Цветы для Элджернона. Рецензия

Только что закончил читать эту книгу, и все еще пребываю под впечатлением от нее. Мысли ужасно путаются. Ни секунды своего времени не пожалел, и всем советую прочесть этот роман. Поистине заставляющая задуматься над определенными вещами книга. Я был тронут до слез. Весьма драматическая история, без банальностей и розовых соплей, которыми изобилуют современные книги, кумирами которых стают шестнадцатилетние «духовно богатые» девочки. (Думаю, вы понимаете, о чем я, не стану уточнять, ибо заплюют.) Давно я не читал такой захватывающей и трогательной книги. Вот после таких произведений и начинается книжное похмелье, когда хочешь читать следующую книгу, а не можешь, потому-что из головы не идет эта. Но, все же, как бы ни был я поражен и растроган, книгу есть за что поругать. Далее спойлеры, всем, кто не читал, приятного чтения.

Пишу людям, которые уже читали, и будут понимать, о чем я. Киз однобоко показывает нам трагедию семейства Гордонов. Мать почему-то выставлена в негативном свете. Да, я прекрасно понимаю, что она сволочь редкая, и какая она после этого мать, но нужно же и с ее точки зрения взглянуть на проблему – а ребенок олигофрен в семье, в которой появляется новорожденный – это не абы какая проблема (тем более, если дети разнополые, как в нашем случае). Изначально ведь Роза все делала для Чарли, она выкидывала кучу денег, когда появлялся хотя бы призрачный шанс на то, что сын может стать нормальный. Каждой матери больно видит, что ее ребенок отличается от других детей, что он не может дружит на равных со всеми, любить, как все остальные дети. Она не опускала руки до конца, но все изменил второй ребенок – Норма. Тогда у Розы, естественно, начинаются опасения, ведь кто сможет нормально спать, когда с тобой под одной крышей живет умственно отсталый подросток. Понятное дело, что Роза долгое время жила в напряжение, и это отразилось на ее психическом здоровье. Последней же каплей было то, что Чарли (осознанно, или нет – не имеет значение) попал в ванную, где купалась Норма, и увидел сестру голой. Дальше чистая биология. Понятное дело, что таким человеком, как Чарли, руководят в основном инстинкты, добавьте к этому половое созревание и пирог гнева и негодования готов. У какой матери выдержат нервы? У меня есть случай из жизни: Парень двадцати пяти лет, тоже умственно отсталый, изнасиловал пятилетнюю девочку, сейчас он на принудительном лечение в психушке. Что он мог сделать, он не отдавал себе отчета, у него кое-что зачесалось, а дальше дело не хитрое, и никакие моральные принципы и устои его не сковывают (они ему просто неведомы). Такие люди страшны тем, что не отдают себе отчета в своих действиях, это, по сути, животные (ловлю камни, о-о-о, помидор полетел) Нет, я не безжалостное скотина-тварь, я говорю, как есть. Я не могу судить, как видят мир умственно отсталые (как и не уверен в том, что Киз что-то об этом знает) быть может, это от человека зависит, ведь есть люди хорошие, а есть плохие, но я, отталкиваясь от своего опыта, склонен считать, что олигофрены априори не могут быть хорошими, либо плохими, потому как они, если и понимают что плохо, а что хорошо, то слишком уж туманно, что-ли. Роза предстала перед ужасным моральным выбором, не дай бог, кому ощутить подобное. Я не могу ее оправдать, но и критиковать не стану, ведь это очень тяжкий крест, который предстоит нести по жизни и не каждый способен морально вынести такого. История, которую нам рассказывает Киз, хоть и приукрашена фантастическими элементами, все же остается, к великому сожалению, реальной, и сколько таких Чарли Гордонов по миру, одному богу известно. Что с ними делать? Я не знаю.

P.P.S. Если будете иметь возможность, пожалуйста, не забудьте принести цветы на могилу Элджернона.


Рецензии