Служба на краю земли

Служба на краю земли
               
    Сын моего сослуживца по ВНИИЭТО - ЭТО в конце не прикол, а аббревиатура (электро-терм-оборудование) -  проходил срочную службу на северном краю земли русской, где тундра, снежная заря и прочие прелести в виде суровых морозов, сопровождаемых порой ветром, а то и пургой. В такую лихую погоду дослужившийся к тому времени до сержантских погон сын коллеги возглавлял небольшую группу из трёх солдат, которую отрядили перевозить какой-то груз, скорее всего, секретный: ведь в Союзе был, говорят, случай засекречивания таблицы Менделеева на том основании, что она содержит такой элемент, как Уран, не говоря уже о трансурановых! Перевозили, как водится, из пункта А в пункт В, располагавшийся в пяти часах езды от А.
     Ровно на половине пути мотор отказал. Попытки завести двигатель ни к чему не привели, и ребята стали замерзать. Тридцать пять лет тому назад мобильники ещё не изобрели, да и ныне в этих местах наверняка нет сотовой связи, разве что спутниковая. Дальше простой расчёт. Минимум два часа с половиной их ждут в пункте В, после чего звонят в А, сообщая о неприбытии транспорта вовремя. После этого в лучшем случае через полчаса после нескольких перезвонов выезжают спасать. Учитывая время выживания в условиях лютого сорокаградусного мороза с ветром без обогрева, спасатели застают не только окоченевшие, но и хорошо замороженные трупы солдат. Сержант, не зря сын образованцев, приказывает свинтить и поджечь колесо. Потом второе, третье, четвёртое, запаску. Колёса сгорели, а помощь не пришла. Пришлось поджечь грузовик. Спасатели увидели догорающий автомобиль и живых румяных пляшущих вокруг него ребят.
     Все спасшиеся оказались на губе за порчу, точнее, уничтожение, государственного имущества. В этом случае уж точно лучше быть живым штрафником, чем ... нет, не героем, а мёртвым идиотом под стать наказавшему их начальству. Однако, сидели они недолго. Посетивший эту часть генерал, высказав на доступном и военным и штатским языке всё, что он думает о командирах оной, приказал ребят освободить, выразил им благодарность за смекалку и наградил отпуском домой.
     Моему однокласснику выпало служить на другом по широте краю России, в Казахстане, довольно близко к космодрому, судя по тому, что им, оголодавшим, иногда удавалось подворовывать бифштексы, готовящиеся для космических собак. И однажды, работая в лютую стужу с ветром в драном обмундировании и в дырявых перчатках, они тоже попались на глаза проезжавшему генералу, после чего наступили позитивные перемены в их военном житии. Мне как-то подумалось, в чём тут дело? Может быть, чем дальше военный продвинулся в звании, тем человечнее он относится к простому солдату, или дело в том, что генералы того времени относились к поколению прошедших Войну.
     Мой коллега и соавтор нескольких статей Юра Лингарт рассказал историю, случившуюся на Чукотке, где ему выпало проходить срочную службу. От него я услышал такие слова, как пурговик, напуржник и что кроме унтов бывают и унтята, надеваемые под унты. Узнал про каменный стук леденеющих на лету капелек мочи и про бесславную гибель от ракеты ПВО стаи гусей, летевших на фантастической по гусиным масштабам высоте над зоной пурги. Лётчик, вылетевший на разведку на самолёте, запущенном в пургу как-то хитро, с ускорителем, что было сил кричал в микрофон: "Гуси! Гуси!", - но отказала радиоаппаратура. Однажды накануне такой погоды пошли по каким-то военным надобностям двое: лейтенант с сержантом. Сержант вернулся в часть живой и невредимый, доложил, что пурга их разбросала и о судьбе лейтенанта ему ничего не известно. Лейтенант пропал.
     Прошло два месяца, и произошло чудо. Явился живой и относительно здоровый лейтенант. Бог являет свои чудеса там, где люди (все мы под Богом), значит, и Чукотка под Богом. Оказывается, в пути лейтенант то ли из-за вывиха, то ли из-за перелома ноги не смог идти, и сержант бросил его замерзать в снегу. К счастью (не для сержанта) на умирающего наехала оленья упряжка. Чукчи подобрали офицера, привезли в стойбище, выходили. Как ни молил сержант начальство перевести его в другую часть, хоть к чёрту на кулички, оно, руководство, осталось глухим к его мольбам и вскоре, на этот раз окончательно, пропал сержант. Искать его под трёхметровым слоем снега охотников не нашлось: закон тундры.               


Рецензии
Прочитала с удовоьствием, очень интересно. Я тоже жила три года на краю света на
острове Сахалин, там тоже свои прелести: ураганы, землетрясения, снег засыпает дома.
Успехов Вам, Борис.

Нина Павлюк   20.10.2015 15:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.