Чужие земли

Это было давно, когда совета своего старого Учителя не гнушались спрашивать Цари, Военачальники, Купцы, Духовные лидеры и другие его повзрослевшие Ученики, определявшие судьбы мира в настоящем и будущем.
Руслан, могучий правитель большой страны, застал своего Наставника за высадкой березовой аллеи на месте заброшенного пустыря рядом со своим домом.
- Рад тебя снова видеть, - приобнял старик Руслана.
- Дело у меня важное, - сказал Ученик, помогая Наставнику с саженцами. – Посоветуй, Учитель, кому из царей приграничных государств лучше отдать во временное пользование мои земли? Кто из них лучше разовьет и облагородит пустующие территории? А потом, когда срок договора истечет, кто не будет считать эти земли своими и не пойдет на меня войной из-за них?
Наставник распрямился, отставил в сторону лопату и удивленно посмотрел на Руслана.
- Но ведь твоя казна полна золотом и драгоценными минералами, твоя дружина надежно стоит на охране границ. Твоя страна переполнена умельцами, которые маются от безделья и ищут любой возможности приложить свое мастерство для освоения, изменения и улучшения территорий, образующих Ваше государство. Так зачем же тебе лишние хлопоты с чужеземцами? Или я чего-то не знаю? Неужели тебя, как и многие страны, постигла нужда, боязнь внешних угроз и неспособность управлять своим народом?
Разравнивая землю граблями и убирая сорняки, Руслан ответил:
- Нет. Я по-прежнему богат, силен и независим. Тут другая беда. Эти мертвые земли я никак не могу заселить. Как жили издревле на них несколько десятков семей, чьи предки когда-то давно пришли туда, и чьи потомки еще тысячелетия будут растить своих детей на этой территории, так и живут. А больше никто не хочет туда ехать, чего бы я не предлагал своему народу, живущему в других местах моей огромной страны, - Руслан огорченно вздохнул. – Земля стоит без хозяев и поросла бурьяном. Вот и придумали мы с моими мудрецами-советниками хитрость – пусть обо мне пойдет слава по всему миру как о щедром господине, помогающему приграничным державам и дающему бесплатно свою землю для использования. Никому не придет в голову, что таким образом мои территории будут развиваться, становится богаче и красивее.
- Если ты готов на время перестать быть хозяином своей земли, то почему ты отдаешь ее чужому народу, а не своему? – удивился Наставник.
Руслан махнул рукой:
- Они уже столько живут там и ничего не могут сделать! Приказы мои дисциплинированно исполняют, получают небольшое довольствие – и все! Но готовности сделать что-то большее у них нет.
От этих слов Наставник засмеялся. Руслан подносил ему ведра с родниковой водой, а старик поливал выкопанные под посадки ямки.
- Не путай работника с хозяином! Между ними такая же пропасть, как между кошельком, набитым золотом в своем кармане, и зарытым кладом в Terra Incognita.
- Учитель, я не понимаю, что ты имеешь ввиду?
- Дай местным жителям услышать звон монет в своей суме. Не заставляй народ ждать, пока твои наместники переложат деньги из казны в их карманы. И через пару лет ты не узнаешь свою землю.
- Ты хочешь убедить меня в том, что они сделают из заброшенных равнин прекрасные заливные луга, из трех хромых лошадей – табуны резвых скакунов, а из заросших диких яблонь – шикарные сады с румяными плодами? – Руслан в изумлении остановился и поднял глаза на Учителя. - И все это лишь за то, что я назову их хозяевами своей земли и позволю самим решать, что делать на ней?
- Именно так, - Наставник кивнул, а Руслан раздраженно одернул кафтан.
- Нет, Учитель, ты предлагаешь невозможное. Даже если случится невероятное, и местные жители сделают те мертвые земли ухоженными, плодоносными и удобными для жизни, то ведь они станут очень богаты. Тогда население других моих областей будет завидовать им и рваться в эти благословенные земли.
Наставник улыбнулся, подошел к последней свободной лунке и передал Руслану тонкий саженец:
- Так разве ты сам не хотел заселить эти территории, которые недавно называл мертвыми?
Руслан задумчиво кивнул и аккуратно присыпал землей корни последнего деревца. Наставник оглянулся назад и удовлетворенно оглядел бывший пустырь. Теперь здесь покачивалась на ветру целая березовая аллея. Руслан бережно дотронулся до худых плеч старика:
- Наши порывистые ветры сломают их.
- Ничего с ними не случится. За свою землю корни держатся очень крепко.

08.08.2015


Рецензии