Если не отвинчивается, то...

              В намотке контуров для простейших передатчиков я стал использовать пустые бумажные гильзы, которые протыкал в нужных местах шилом, получалось красиво и виток к витку ложились плотно один к одному.

            Да и крепить такой контур было просто, вытаскивался использованный капсюль жевело, а на его место через плату вкручивался шуруп, такая конструкция держалась прочно.

            Свои «шарманки» делал на лампах 6П3С, которые через три провода подсоединял к выходной лампе радиолы.

               Правильная сборка гарантия того,  что она заработает и начнёт выдавать в эфир музыку.

            Гнезда под лампы добывали в старых телевизорах и радиолах, там же и выдирали нужные конденсаторы и резисторы.

             К производству «шарманок» подтолкнуло местное начальство, затем подключилась школа, а началось с того, что вовремя дневного перерыва проводного радио, радиолы подключали в радиосеть, гоняли современную музыку, переговаривались.

             Мой позывной «Утюг», слышали в даже соседнем селе, это в пятнадцати километрах от нашего хутора.

           Утюжил я вначале радиосеть, а  впоследствии и местный эфир.

          Давили на нас морально, грозились даже исключить из комсомола, но поток западной музыки уже заглушить было не возможно.

              Вот, чтобы выйти из под этого контроля, кто будет из старшего поколения крутить ручки радиол и транзисторных приёмников, стали собирать примитивные передатчики.

              А первую схему и саму приставку привёз из Георгиевска, мой сосед Саня, где учился в интернате.

             Любое новшество быстро распространялось среди ребят хутора, стоило включить радиолу на средних волнах, как оттуда неслась музыка.

          Дальность приёма от наших «шарманок» это несколько километров в радиусе от передаваемой точки, что вполне нас устраивало.

              Музыку выдавали не только через эфир, но и через динамики, подвешенные на улице, у меня имелся такой в алюминиевом ведре, которое подвесил на макушке абрикосы.

            По грохочущей музыке, как у меня из ведра, можно было точно знать, что в это время я нахожусь дома.

               В начале октября, когда вино окончило брожение и уже слегка отстоялось, пригласил меня одноклассник Серёга, смастерить ему «шарманку», а заодно испробовать местного «божоле»  из винограда Изабелла.

            Для окончания и подключения «шарманки» потребовались некоторые детали, да и динамик, который Серёга тоже решил повесить на улице.

             Мой товарищ вспомнил, что у него в летней кухне стоит старая радиола, вот туда мы и направились.

            Из кладовки Серёга вытащил радиолу «Родина», знакомая вещь, подобная была у моего деда, мощная штуковина в четыре динамика, два из которых точно по четыре ватта.

          Тогда казалось нам, что это старая рухлядь и ценности не имеет, была в исправном состоянии.

              Одних только под диапазонов коротких волн не меньше четырёх.

         Из этой радиолы решили извлечь нужные детали, но это было сделано в СССР, сделано качественно и надёжно, влезть внутрь оказалось не просто, имея в руках одну единственную тупую отвёртку, винты не поддавались, отвёртка толком не попадала в прорезь, проскальзывала, зализывая края.

             Я пытался всё делать деликатно, но мой товарищ решил проблему проще, приложив не малое усилие, просто оторвал с «мясом»  верхнюю крышку.

           Мы и так были  в весёлом настроении, но когда Серёга оторвал крышку, я уже закатывался смехом.

                Проигрывающее устройство долго сопротивлялось, вырывалась из рук и импульсивно подпрыгивала на пружинах.

           Курочить хорошую вещь оказалось настолько весело, что мы закатывались смехом.

            Общими усилиями удалось и с этим справиться.

         Путь к динамикам и деталям был открыт, но шурупы настолько крепко сидели на своих местах, что не поддавались.

        Да и не очень удобно было откручивать винты,  державшие динамики, снова проблема, других инструментов кроме отвёртки нет.

            Попросил товарища поискать, что ни будь другое, чтобы выкручивать винтики.

             Когда Серега появился с пилой в руках, я покатился со смеху, каким образом он собирался выкручивать  винтики и при словах:
                -  Будем пилить!

             Я закатился смехом до болей   в животе.

           Всякое приходилось видеть, но чтобы пилить, это было для меня впервые.

               Товарищ вручает мне пилу и говорит:
                - Выпиливай динамик!

                Я вначале подумал, что он разыгрывает меня, но Серёга  берёт в свои  руки пилу и спрашивает:
                - Где пилить?

           Я показываю, в каком месте нужно начать, при первых движениях пилы я уже не мог уняться от смеха.

                Когда я сообразил, что товарищ действительно собрался распилить радиолу, взял на себя точную распиловку передней деревянной верхней панели.

              Каждое движение пилы сопровождалось нашим громогласным хохотом.

                Из дверей хаты вышла мать товарища, которой подозрительным показался наш хохот, она поинтересовалась:
                -  Серёжа, что вы там делаете?

                - «Родину» распиливаем!
                С хохотом выкрикнул мой товарищ в открытую дверь летней кухни.

               От этого ответа я вообще выпал в осадок.

                Пила дрожала в руках, я ещё никогда столько не смеялся, движения пилой приобрели хаотичные движения.

           Не мог я собраться и пропилить деревянную панель до стекла, когда пытался это проделать мой товарищ, я вообще закатывался до икоты, видя, как его спина содрогается от смеха, а рука едва елозить пилой по радиоле.

             Уйму времени потратили на выпиливание динамика, насмеялись от души, а дальнейшую сборку «шарманки» решили перенести на следующий день, сегодня ничего уже не получиться, не тот настрой на хорошую работу.

18 окт 2015 г.


Рецензии