Пчела Майя и её приключения. Занятия 1-4

Эти размышления написаны на перевод приключенческой повести В. Бонзельса "Приключения пчелы Майи", изданного в 1992 году. Может быть, есть в Интернете. Здесь их начало. Так как данный текст, по-видимому, очень  редкий, для первого занятия помещаю Вам фрагмент

"Маленькая Майя появилась на свет из пчелиного яичка. Яичко было отложено в маленькую ячейку. Множество таких ячеек, тесно слепленных вместе, и образуют пчелиные соты.
Старая почтенная пчела Кассандра помогала Майе выбраться на свет. Она осторожно расправляла нежные крылышки Майи. Малышка широко раскрыла огромные светлые глаза и прислушалась. Улеё шумел угрожающе: день выдался неспокойный, пчелиный народ взбунтовался, и царица никак не могла успокоить своих подданных. "--Мне жарко!"--сказала Майя.
Кассандра  удивилась: надо же! Только что родилась и уже жалуется! Но и вправду было ужасно жарко. Пчёлы бегали взад и вперёд, толкались, перепрыгивали друг через дружку, собирались крупными кучками и перекатывались по сотам. Внезапно мимо пролеттела сам царица! Кассандру и Майю чуть не сбили с ног, благо им помог один трутень, хорошо воспитанный и приятный. Он вежливо поклонился Майе и передней лапкой, которая пчёлам служит  вместо руки, пригладил блестящие волоски на своей груди.
--Скверно!--обратился он к старой Кассандре. бунтовщики покидают город, предводительствует новая царица!
Кассандра едва взглянула на него, даже не сказав "спасибо" Майя не поняла, почему Кассандра так нелюбезна с добрым юношей, но спросить не посмела.

--Тебя только не хватает в этом шуме-гаме--расердилась Кассандра.
Майя сейчас же притихла и молча уставилась на свою воспитательницу.
--Иди ка  сюда!--Кассандра осторожно потянула Майю за крыло, такое красивое, сверкающее, прозрачное, ещё мягкое и совсем новое.
две пчелы, старая и маленькая, примостились в тёмном уголке. Майя увидела ячейки, полные сладкого мёда, и тут же принялась его пить.
--Как вкусно!
Какая ты нетерпеливая!--снова рассердилась Кассандра. Сколько маленьких пчёлок я выходила и подготовила к первому полёту, но такую своевольницу вижу в первый раз! Из тебя, должно быть, выйдет исколючительная натура!
Майя покраснела и приложила два пальца ко рту.

--А чтор такое "исключительная натура"?--робко спросила она.
--О, вот это полное неприличие!--воскликнула Кассандра; впрочем, старая пчела имела в виду пальчики, приложенные к маленьким губкам, на вопрос Майи почтительная воспитательница просто не обратила внимания. --Послушай меня внимательно,--начала Кассандра,---у меня не так уж много времени. Скоро вылупятся и другие малыши, а моя единственнач помощница турка очень стала, да и в ушах её шумит. Стало быть, сиди смирно и слушай!

Майя покорилась и смотрела на Кассандру широко раскрытыми глазами.

--Итак, правила поведения молодой пчелы..--кассандра вздохнула..--Запомни хорошенько% каждая пчела должна во всём походить на других пчёл, а мысли и дела всех пчёл всегда направлены на общее благо1 Устройство пчкелиного государства самое лучшее в мире, мы существуем с незапамятных времён до сих пор, потому что мы, пчёлы, умеем дружить.
Завтра ты отправишьс яв свой первый полёт. Одна из опытных пчёл будет сопровождать ебя. Сначала ты полетишь недалеко, будешь хорошенько запоминать приметы, чтобы найти дорогу домой. А твоя спутница покажет тебе цветущие деревья и цвеыт, из нектара которых получается хороший мёд. Запроминай хоршенько! Прежде всего--как выглядит липовый цвет. ну а теперь повтори всё, чтоя тебе объяснила!
--Не могу! Очень трудно!..."

Занятие 1 для школьников.

1. Почему пчела Майя сразу стала жаловаться?

В самом деле: "только что родилась и уже жалуется!"--почему так сказала Кассандра? Потому, что так и приходится делать. Не зная ещё законов этого мира, пчела уже сталкивается с проявлением зла.

2. Мог ли звук беспокойство пугать Майу: с одной стороны, она узрела этот мир впервые, с доугой стороны, рядом с ней была помощница (?)

Значит, могло быть и то, и другое. Но пчела Майя обратила внимание сначала на первое, а уже затем на второе. значит, пугал.

3.Отчего было жарко?

