Нарды - народы - нарты Бредовый хлам в кладовку

 Перед употреблением - см. назначение кладовки

На;рды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон (англ. Backgammon), тавла, шеш-беш, коша) — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины. Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом (иногда фигурирует уличное название хата) и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник. Есть две основные разновидности — длинные икороткие нарды.
 Трак-трак  турак  брось, брось  мрос – брось!

В Персии, в III тысячелетии до н. э. эта игра имела символическое и мистическое значения. Персидские астрологи с помощью нардов предсказывали судьбы владык. Поле для игры уподоблялось небу, движение фишек по кругу символизировало ход звёзд, каждая половина доски, состоящая из 12 отметок для фишек — 12 месяцев в году, деление доски на 4 части — времена года, 24 пункта означало 24 часа в сутках, а 30 шашек — число лунных и безлунных дней месяца. Сумма очков на противоположных гранях кости ; 7 — была равна числу планет, известных в то время.
В разных странах эта игра называлась по-разному. Иногда это название означало просто «настольная игра», как у испанцев — tablero, итальянцев — tavola reale, турок — tavla; иногда это были собственные названия: греков — ;;;;;;;;;;;;, французов — trictrac и backgammon — у англичан.
В Западной Европе аналог нардов был известен как en:Ludus duodecim scriptorum уже в Римской империи. Новая волна распространения игры была связана с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась «трик-трак». Это название видимо произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.
Хотя корни нардов уходят на Восток, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (англ. Edmond Hoyle). Этот вариант носит название «Короткие нарды» (в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке) или «Backgammon». По одной версии, название «Backgammon» образовано из английских слов «back» и «game» и связано с тем, что шашка оппонента, будучи побита, возвращалась назад. Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammit» (битва), которые напоминают по значению персидские слова «Тахте Нард».
На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью во всём мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нардов и проходят международные турниры[3]. Одним из самых известных чемпионатов по нардам является чемпионат Азербайджана -Gizil Zar — Золотые зары. Победителю вручаются зары (игральные кости) из золота.

Игровое поле (доска) имеет прямоугольную форму. На доске находится 24 пункта — по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Пункт обычно представляет собой узкий вытянутый равнобедренный треугольник, основание которого лежит на стороне, а высота может достигать половины высоты доски. Пункты нумеруются от 1 до 24. Нумерация для каждого игрока своя. Для удобства пункты могут быть раскрашены в два цвета — чётные в один, нечётные в другой.
Шесть пунктов подряд в одном из углов доски называются домом игрока. Расположение дома зависит от правил.
С боков доски могут быть выделены участки, предназначенные для выставления шашек за доску. Если в конструкции доски их не предусмотрено, игроки выставляют шашки на стол сбоку от доски (рядом с домом).
Доска разделяется посредине вертикальной полосой, называемой бар. В тех вариантах нардов, где можно бить шашки противника, сбитые шашки выставляются на бар.
Каждый игрок имеет набор шашек — 15 штук одного цвета (в некоторых вариантах игры используется меньше шашек).
Имеется как минимум одна пара игральных костей (зар). В наборе может быть две пары костей — у каждого игрока своя, а также специальные стаканчики для перемешивания костей. В игре на ставку также может применяться так называемый «куб удвоения» дополнительный кубик для удобства учёта повышения ставок — на его гранях нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64.

• Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной (чаще всего 64-клеточной или 100-клеточной) доске.
• Шашки — узор из квадратов. Разновидность узора: шашечки — традиционная во многих странах символика для обозначения транспорта, оказывающего услуги такси.
 
Шишки – скорлупки от орехов!

Шашка — разновидность холодного оружия.
Шашка — фасованный заряд тола или другого твёрдого взрывчатого вещества, обычно прямоугольной формы.
Шашка — устройство, при горении вырабатывающее дым или аэрозоли (инсектициды и прочее).
Шашка — фишка в игре Шашки.
Шашка — кусок дерева в виде кубика, квадратной планки.

