История 3. Теория корабля

               
  В течении 5 лет обучения в Военно-Морском училище, пришлось сдавать массу зачётов, коллоквиумов, курсовых и экзаменов. Среди них были, как мы считали, нужные на флоте для специальности инженер-электрик; а также не имеющие никакого отношения к нашей специальности.

  Отношение было соответствующее к «проходным» предметам - ТМ и ДМ «Теория машин и механизмов, и деталей машин», в нашей редакции – тут моя могила и друга моего; знаменитый Сопромат (сопротивление материалов) и еще масса курсов, которые забывались напрочь, после сдачи зачётов и экзаменов. Среди них, в 8 семестре на 4 курсе, был особый предмет – «Теория корабля», по кафедре 3-ого Кораблестроительного факультета. По нему  был экзамен. Отличался этот предмет обилием математических расчётов «скелета корабля», то есть шпангоутов, стрингеров и прочей хренотени, и особого внимания у нас не вызывал, в силу абсолютной ненужности в будущей профессии. Однако было одно «но», которое впоследствии сыграло чуть ли не роковую роль в моей жизни в училище.

  Этим «но» был заведующий кафедрой «теории корабля» профессор, Д.Т.Н, Заслуженный Деятель Науки и пр. Зав. Кафедры «З-в». Человек энциклопедических знаний, неприятной суховатой внешности и страшно злопамятный, который, как потом выяснилось, держал в страхе и трепете весь 3 факультет. О чём естественно мы до этого и не догадывались.
  Это был период начала курсантских свадеб. Это когда нас на себе женили ушлые особи женского пола, а мы наивно думали что выбор за нами. В апреле-мае 1974 года все мы уже почувствовали запах офицерских погон, полагая что «рубикон» учёбы позади и осталось чуть-чуть до взрослой самостоятельной жизни… И в одну из суббот и воскресения апреля, мы погуляли на одной из свадеб, причём пришли из увольнения к 08:00 понедельника, изрядно устав от танцев и возлияний.
 
  Приходим после завтрака на занятия первой пары «теория корабля», а вёл этот предмет профессор сам, а он вместо лекции объявляет контрольную работу и раздаёт вопросы по классу. Я, посмотрев на свой контрольный лист, стал отвечать на вопросы, и в какой-то момент усталость взяла своё – я тихо уснул, причём спали мы, особенно на лекциях, с открытыми глазами, выставив руки перед собой. Естественно правая рука стала выписывать вместо ответа – «кривую сна». Проснулся я от гробовой тишины и грозного рыка «З-а», который стоял перед моим столом и ждал моего пробуждения… Я вскочил, представился, и тут «З-в» выдал сакраментальную фразу, о последствиях которой я не предполагал даже в страшном сне: «Сдавать экзамен будете только мне, я заношу вас в свою красную картотеку!».
 
  После занятий, выслушав сочувствие товарищей, и ощутив холодок в животе и щелчок в голове, я понёсся на 3 факультет к знакомым курсантам узнать что мне предстоит… В ответ все посмотрели на меня с тихо скрываемым ужасом и поставили чёткий диагноз: «Ты не сдашь никогда!». Сначала мной овладела тихая тоска, затем мозг мой стал сначала в ступор, затем последовала команда «внутреннего голоса» – учить, ядрёна корень так, чтобы знать предмет «на зубок».
  И надо сказать я учил честно, сочетая зубрёжку с консультациями у ребят с 3 факультета. В итоге к последнему экзамену в июньскую сессию (а экзамен был – «теория корабля»), я сам давал консультации своим сокурсникам по всему курсу предмета.

  Накануне экзамена меня вызвал командир нашей учебной роты и, заглянув мне в глаза, спросил, не хотел бы я лечь в лазарет, ну скажем с простудой или болями в животе. На что было самоуверенно сказано, что скорее «земля примет форму чемодана», чем я завалю экзамен по «теории корабля». Ответом было что-то наподобие смеси мычания и икания, впрочем я пребывал в боевом настроении из серии «Иду на Вы!».

  И вот настал наш день экзамена. Проснулся, голова светлая, никакого мандража нет, ну думаю (наивняк), я «З-ву» выдам знания на «Гора». В наше время экзамен проходил в следующем режиме. Сначала готовилась аудитория: столы, доска, чистая бумага, кафедра для экзаменаторов; вывешивался список очередности, учитывая пожелания и служебные наряды.

  Так вот к 09:00 около аудитории собралась небольшая стайка очередников и болельщиков, вывесили список. Я записался 10-м номером, а запускали по 4 человека. Кстати профессор принимал экзамен не один, а с ассистентом – К.Т.Н с кафедры. Когда подошла моя очередь,то  у меня мелькнула мысль, а подожду-ка я пока «3-в» выйдет в гальюн, он же живой человек и ему необходимо справлять естественные нужды… А я быстренько  без подготовки сдам экзамен ассистенту! Поэтому я стал пропускать одного за другим своих сокурсников. Однако список сдавших увеличивался, а профессор всё не выходил. Тут я стал подозревать, что и не выйдет, пока я не войду (кстати ассистент выходил в гальюн аж три раза).

  Ну думаю, делать нечего, «иду на Вы»!   Захожу в аудиторию, докладываю по форме: мол курсант такой-то готов к сдаче экзамена по «теории корабля». Тут профессор потирает руки, толкает в бок ассистента и говорит: А вот и наш голубчик который спит у меня на контрольной; посмотрим знания нашего предмета, более пристально и в Профиль и в Анфас…Не обращаю на эту реплику никакого внимания.

