Болезни неосознанного влечения

Неосознанное влечение
Что это такое? Почему влечение может быть скрыто от осознания? Позитивно или негативно испытывать влечение? Какая мораль в нашем обществе мешает нам испытывать сексуальное влечение и признаваться в нем? Какое еще влечение бывает (в чем схожесть влечения и интереса, удивления и любопытства)? Какие болезни могут быть связаны с влечением?

Термин ВЛЕЧЕНИЕ:
Психоаналитический словарь Лапланша и Понталиса определяет "влечение" как "динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила), подталкивает организм к некоторой цели"

Лейбин В.М. сообщает о "влечении" как "общей направленности движения живого организма, бессознательное стремление субъекта к удовлетворению своих потребностей"

При возбуждении живая система переходит из состояния относительного физиологического покоя к состоянию физиологической активности. В основе возбуждения лежат сложные физико-химические процессы. Мерой возбуждения является сила раздражителя, которая вызывает возбуждение.

Испытывая влечение (интерес) к какому-то человеку, событию или явлению, мы открываемся. Мы готовы принимать информацию, ощущения, новое, неизвестное, поборов страх неизвестности. В прошлый раз мы говорили, что агрессия – это проявление жизни, а влечение – это проявление чего? Сексуальности, витальности, способности жить, размножаться и быть открытым для изменения, для принятия нового в жизни.

Почему же так тяжело бывает признаться в своем интересе, возбуждении, удивлении. Что такого в этом социально неприемлемого? Приличная девушка не должна признаваться в любви первая, проявлять интерес, сама приглашать на свидание. Проявлять свое возбуждение. Приличный мужчина не должен хотеть других женщин, если он женат, если у него есть избранница. А что делать со своим чувством интереса, возбуждения, удивления? Куда их девать? Где их складировать до востребования? И что происходит с телом, если мы таки не разрешаем себе открыться для такого волшебного процесса?

Кроме того, эмоция влечения – это ничто иное, как способность чувствовать свои желания, ставить цели. Не только связанные с объектом сексуального влечение, но и вообще любые желания (чувствовать свои потребности).

Сублимируя сексуальное возбуждение, давайте себе представлять, кто на что горазд, разные ситуации, в которых мы испытывали сильный интерес, любопытство, удивление. Кто может себе позволить, вспоминайте ситуации сильного сексуального возбуждения по отношению к партнеру, или не партнеру, но желанному объекту…

Что происходит с телом?

Психология влечения: вспомните, как нечто потрясло вас или некто настолько восхитил вас, что вы забыли о себе и завороженно, всеми помыслами и телом, устремились к объекту вожделения и любопытства.

Физиология сексуального влечения:

Обусловлена действием нескольких гормонов нашего организма:
- эстрогены (физический компонент сексуальности, лучше, чем андрогены тормозят ССЗ, светлые волосы – феромоны, повышают половое влечение – пик во время овуляции)
- андрогены (физический компонент сексуальности, тормозят развитие сердечно-сосудистой патологии, укрепляют кости)
- дофамин (максимум во время еды и секса) – удовольствие
- серотонин (радость) – подъем настроения, ощущение сытости, двигательная активность
- эндорфины, энкефалины (эйфория, обезболивание, противошоковое действие) – понижают аппетит.  Эндорфины нормализуют артериальное давление, частоту дыхания, ускоряют заживление поврежденных тканей, образование костной мозоли при переломах. Энкефалины – угнетающее действие вцелом на ЦНС.
- эндоканнабиноиды (2-арахидонилглицерол, анандамид). В 2003 году, опытным путём было установлено , что эндоканнабиноиды играют важную роль в устранении отрицательных эмоций и боли, связанных с прошлым опытом.
- фенилэтиламин (влечение) – нейромодулятор энергии межличностных отношений. Синтез фенилэтиламина в мозгу и его распределение по всей нервной системе играют роль при возникновении возбуждения, охватывающего нас при взгляде на любимого человека, и стремления к нему, когда его нет с нами.
- окситоцин (сокращение матки, сосков, эрекция, выделение молока, увеличение степени доверия к конкретному человеку) – антагонист адреналина. Окситоцин также участвует в реакции сексуального возбуждения.
- феромоны (андростерон, копулины) – выделяются с потом, мочой, влагалищным секретом.
Андростерон влияет на социальную составляющую влечения. Копулины лучше работают во время овуляции, связаны с эстрогенами.
- Пролактин (вырабатывается у женщин после завершения фазы овуляции, половое охлаждение сразу после оргазма – зато стимулирует развитие материнской привязанности). Однако сразу после стимуляции сосков (ребенком) уровень окситоцина снова возрастает.
Итак, телесные эффекты влечения:
• Снижение аппетита
• Получение удовольствия, чувство удовлетворения
• Отключение мозга (неспособность думать некоторое время) – слепое желание
• Обезболивание
• Снижение агрессии
• Провокация любви и привязанности (окситоцин, пролактин)
Что происходит, если человек подавляет свое влечение и сексуальность? Обратные эффекты:
моделируем заблокированное, запрещенное влечение. Вот объект, которому Вы направляете свой интерес, вот он в поле видимости, вот он уже почти Ваш. И есть чувство, что еще немного, и вы получите, все те радости, все то счастье, к которому так стремились. Удовольствие, радость, доброта и нежность, вы подобреете и смягчитесь, пропадет необходимость думать, захочется довериться и расслабиться. И искупаться в этих чувствах. НО! Вдруг Вы осознаете, что есть некая преграда (большая, невероятная, непреодолимая). Она заставляет Вас засунуть все ваши желания подальше, затыкает ваше устремление. Командует: Спрячь! Терпи! Не смей этого показывать и проявлять! Ничего ты не получишь! А теперь вы вдруг видите, что эта преграда – это сами Вы! У нее – ваши глаза, ваш голос, ваша любимая поза, ваша манера говорить. Осознайте это и почувствуйте, что сейчас происходит в Вашем теле!

