал, брови сдвинул да решил снова чуток подмогнуть мастеру вернуться на дорогу Прави. Боги – они мудры, а Велес особенно, поэтому не разорвал он паутину зла одним взмахом руки, чтобы САМ человек это сделал, САМ увидел, где ошибся, где свернул на кривую дорожку. Отыскал Велес в одном северном селе женщину по имени Златояра, что силу светлую в себе имела, сама того не зная, отыскал да с Макошью-матушкой нить жизни Златояры переплёл с нитью Лучезара.

Жила себе Златояра в родном селе, дочек воспитывала, рукодельничала понемногу, долю свою женскую тянула, как все, но однажды такая тоска её обуяла, так жизнь опостылела, что решила она всё сменять. Собрала пожитки, дочек своих, да и уехала в другую деревню, куда её знакомая давно звала, в ту самую, где жил и Лучезар. Всё пошло, как Велес многомудрый задумал.

Стала Златояра на новом месте приживаться, детишек соседских рукоделиям обучать да сказки с ними разыгрывать. Потянулись к ней детишки, да и взрослые не чурались приезжей. С виду была она самая обычная: кожа белая, глаза зелёные, волосы рыжеватые, да только вот все, кто с ней хоть чуток пообщался, солнышком её называли. И правда, где появлялась Златояра, всем она улыбалась, со всеми приветливо разговаривала, и словно светлее становилось вокруг, будто и вправду солнышко в гости заглянуло.

И вот однажды, точно по задумке Велесовой, встретились Лучезар со Златоярой, сошлись их дорожки в  одном месте.  Глянула Златояра мастеру в глаза и чуть не заплакала, сердце зашлось от боли: столько темноты и страдания было в потухшем взгляде Лучезара! Всей душой потянулась женщина к потерявшему дорогу мастеру, всем теплом сердца, чтобы обогреть, утешить, вернуть блеск в глаза и радость в жизнь несчастного. И Лучезар почувствовал всей израненной душой своей этот поток тепла, добра и света. Почувствовал, но не поверил: слишком долго не было хорошего в его жизни, слишком усердно работали над ним слуги зла. Однако ж, как солнышко топит своими лучами глыбы ледяные, так и корка злобы на сердце его стала истончаться после бесед со Златоярой. Стала она и в мастерской ему помогать, и сама о себе многое понимать начала, и силу свою светлую ведовскую осознавать. Златояру-то жизнь тоже била да не баловала, вот две одинокие души и потянулись друг к другу. Лучезар делом снова занялся, работы его из бересты ещё краше стали получаться, душа светлеть начала, и расцвело меж мастером и ведуньей чувство горячее, распустилось оно в их сердцах волшебным купальским цветком. Сами себе они в том признаться боялись, ведь женат был Лучезар, да только друзья близкие заметили, что, как рядом эти двое окажутся, так будто искры меж ними проскакивают, и дела ладятся, и мир вокруг светлее да радостнее.
 
И батюшка Велес, увидев, что дело пошло на лад, успокоился: мол, дальше само разрешится потихоньку. А вот слуги Чернобоговы, наоборот, старанья свои удвоили. Душу Лучезара любимая его крепко охраняла да берегла, так тёмные силы с бабками-шептуньями ещё крепче сплелись, в деревне мастеру совсем невмоготу стало, жена ещё более озлобилась, чувствуя, что отдаляется муж от неё, и сына против отца настроила. В общем, куда ни кинь – всюду клин! Совсем до края мастер дошёл: и дом есть, да тепла в нём нет, и сын есть, да чурается малец отца, и любимая есть, да не жить им вместе! И однажды, разом всё обрубив, уехал Лучезар из родной деревни. Уехал далёко, за тыщи вёрст, решив начать всё заново. Сам-то уехал, а душа осталась! Не выдержав, запил мастер горькую. Да по-чёрному запил, как только русские мастера умеют! Жена его, как узнала о том, злобиться против мужа пуще прежнего начала, а Златояра, получив весть такую, вся душой истерзалась: полететь бы к любимому, спасти, укрыть от зла-несчастья, да дочки против! Только-только прижились на новом месте, друзей-подружек завели, да и куда ехать: в чужие места, к чужим людям? А жить где, на что? Рвалось на части сердце Златояры, кровью обливалось, все глаза выплакала, но всё ж родная кровь помогла: дали дочки согласье на переезд, решили все заботы-тяготы вместе пережить, на что ж ещё и нужна семья?

И много ещё было этих забот да тягот у Лучезара и Златояры, но свет в их душах не дал тёмным силам победить, а любовь да забота друг о друге, поддержка дочурок помогли устоять и не сбиться с верного пути. Со временем и быт наладился, и дом-терем построили, и любимое дело продолжили, и в семье всё было ладно. Дочки Златояры выросли, улетели из-под материнского крыла, но связь с матерью не теряли. Сын Лучезара тоже подрос, понял отца и стал ему опорой, как и положено сыну. А Златояра родила любимому ещё дочку, Ладушку.

Доволен остался Велес-батюшка: всё пошло как надо, как по кону положено. Главное, что душа мастера от зла очистилась, на добрые дела руки и сердце направились, а что до поступков неправедных… Так они, как чёрные пятна от мороза на белой берёзовой коре, остались на светлой душе Лучезара напоминанием о том, что легко с дороги Прави свернуть, но всегда можно вернуться, чтобы дарить людям радость и красоту да преумножать Добро и Свет в этом мире.


Рецензии
Так и хочется добавить:"Весёлым пирком да за свадебку!" Сказка - ложь, да в ней -намёк,добрым молодцам урок.Эта история, как и предыдущие,именно из разряда поучительных.Чистым светом наполнена и излучает доброту,щедрость душевную, тягу к хорошему.Женечка, замечательно!Не удивлюсь,если в недалёком будущем твои истории о Лучезаре-мастере вдруг объединятся в "Книгу сказов о мастере Лучезаре".А там и о Златояре-сказительнице появится книжка.

Жанна Ушакова   18.10.2015 17:30     Заявить о нарушении
Спасибо за тёплый отзыв, моя хорошая! Да, сказы о Лучезаре я планирую со временем объединить в сборник, а вот со Златоярой сложнее:не могу о ней писать! Этот сказ кое-как "сотворила", две ручки шариковых отказывались работать, как только доходило дело до этой дамы. Так что... Но у Лучезара настолько насыщенная жизнь и творчество, что материала пока хватает :)))

Златояра Евгения Галич   19.10.2015 11:32   Заявить о нарушении