Болезни запрещенной радости

ЗАПРЕЩЕННАЯ РАДОСТЬ

Что такое вообще эмоция радости?
Вот интересное непсихологическое объяснение из В. Василенко. (Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.)

Вот идет среди толпы человек, улыбается. Сам себе радуется. А если еще и засмеется?! О, ужас!  Что мы думаем, глядя на него, поглощенные своими проблемами? «Смешно дураку, что нос на боку», «Смех без причины признак дурачины» и т.п.

Давайте дадим определение слову радость.

РАДОСТЬ  - духовное чувство полноты бытия. Жизнеутверждающая духовность, приближающая к Высшему, не может быть безрадостной. Радость - награда свыше и один из плодов духа (Гал.5.22).

С точки зрения гуманистической психологии "радость - это то, что мы испытываем в процессе приближения к цели стать самим собой" (Э.Фромм).


Давайте разберем, почему радость может быть под запретом, почему она может не выражаться, а накапливаться непроявленной? Кому это нужно.

Всем известно, что радость – это позитивная эмоция. Никто не скажет, что проявление радости приносит ему страдание. Или есть такие? Может кто-то привести пример?

Чем радость отличается от удовольствия, и почему следует различать эти понятия.
Когда мы голодны, по мере насыщения, приходит чувство удовольствия (но не обязательно радость). Чувственное наслаждение (удовольствие) не есть радость. Очень часто одно бывает вместе с другим. Но бывает и наоборот.
Некоторые исследователи склонны считать, что эмоция радости является скорее побочным продуктом стремления к определенному результату, цели, нежели прямым следствием наших действий.

Откуда берется радость и на что она направлена?

Причины радости.
Хотя радость нельзя считать чисто социальной эмоцией, эффективность ранних активаторов (улыбка радости при звуке женского голоса у 3-хнедельного ребенка, лица у 5-недельного ребенка) позволяет предположить, что в основе эмоции радости лежит и некий социальный компонент, что социальные взаимодействия или социальные отношения являются наиболее надежным источником радостных переживаний. Такое поведение расценивается как созданный природой естественный способ формирования привязанности. Такая же привязанность формируется в обратную сторону, когда родители или другие люди берут ребенка на руки, начинают с ним играть.

Освоение тех или иных навыков, как в игре, так и при решении интеллектуальных задач, осознание своих достижений может стать источником радости, и радость переживается человеком острее, если ей предшествовали неудачи и периоды депрессии.

Настойчивость в достижении поставленных целей является одним из важнейших источников самоуважения и радости.

Когда мы радуемся, мы становимся увереннее в себе, начинаем понимать, что живем не напрасно, что наша жизнь преисполнена глубокого смысла. Мы чувствуем себя любимыми, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности.

Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, воспринимает людей в их лучших проявлениях. Он склонен скорее получать удовольствие от объекта, наслаждаться им, нежели анализировать и критически осмыслять его. Он воспринимает объект таким, каков он есть, не стремясь улучшить или изменить его. Он воспринимает объект как часть мира, чувствует свою близость, причастность к нему, а не отдаляется, чтобы <опредметить> его. Объект воспринимается человеком как продолжение, расширение его собственного <Я>. Почему мистические переживания доставляют людям такую огромную радость? Причина, вероятно, заключается в том чувстве благоговения, которое мы испытываем, когда нам приоткрывается тайна, - мы застываем перед ней в трепете, понимая, что никогда не сумеем постичь седо конца, а можем лишь радоваться ей, наслаждаться ею

Физиология и биохимия радости.
За радость отвечает серотонин. Повторяем его эффекты:
подъем настроения, ощущение сытости, двигательная активность (чувство радости)


Символика радости в теле:
Кровь – наша жизненная энергия, символизирует радость жизни, выполняет задачу обеспечения органов нашего тела полезными веществами.  «Портить себе кровь» - переживать по пустякам.
Потому что она все время движется, и потом, попробуйте какую-нибудь часть тела лишить крови. В результате – никакой энергии, никакой радости и никакой жизни! Кровь переносит всякую пользу по организму, выполняет задачу обеспечения, транспортную функцию.

Кровеносные сосуды – пути переноса радости. Артерии – путь жизненной силы. Вены – эмоциональная реакция на то, что происходило в жизни (нежелание отпустить, расслабиться).

Любые проблемы с артериями – это блокировка движения жизненной энергии, удовольствия, радости и веселья. Неумение прислушиваться к своему сердцу и создавать для себя ситуации радости и веселья. Где-то ты свои радости зажимаешь. Доставляй себе удовольствия.

Аневризма – расширение кровеносного сосуда – появляется после пережитого горя, лишающего человека радости прежних отношений, разрыв. Реакция разрывом сосуда на ситуацию горя. Как лечить – переживать горе на психологическом уровне.

Варикоз  - проблема расставания с эмоциями, желание удержать то, что тебе уже не нужно, отработано. Классический портрет – женщина за 40 с 2-мя авоськами, мужем, тяжелой работой и несколькими детьми. Когда-то это ее радовало, но сейчас ее это не радует и она за это цепляется. Нарушение отношений справедливости, обмена со средой. Жизнь проходит под девизом «надо». «Ты задержался в неприятной для тебя ситуации. Застой». Получать радость от жизни, от работы и от детей.
Маточное кровотечение – уходящая радость

Гипотония – утрата радости жизни – «вяло течет кровь в жилах»

Анемия – слабость, вялость, нежизнеспособность, больной утратил радость жизни

Гипертония – невозможность получить радость от своих результатов. Вспоминаем аутоагрессию, которая запускает гипертонию. Неоправданные ожидания по отношению к себе. Гипертоник представляет жизнь как череду препятствий, бег с барьерами. Преодолев препятствие он остается недоволен результатами. Это реакция единственная, она просто бывает в разных вариантах: гнев на других – обида, гнев на себя – вина, гнев на обстоятельства – чувство бессилия. Чего не бывает – так это радости за себя «как хорошо я это сделал».