Болезни неосознанного, запрещенного влечения:
• Повышение аппетита (обжорство, булимия, ожирение, отложение других лишних тканей, кроме жира – в том числе опухолевых) – жадность берет свои корни отсюда.
• Хроническое недовольство (Агрессия, в том числе аутоагрессия – вспоминаем эффекты заблокированных эмоций «страх – агрессия»), половые расстройства, аноргазмия, фригидность, импотенция.
• Боли в области таза, половых органов, а также все воспалительные процессы (борьба с вожделением – как символ воспаление).

Что делать?
Чувствовать тело: где в моем теле живет влечение?
Как я это чувствую?
Что делать, если я не могу достичь цели, на которую направлено мое влечение?
Увидеть, ощутить в теле, почувствовать и осознать свое влечение! Скажите ему спасибо! Я чувствую свое сексуальное влечение – значит я живу, у меня есть достаточно сил и энергии, чтобы хотеть. Я могу брать, я могу быть страстным. Я могу рассчитывать на продолжение своего рода. Я знаю, что мне мешает прямо сейчас удовлетворить свое желание. Варианты (социальные нормы и правила, родительские установки, страх быть непринятым, одиночества и т.п.). Я разрешаю себе проявиться в следующий раз. Я могу направить эту энергию на своего близкого, любимого человека. Я могу открываться без страха, для того, чтобы получить удовольствие. Я могу себе позволить все бонусы своего сексуального возбуждения. Я-высказываение («Я хочу…, я чувствую желание, я знаю, что это моя потребность, я хочу удовлетворить свою потребность»). Для того, чтобы удовлетворять свои потребности иногда приходится просить других людей.
Чтобы просьба считалась состоятельной, необходимо соблюсти три условия
1. Сказать о своей просьбе вслух (Хочу тебя попросить, пожалуйста… Мне нужна твоя помощь)
2. У человека, которого мы просим, есть то, что нам нужно
3. Человек, которого мы просим, может и хочет нам это дать
Если хоть один из критериев не соблюден, просьба считается недействительной.
На каждую просьбу можно получить отказ. На каждую просьбу можно ответить отказом.

Пример из практики:
проведя около 15 психодраматических сессий на тему "Вздутие живота", я пришла к выводу, что у такого симптома есть некоторые общие для многих людей психические предпосылки. Вот о каких проблемах человека заявляет этот симптом:
1. Меня не замечают, мне приходится "пыжиться", чтобы меня увидели и похвалили. Кажется, меня никогда и не хвалили вообще, мной не восхищались, не гордились.
2. Мне тяжело, я занимаю столько места, я как беременный (живот) - меня распирает изнутри. Обида, злость - часто на маму.
3. Мне хочется эмоциональной близости и понимания. Но я боюсь в попытках это получить снова испытать боль. Поэтому я выбираю избегать близости - мои газы и большой живот отпугивают людей.
4. Я чувствую одиночество, отчаяние. Мне не к кому обратиться за помощью. Я не могу рассчитывать на близких.
Мой личный опыт.
Когда-то я поехала учиться в Питер, жила там 4 месяца. Мои учителя и старшие коллеги казались мне такими крутыми и важными (а я сама себе - совсем зелёной и неопытной - так и было, кстати). Я завидовала молодым аспирантам, у которых было время на развлечения и прогулки, а диссертации писались походя, без напрягов. Я с жалостью понимала, что когда закончится моя учёба, закончится этот научный подход, интересные операции, конференции, и начнётся провинциальная рутина, бумажки (так и случилось, кстати)... Вот тогда впервые у меня возник этот неприятный симптом. Меня надувало на ровном месте, распирало изнутри, давило, крутило, бурлило. Мой живот говорил что-то низким басом.
Сейчас я понимаю, что мне не хватало веры в себя, поддержки, похвалы. Мне очень хотелось стать значимой в этом деле, умелой, хотелось гордиться своими успехами и достижениями. Но я была одна в чужом городе.
Когда я сдала экзамен на "отлично", получила похвалу руководителя и сама поверила, что смогу быть хорошим и грамотным специалистом, симптом прошёл. Но с тех пор ещё несколько раз возвращался в ситуациях беспомощности и отчаяния, когда кажется, что никто не поможет, не подскажет, и придётся всё делать самой. Для этого надо стать большой и важной, с большим животом. А можно вместо этого попросить о помощи и поддержке, признать свою потребность в близости и продолжать себя любить даже в этой ситуации.

Продолжение часть 4.2
http://www.proza.ru/2015/10/18/470


Рецензии