  Беру билет, голова ясная, мысль работает чётко – знаю! Иду готовиться за стол, однако «З-в» жестом приглашает меня прямо к доске, даёт мел в руки и так ласково, с прищуром Королевской Кобры, предлагает мне сразу отвечать на вопросы, и попутно написать математические формулы  расчёта. Я ничуть не смущаясь, начинаю ответ фразой: «Вы понимаете товарищ капитан 1 ранга, здесь…» И тут, выскакивает, как чёрт из Табакерки, профессор с пеной у рта и с ёрнической интонацией в голосе, так тихо с повышением тембра изрекает: «Как, это, я, заведующий кафедрой, доктор наук, заслуженный деятель науки, капитан 1 ранга ну и т.д.-понимаю??? Нет, это вы не понимаете, и не знаете ничегошеньки! Стирайте и доложите ответ на 2 вопрос. Тут в голове у меня что-то взорвалось, в животе стало холодно, пот залил лицо и я с ужасом понял, что у меня Всё вылетело из головы. В состоянии ступора я пробормотал еще несколько бессвязных фраз. И тут, как бы «добивая» меня, профессор вскинув руки, обращаясь к ассистенту, сказал: «Ну вы же видели – полный ноль». Поставив неуд в ведомость, профессор картинно предложил мне покинуть «поле боя».

  Я уже ни о чем не думал, и на полусогнутых ногах вышел в коридор. Там меня ждал командир роты и показал на пальцах что у меня 2 недели без берега (это в отпуск-то) и должность старшины роты академиков («Академиками» звали всех с 1 по 4 курс «заваливших» сессию, по тем или иным предметам).
  Состояние полной опустошенности проводило меня до общежития, где я и растворился до утра, приняв на ночь успокоительного со товарищами по несчастью…
  Утро следующего дня застало меня в суете и должности старшины роты «академиков». Здесь надо сказать, что начальник факультета и его заместители относились ко мне более чем лояльно, как потом выяснилось - как к единственному сыну блокадников Ленинграда на нашем курсе.

  В тот же день, около 11 часов дня, меня вдруг, через дежурную службу, вызывает заместитель начальника факультета по учебной работе Капитан 1 ранга «дедушка М-в» (так мы его звали за душевную теплоту), даёт мне в руки листок на пересдачу и говорит: «Саша, иди быстренько, и сдавай любому преподавателю, профессора «З-ва» сейчас нет в училище. Я знаю – что ты знаешь предмет, пожалуйста-не подведи. Сделал – сразу ко мне! Сказать что у меня выросли крылья, значит ничего не сказать… С «бегунком» я опрометью помчался на кафедру «Теории корабля» и, обнаружив там старшего преподавателя «Х-на», попросил его принять у меня экзамен, поскольку я его как бы пропустил по болезни. Занятый своими текущими делами, тот отмахнулся от меня рукой как от назойливой мухи, но милостиво согласился, дабы просто от меня отвязаться.

  Я сел за стол напротив него и он набросал мне вопросы, а я стал готовиться и судорожно писать ответы. В течение 15-20 минут каждый из нас занимался своими делами. Он смотрел какие-то документы, а я готовился как последнему бою. В этот момент дверь открылась и вошел профессор «З-в». Гамма чувств изобразилось на его лице при виде меня за столом у «Х-на». На вопрос: Что ты тут делаешь? Я на автомате сказал, что пришёл на консультацию. «Х-н» никак не реагировал, углубившись в свои бумаги. Дверь закрылась и профессор хмыкнув, к моему облегчению, удалился.
  Я понял, что времени у меня совсем мало. и ринулся в атаку, доложив «Х-ну» что я готов отвечать, чем несказанно удивил преподавателя. Бегло опросив меня и поняв что я не «пошёл в заплыв», он задал ещё пару вопросов, сказав что для 2 факультета я ориентируюсь в предмете неплохо, и предложил мне поставить оценку «хорошо». Но тут у меня взыграло самолюбие, и я сказал – хочу «отлично»…
  «Х-н» усмехнулся и задал мне пару вопросов, а получив ответы, высказался в том духе, что для 2 факультета я хорошо знаю его предмет.  С этими словами он поставил оценку «отлично» в «бегунок» и сделал запись в кафедральный журнал.

  Не чуя под собой ног, я прибежал к «дедушке М-ву», рассказать о пережитом мной испытании и получил указание в течении получаса взять отпускной у командира роты и чтобы «духу моего» не было в училище. Что и было выполнено с превеликим удовольствием.
  Впоследствии, на выпускном вечере, «дедушка М-в» поведал мне, что произошло после моего мгновенного исчезновения. А произошло вот что…

  Профессор вечером, как обычно, просматривал кафедральный журнал и, к своему ужасу, обнаружил запись о сдачи мной экзамена на «отлично»… Далее он попытался найти Х-на, но не нашёл.  В ярости, близкой к помешательству, прибежав на наш факультет, ворвался к «дедушке М-ву» объяснится. На что ему было замечено, несколько выходов из ситуации, поскольку был явный субъективный подход к знаниям курсанта.

• Отмена оценки и создание компетентной комиссии из независимых специалистов, и пересдача предмета этой комиссии курсантом с неизвестным исходом…
• Увольнение со службы с формулировкой за «служебное несоответствие» ст. преподавателя, К.Т.Н. капитана 1 ранга «Х-на» за допущенную халатность.
• Увольнение со службы самого профессора «по собственному желанию», во избежание нанесения вреда его репутации и огласки произошедшего…
Профессор был умным человеком, поэтому он просто плюнул в вечность…


Рецензии