Грудь женская – материнство, питание, уют, чувственная радость, соблазн, женская сила, символ  женственности.

Маточное кровотечение - символика процесса.

Гинекологи говорят, что месячные - слёзы матки по несостоявшейся беременности.
Раз в месяц незабеременневшая женщина "оплакивает" маткой эту упущенную возможность.
Если кровотечение внеплановое, слишком обильное или продолжительное, можно предположить другие, дополнительные эмоциональные или ментальные причины.

Из практики:
- У бездетной женщины кровотечение началось от убеждения, что "я должна стать матерью, а у меня не получается", формально горевать не о чем, поэтому слезами она позволить плакать себе не может. Матка "плачет" кровью.
- У мамы может возникнуть чувство вины за то, что она недостаточно хорошая мама, не соответствует ожиданиям, и тогда - запрещает себе наслаждаться своим материнством.
- У мамы, потерявшей ребёнка, особенно если он болел - может быть ощущение, что она виновна в его болезни и смерти, ей может быть стыдно дальше жить полноценно и радоваться проявлениям этой жизни, стыдно получать удовольствие от половых органов, когда она стала причастна к страданиям, боли или даже смерти своего ребенка.
- Сильная душевная боль (особенно у мамы больного ребенка) может мешать любить его, чтобы не привязываться сильно, не сострадать в полной мере. Тогда кровотечение - сигнал к тому, что запрет на выражение и проживание любви снят, и горевание - запущено.

Что делать?
Для искусственного вызывания радости есть два пути:
1. От тела
2. К телу

Итак:
1. Делаем все то, что делает с нашим телом серотонин: увеличиваем физическую активность, повышаем настроение, наполняем себя ощущением сытости (лучше это делать не через обжорство – а буквально занимаем себя чем-то, что заставляет нас забыть о еде). Если через получение пищи – медленно, прочувствованно, с наслаждением. Что-то очень деликатесное (самое любимое) и совсем чуть-чуть (прикоснуться к прекрасному, чтобы запустить реакцию выработки серотонина). Самый простой и незатейливый путь: физические упражнения под веселую музыку.
2. К телу: Достигаем целей, хвалим себя за это. Гордимся собственными результатами, хвастаемся и хвалимся.

Упраженение «Я могу».
Пишите на бумаге то, что вы планировали сделать сегодня вечером (утром, днем) и точно знаете, что сделаете это обязательно.
«Я могу приготовить ужин, помыть посуду, погладить собаку, развеселить ребенка».
Теперь переписываете это утверждение в иной форме. Я могу с радостью приготовить ужин, помыть посуду с удовольствием и ощутить радость от того, что я вкладываюсь лично, делая это, погладить собаку и ощутить радость того, что это существо мне благодарно…»
Приходите домой и делаете все дела так, как написали. Готовя ужин, физически вкладываете радость в то, что будет едой для вас и ваших домашних. Моя посуду любуетесь каждой чистой тарелочкой и ложечкой, заглядываете в них и видите свое довольное отражение…
Самая главная часть. Хвалить себя и хвалиться этим окружающим.
Я приготовила волшебный, вкуснейший ужин. Я вложила в него столько себя, своей радости и открытости, что хочется этим делиться и дальше. Меня это заводит. «Похвалите меня, какой вкусный ужин я приготовила».
Я стала чище и светлее сама, вместе с каждой вымытой тарелкой и ложкой. У меня все светится изнутри. Покажите свои результаты домашним. Спросите у них, нравится ли им, когда дома посуда чистая а у Вас хорошее настроение.

Домашнее задание к пятому занятию
1. Выражаем печаль – честно и откровенно. Используем фразы в форме «Я-высказываний». «Я печалюсь, я огорчаюсь, я горюю, я плачу». Отметаем все страхи социальной непреемлемости и кажущейся неуместности ситуаций. «Да, пусть это не в тему, но я грущу. Я чувствую печаль прямо сейчас. Я хочу плакать». Получаем все бонусы от выраженной печали по полной программе (Тело расслабляется, мозг отключается на время, появляются новые варианты решения проблем как бы сами собой). Собираем волшебные плоды своей честности.
2. Радуемся, заражаемся радостью от других и заражаем сами. Двигаем телом. Идем к свету. Буквально подставляем себя свету. Ловим солнышко. Включаем электричество. Включаемся в жизненные процессы (социальные или личные), вбираем жизненную силу. Тело не даст соврать: бодрость, целеустремленность, хорошее самочувствие будут отличным результатом этого домашнего задания. Люди вокруг станут ближе и роднее.
3. Собираем хвосты. Вспоминайте и записывайте все то, что осталось недоделанным с прошлых занятий. На последнем занятии будем завершать все телесные и психические вопросы, связанные с эмоциями и телом. С тем, как это связано. Готовьте конкретные задачи и конкретные вопросы.

Продолжение часть 7.1
http://www.proza.ru/2015/10/18/498


Рецензии