 Дамка= мамка мат шах
 Шах  мам , шаман туман
Ата+ ман = мать предводительница? Матаман
 Диван гамах

„сажеишхуа“, большой нож
Если на обеих костях выпадает одинаковое число очков (дубль, паш,куча куш, кошка)
Шиком при игре считается называть комбинации по-персидски (фарси):
• яган — 1:1
• ду-ек — 2:1
• ду-гоша (ду-бара) — 2:2
• ду-сэ — 2:3
• ду-чахар — 2:4
• ду-пяндж — 2:5
• ду-шеш — 2:6 • ся-ек (ся-бирь) — 3:1
• ся-ду — 3:2
• ся-гоша — 3:3
• чахар-ек — 4:1
• чахар-ду — 4:2
• чахар-ся — 4:3
• чахар-гоша (чахар-лар) — 4:4 • пяндж-ек — 5:1
• пяндж-ду — 5:2
• пяндж-ся — 5:3
• пяндж-чахар — 5:4
• пяндж-гоша — 5:5 • шеши-ек — 6:1
• шеши-ду — 6:2
• шеши-ся — 6:3
• шеши-чахар — 6:4
• шеш-беш — 6:5
• шеши-гоша — 6:6
Комбинация "шеш-беш" (6:5) созвучна "шесть-беш", где "беш" (5) - тюркского происхождения
• Марс — положение шашек в конце игры, при котором проигравший не успел завести в свой дом все свои шашки, в то время как оппонент вывел все за доску, очки удваиваются.
• Домашний марс — редкая ситуация в нардах, при которой проигравший успел все свои шашки завести в дом, но ни одной не вывел, в то время как оппонент вывел все свои, очки умножаются на три.
• Кокс — ситуация, при которой проигравший не успел сместить одну или несколько своих шашек из начального положения, в то время как оппонент вывел все свои за доску. (термин, появившийся недавно и не всегда используемый, особенно в коротких нардах)
русское слово шахматы арабо-персидского происхождения и восходит к персидскому шах “царь” и арабскому глаголу мат(а) “умер”

) Царь царей трижды произнес: “Да здравствует Вузург-Михр, наш Татрагатвас!”. И приказал он дать Вузург-Михру двенадцать тысяч драхм.
(9) На другой день Вузург-Михр позвал к себе Татрагатваса и сказал: “Сачидхарм уподобил эти шахматы боевому полю (карезар). (10) Он уподобил его двум (противоборствующим) сторонам, каждая из которых возглавляется предводителем (хвадай). Короля (шах) уподобил центру (или сердцу войска) (мадайан); ладью (рах*) левому (хойаг) и правому (дашнаг) флангу; ферзь (фразэн) уподобил начальнику боевых колесниц (артештаран-салар); слона (пил) начальнику тыла (пуштибан-салар); коня (асп) начальнику конницы (асваран-салар); пешек (пайадаг) всей пехоте, располагающейся в переднем строю (пэш-разм)*”.
________________________________________
* Рах - букв. “колесница”.
** В основу игры в шахматы положена четырехчленная структура индийского войска: ср.-перс. чатранг “шахматы” (перс. шатрандж) происходит от санскр. чатур-анга “шахматы; состоящий из четырех частей; войско, состоящее из четырех боевых единиц - боевых слонов, боевых колесниц, конницы и пехоты”. Древнеиндийское войско было устроено по принципу, отраженному в сложном санскритском термине хасти-ашва-ратха-падатам “слон-конь-колесница-пеший”. Порядок, при котором пехота занимает первый ряд, а слон, конь и колесница - последовательно второй ряд, напоминает принцип построения боевых фигур в шахматах. Деление войска, существовавшее в Индии, напоминает четырехчленную структуру войска легендарного доахеменидского и домидийского Ирана - Арианы царя Виштаспа, покровителя Заратуштры (VII-VIII вв. до н. э.), состоявшую из пехоты (карван, пайган), погонщиков слонов (пилбан), всадников (сторбан) и колесничих (вардйундар) (Айадгар-и Зареран - Сказание о Зарере, §27).

Пешки= петры= камни = немны
Камень= савене = кабине … вабене

Савана, м. (греч. sabanon с араб.). 1. Погребальное одеяние из белой ткани для покойников. каксаваном, снегом одета, избушка в деревне стоит. Некрасов. 2. перен. Белый покров (снега, зимы; поэт.). Снежный саван. В белом саване смерти земля.

Кабан
 фр. саbinеt, уменьшительное от cabine «кабина, будка, каюта»


Краткие и уменьшительно-ласкательные варианты: Петра, Петря, Петя, Петруся, Петруха, Петруша, Петряй, Петряка, Петюша, Петюха, Петюня.
Отчества: Петрович, Петровна.
Аналоги имени в других языках: испанское Pedro, немецкое Peter, украинское Петро, французское Pierre.
Латинская транслитерация в российском загранпаспорте - Petr.


Рецензии