От самой обстановки, ведь там, гдн оживлённое движение, где толпа, там меньше холодного или свежего воздуха. А не только потому, что на дворе жарко.

4. Почему сама Кассандра не жалуется на жару?

Она приобрела опыт и знает пчелиный этикет.

5. Было ли оживление пчёл игрой?

Нет, потому что играть в  общем беспокойстве и беспорядке невозможно.

6. Как Вы думаете, могли ли обидеться Майя и/или Кассандра на то, что их чуть не сбили с ног?

Майя не могла, Кассандра могла.

7. Чем отличалось поклонение трутня Кассандре и царице?

Он перед Царицей больше трепетал.

Занятие 2 для школьников.

8. Почему Кассандра так нелюбезна с добрым юношей"?

В силу раздражительности Кассандры именно  в данный момент.

9. Что показывает доброту трутня?

Вежливость, беспокойство за сограждан, смелость и предупредительность.

10. Что могла сказать Майя, когда "тихонько зажжужала"?

"Ах, что случилось?" или "Почему все волнуются"?

11. Ненавидела ли Кассандра Майю в момент, когда рассердилась на неё и почему?

Не ненавидела. Ввиду того, что ненавидящий--плохой воспитатель, чего не скажешь про Кассандру.

12. как свойства крыльев передаются в характере Майи в начале произведения?

Не сердится на замечания, чистая душой, красива как пчела, неопытная

13. Почему уголок, в котором примостились пчёлы--тёмный?

Чтобы подчеркнуть природу самих сот, а также дать пчеле прохладу от жары.

14. почему мёд не был дан Майе сразу? назовите несколько причин.

Во-первых, в силу биологических причин. Во-вторых, причин этикета. В-третьих, воспитательный момент. Наконец, не было сразу возможно.

занятие 3 для школьников.

15. В какой форме должно было выражаться терпение Майи?

Допустим, в ожидании команды пить, в вопросе, что.как и когда делать

16. Только ли Майя была "своевольницей" в пчелином царстве, даже "такой"?

Нет, она хотя бы не бунтует, как некоторые.

17. Исключительная натура--что-тот типа исключённого третьего?

Нет, это яркость добрых и злых качеств.

18. Не связано ли прикладывание пальцев ко рту с какими-то действиями в отношении развития рода или же это нарушение столового этикета?

Первое могло бы быть, ибо неприличие зачастую и связано именно с такой тематикой. Но, быть может, это ещё означает облизывание пальцев, т.е. нарушение столового этикета? Верно второе, про первое пчела на вряд ли стала бы рассказывать столь юной слушательнице.

19. Как сопоставить красноту планеты Марс и покраснение лица пчелы Майи?

Марс неживой, пчела--живая. Краснеет от разных причин.

20. Что больше свойственно Майе делать основным источником познания мира--соушать, видеть или ощущать?

видимо, второе. Потому что она не смогла запомнить вопрос, а об ощущениях особенно ничего не говорит.

21. Почему и пчеле, и лошадке произносится слово "смирно"? Влияет ли различие при этом в языке на содержание вопроса?

Не влияет. Духовный мир объемлет всё.

Занятие 4 для школьников.

22. Были ли "широко раскрытые глаза" Майи признаком страха или внимания?

И то, и другое, ибо, как уже говорилось, Майе уже было страшно от общих волнений, до того, как она обратила внимание на Кассандру. А узнав её, она стала её относить ко всем таким беспокойным пчёлам.

23. Почему Касснадра вздохнула, когда начала читать урок?

Сочувствовала неопытности, а Майя для неё была мила--также сожаление о своём раздражении на неё.
 

24. Умеют ли пчёлы действительно дружить и с чем связано почти-лицемерие Кассандры?

Видимо, что пчёлы не всегда дружны, а лицемерие связано с возрастом, с системой пчелиного этикета и политического устройства пчелиного государства.

25. Соответствует ли тезис "быть помохожим на всех" тезису "не делай другомуя, чего не желаешь себе?

Не совсем. Творчество оказывается тогда маловозможным, и уничтожается индивидуальность, а в этих условияях высокие духовные чувства т труднее развить.

26. Можно ли сравнить пчелу-проводницу с Ангелом-Хранителем?

Можно. просветить--дать веру в краосту цветов; сохранить--не дать залететь куда не надо; Наставить--насталять в том, как нужно лететь; направить--приготовить для дальнейшего. но всё же, пчела грешная (в повести)

27. Почему Майе было трудно ответить на вопрос о первом уроке Кассандры?

В силу возраста Майи и в силу её лёгкой боязни перед Кассандрой.


Рецензии