Из дневника 17 октября 2015, сб

Дан.1:2. Бог управляет историей и судьбами. Как сказал Соломон, когда Ему угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним, когда неугодны – передает его в руки врагов. Если у нас проблемы в отношениях с кем-то, надо смотреть выше земных отголосков. Решение может быть в том, что нужно поправить свои отношения с Богом, исправить свои пути, чтобы они стали угодными Ему. При всем патриотизме автора книги Даниила он не выставляет захватчиков-вавилонян негодяями и узурпаторами, он показывает, что за их действиями стоит Бог, наказывающий Свой народ. Сознание этой мысли поможет меньше горячиться и не обвинять в своих бедах людей, которые могут выглядеть виновниками наших проблем.

Дан.1:4. Понятливость – базовое качество для ученика. За понятливостью следует разумение изучаемых наук. За разумением идут смышленость и годность к служению.

Дан.1:19. Способ тестирования – поговорить. Это говорит и о высоком уровне тестировщика.

Дан.2:30. Что верно в теории психоанализа, так это то, что у человека есть слой мыслей, неосознаваемых им, но управляющих его поведением. В этом тексте они названы «помышлениями сердца». В другом тексте Павел призывает Тимофея вникать в себя и в учение, т.е. разобраться в своем внутреннем мире, устроив его по Божьим принципам и подчинив его Богу.

Быт.2:17. В каком смысле Адам умер, что именно в нем умерло? Дух в человеке предназначен для общения с Богом. Близкое общение Адама с Богом прервалось, дух умер. Адам стал сам себе глава. При возрождении именно дух в человеке рождается снова.

Как тогда объяснить, что дальше в Библии упоминается дух человека как нечто действующее и имеются упоминания об общении Бога с людьми? При попытке ответить на этот вопрос приведу аналогию с депортацией (ведь и Адама, и Каина Бог фактически депортировал, первого из Эдема, второго из места обитания его родителей). Допустим, человек депортируется (высылается) из страны, лишается ее гражданства за какое-то особо тяжелое преступление. Теряет паспорт этой страны и право в нее возвратиться. Такое бывает, хоть и редко. Для этой страны он умер как гражданин. Он реально уже не гражданин ее. Но представители этого государства могут обращаться к нему, не как к гражданину, а как к постороннему лицу. Так Бог, хотя человек потерял «эдемское гражданство», продолжает обращаться к нему.

Еще нужно отметить вот что. Адам при сотворении получил святое или, скажем, не предрасположенное к греху тело. «Смертью умрешь» относится не к физической смерти, а к закону греха и смерти (Рим.7; 8). Сразу после согрешения этот закон вошел в тело Адама и начал действовать там. Физическая смерть через 930 лет – только последствие этого.

===

Есть песни юности – песни-лозунги. Песни-кричалки или песни-плакалки. С залихватскими или трагическими растягиваниями/сокращениями/колебаниями гласных, головокружительными скачками от ноты к ноте. С громкими обещаниями и заявлениями.

Есть песни зрелости – песни-размышления, обычно поются в разговорной интонации, без мелодических спецэффектов. Это скорее песни-вопросы, чем песни-ответы. Есть среди них песни-прозрения.

Есть песни старости – песни-воспоминания, песни-итоги, песни-завещания. Они поются шепотом. Т.е. они поются в голос, как обычно, но надрыва и деланности юности в них нет, душа не притворяется, а шепот – самая подходящая громкость для откровений искренности (хм, «Шепот души» – отличное название и для стихотворения, и для книги).

При исполнении песен зрелости или старости молодыми певцами часто (почти всегда) случается несовпадение внешнего и внутреннего, непопадание голоса в суть. Слушать такие песни вредно, у человека с неиспорченным вкусом, если он дослушает это исполнение до конца, не отведя внутреннего уха в сторону, не отвлекшись внутренним оком на другой предмет, есть риск привыкания к фальши (кстати, много интересных аналогий можно провести с дегустаторами).

Послушать такое несколько раз подряд (опять же, не заняв свою внутреннюю систему оценки прекрасного чем-то другим) смерти чувства меры подобно. Оттого, кстати, при похабном исполнении христианских песен многие верующие часто опускают голову, открывают Библию, листают песенник, переводят взгляд в окно или начинают поправлять складки одежды. Это не только от стыда перед другими присутствующими за свою общину, это и подсознательная защитная реакция внутреннего человека.

===

Об отделке стихов: когда я напишу стихотворение целиком, впереди самое сложное и трудоемкое. Последующее улучшение качества на 5% занимает у меня 200-300% времени, нужного на написание первой версии стихотворения. Т.е. взамен этого улучшения можно написать еще 2-3 стихотворения. Почти всегда я отказываюсь от этой трудоемкой обработки. Фактически я могу написать 30 стихотворений за месяц с уровнем качества 95% или 10 стихотворений с уровнем 100%. Тот случай, когда количество (на мой взгляд) ценнее качества. Да и все ли заметят это 5%-ное улучшение качества?.. Думаю, не все, а единицы.


Рецензии