1990 год. Псалом 36

 1990 год.
 24 июня. Рождение Кирилла, младшего сына. Атмосфера в стране неспокойная. Протестные и оппозиционные шествия и митинги. В народе  страх перед рыночной экономикой, а точнее – страх перед ростом цен на всё.
Сентябрь или октябрь.  Валя Г. принесла приглашение в одну Церковь. Уже в следующую субботу мы с Серёжей, 6-летним сынишкой, поехали туда. Я стала посещать субботние богослужения.
Октябрь или ноябрь. Любочка прислала мне Библию из США. До этого я даже не видела её, у меня было только старое мамино Евангелие 1908 года издания, доставшееся ей от её мамы. Евангелие я читала  с детства, кое-что из евангельских историй рассказывала мама. Почему-то меня они мало трогали, казалось, что в четырёх книгах пишется об одном и том же (я хочу быть честной). Но вера с детства жила во мне.  Я, видимо, от мамы  узнала не так уж мало. Мама, сестры Надя и Люба, я – мы верили в Бога, были «верующие», как тогда называли таких, как мы. Мама (да и мы с ней) пережила гонения на верующих в 60-е годы в Советском Союзе – увольнение  с работы учителя, «прославление» через «Тюменскую правду», вынужденный переезд в сельскую местность, где о нас никто ничего не знал, необходимость скрывать веру ради куска хлеба для своих детей… Мама молилась дома с нами, пела псалмы… Некоторые из них я встречаю теперь в наших сборниках, а когда их исполняют в Церкви, не могу сдержать эмоций – память о мамочке, о детстве – и глаза на «мокром месте»…
Библия для меня стала величайшей радостью. Когда Кирюшка, которому еще и полгода не было, ненадолго засыпал у меня на руках (как и старшие братья, Бориска и Серёжа, он был очень неспокойным младенцем), для меня наступали минуты счастья. Я потихоньку укладывалась на кровати так, чтобы можно было одной рукой держать ребёнка, а другой переворачивать листы. Я читала Библию с трепетом. Пропускала непонятные места, а те, что отвечали на мои нужды, встречала с восторгом и удивлением. Я находила ответы на те вопросы, которые волновали меня на протяжении многих лет. Зачем я живу? Почему такая тоска, когда всё вокруг, казалось бы, складывается благополучно: брак по любви, порядочный (по определению моих родственников) муж, приличная зарплата мужа (да и у меня неплохая), хорошая семья, тогда ещё двое замечательных, красивых и умных детей,  уверенность в получении квартиры в ближайшем будущем… Почему бывают моменты, что всё валится из рук? Когда всё становится безразличным? Когда ничего не надо, ничего не хочется?
Книга Псалмов. Даже и сейчас, двадцать с лишним лет спустя после первого знакомства с ней, я испытываю туже радость и волнение, как и тогда…
Псалом 36. «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего. Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит. И выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и  надейся на него. Не ревнуй успевающему в пути своём, человеку лукавнующему. Перестань гневаться и оставь ярость. Не ревнуй до того, чтобы делать зло. Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Ещё немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю, и насладятся множеством мира» (Пс.36: 1-12).
В конце 1990 года стало известно о скорой сдаче дома, в котором мы должны были получить квартиру как очередники с 1977 года и как многодетная семья. Мы уже много месяцев ждали этого радостного события, но вскоре оно омрачилось ещё одной новостью. В посёлке Нефтяников жилой дом оказался в аварийном состоянии, и власти решили переселить в наш новый сдающийся дом жильцов из аварийного. Понятно, что для нашей семьи это было большим ударом. Наступал 1991 год, старая экономика рушилась, в стране всё валилось, цены росли, зарплаты не платились, заводы и многие предприятия остановились, строительство тоже сворачивалось. Институт, где работал муж, с большим трудом  заканчивал наш дом, а о закладке новых (как на протяжении предыдущих десятилетий), не могло идти и речи в то время. И многие люди от отчаяния избирали крайние меры: самовольно, без ордера,  въезжали в недостроенные дома, баррикадировались, жили там без воды, электричества, отопления и таким образом пытались отстоять свои права на квартиры. И у меня возникло такое желания поначалу, хотя стояла зима на дворе. Но я к тому времени начала читать Библию, а 36 псалом – один из самых первых. Это Бог говорил со мной, я впервые с благоговением услышала Его слова лично ко мне. Конечно же, Господь мой, что я могу? А Ты можешь всё! Как всё  стало просто! Уповай на Господа, и Он совершит! Вот это да! Слава Тебе, Боже Всемогущий и Милостивый! Я молилась Псалмом 36, просто с верой, со слезами, с восторгом читала его на протяжении многих дней. Известий о доме не было никаких, но я не унывала, а только повторяла и повторяла Божьи обетования. И вот 17 февраля, вернувшись с прогулки с Кирюшей, услышала от 12-летнего Бориски спокойное сообщение: «Папа звонил. Наша квартира на 8 этаже, номер 137. Папе выдали ключи». Даже сейчас, когда пишу это, не могу сдержать слёз. А тогда? Восторг, радость, безграничная благодарность, слава, слава, слава Богу!!!

Молитва несправедливо обиженных. Псалом 36 (Библия)
Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззакония,
Ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.
Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит.
И выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень.
Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своём, человеку лукавствующему.
Перестань гневаться и оставь ярость. Не ревнуй до того, чтобы делать зло,
Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
Ещё немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;
А беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.
От Господа спасение праведникам, Он – защита их во время скорби;
И поможет им Господь и избавит их, избавит их от нечестивых и спасёт их, ибо они на него уповают.
Аминь.


Рецензии