На Марухском...

   История  Великой Отечественной войны еще долго будет хранить свои тайны побед и поражений, о тех, кто дошел и не дошел до Берлина, о тех, кто числится пропавшим  без вести, о тех. кто безымянно похоронен вдали от родной земли, и о тех,  кому судьба даровала жизнь.
   Сложилось так, что я, как журналист, уже несколько лет пишу и публикую очерки о  ветеранах Великой Отечественной войны - участниках и тех, что трудился в тылу, чьими жизнями и здоровьем была добыта победа над врагом.
На чужих землях стоят тысячи обелисков, монументов и памятников советских солдат.
   В обыденной жизни  все семьдесят лет многие из скромности никогда не хвастались о своих подвигах, о том, что пришлось им испытать.
   Некоторых, как и героя этого очерка, знала много лет по совместной работе, ценила их устремленность в послевоенные годы достойно трудиться, чтобы поднять страну из руин, но не знала, что предо мной один из защитников Родины.
   Готовясь к Великому празднику-70-летию победы, вся Россия проснулась и опомнилась и многое  подняла из глубин прошлого - факты и события на фронтах, подвиги конкретных участников сражений
   Семнадцатилетние правнуки и пятидесятилетние внуки хотят оставить память о своих отцах и дедах, не позволить их подвигам уйти в забвенье.
Мне посчастливилось более двадцати лет быть рядом с Вячеславом Григорьевичем Филимоновым, занимаясь общественной работой после ухода на пенсию.
   После того, как той страны не стало, в которой мы росли, воспитывались и впитывали в себя чувство патриотизма, как прошли школу детства, будучи октябрятами, пионерами, комсомольцами, и вступали в коммунистическую партию Советского Союза, которой тоже не стало, многие из нас, таких, как Вячеслав Григорьевич Филимонов, были обескуражены.
    Однако коммунистическую партию  в новой России признали, как не  Советского Союза, а Российской Федерации, в восстановлении которой Вячеслав Григорьевич сыграл не малую роль. Он политик, как был и его отец. 
   Вячеслав Григорьевич родом из кубанской станицы Убеженской Успенского района Краснодарского  края.
  Отец его Григорий Иванович – донской казак из бедной семьи. До империалистической войны жил на Дону и возглавлял казачью сотню в чине есаула, а  за заслуги  был удостоен  Георгиевским крестом. 
   Еще до рождения  Вячеслава  от гражданского брака у него было четверо детей - два сына и две дочери.
   В России назревала революция. 1917 год. Преданное царю казачество было в смятении.
  Казак Григорий Филимонов в то время уже командовал казачьим полком, а когда восстанавливалась советская власть на Дону,  весь его полк вместе с ним перешел на сторону Красной армии. Несколько раз богатые казаки пытались его убить, но он всю гражданскую войну продолжал служить в армии Буденного и был удостоен именным оружием.
   Гражданская война утихомирилась, и отец Вячеслава Григорьевича  был направлен на работу в станицу Убеженскую, Краснодарского края для установления Советской власти, затем в Гулькевичи.
   Дети от гражданского брака выросли, а в станице Григорий встретил   женщину, заключил с ней брак и от этого брака у него родился пятый  ребенок - Вячеслав.
   Перед началом Великой Отечественной войны отец Вячеслава Григорьевича имел  военное  звание и  в чине капитана находился в запасе.
   Перед празднованием 70-летия Великой победы по всей стране, в том числе и в нашем крае, был брошен клич - «Никто не забыт и ничто не забыто».
  В один их выходных дней апреля этого года я постаралась побывать у него дома. Этого пожелали его жена и внуки
   Вячеслав Григорьевич в преддверии своего 90-летия слег, и все время проводит в постели, хотя  на аппетит не жалуется, общается с семьей. Семь лет назад он полностью лишился зрения.
   Я присела  на стул у его постели, и он, поискав меня рукой, погладил по  плечу.
   - Расскажите  о детстве, о родителях,- попросила я.
   И Вячеслав Григорьевич заговорил о том, что знала и я.
   - Какой была страна перед войной? Принята третья пятилетка, осваивались ресурсы Средней Азии. Зауралья, был вызван горячий патриотизм советских людей на трудовом фронте, появились герои труда. А я рос, ходил в школу. В те годы дети были октябрятами, пионерами, занимались спортом, сдавали нормы БГТО, ГТО, учились стрелять, получали значок «Ворошиловский стрелок», - так просто охарактеризовал  Вячеслав Григорьевич свое детство.
   - Помогали и сельскому хозяйству. Школьников выводили в поле. Тогда поспевающие зерновые одолевал клоп-черепашка. Этот клоп поедал зерно еще в колосках. Мы собирали. Кто больше соберет, тот «ударник», - добавил, улыбнувшись, и продолжил:
   - Война меня застала в Гулькевичах. На второй день отец уехал в часть, где был приписан. Я не доучился. В конце сорок первого средняя школа перестала работать. Нашей семье предложили поменять место жительства, так как отец занимал  в станице ответственные должности. Мы с мамой  переехала в Ставрополь.
   В разговор вступила  жена, понимая, что ему нелегко вспоминать многое:
    - Девятый класс Вячеславу удалось окончить. В Гулькевичах учеба в школе возобновилась, он был извещен и один уехал доучиваться. Окончив 9-й класс,  он вернулся в Ставрополь и пошел работать на  пивоваренный завод.
   22 июня 1941 года ему не было и шестнадцати. Родился он 20 августа 1925 года.
1942-й год. Немцы с боями продвигались на Кавказ. Бомбили Армавир.  Два раза отбивал атаки Ростов, однако Красной армии пришлось отступать.
   31 июля 1942 года семнадцатилетним парнишкой Вячеслав был призван Ставропольским городским военкоматом в действующую  Красную армию.  Вначале с группой таких, как он, новобранцев  направили в г. Буденновск.   Но туда они  добраться не смогли и с трудом на товарном прибыли в Махачкалу. В военкомате прошли медкомиссию и всех малолеток, как Вячеслав, не достигших восемнадцати лет, послали на шестимесячное обучение  в военно-пехотное училище, находящееся в г. Гагры.
   Не проучившись и десяти дней,  все училище  было  поднято по тревоге  и скоропостижно брошено в горы на перевал Санчар, который уже был занят немцами. И не только он. Часть озера Рица тоже была захвачена разведывательными группами врага, и их надо было оттуда выбить.
    2 августа 1942 года пал Сальск. 3 августа - Ставрополь. Бои были под Курганной, Белореченской, Немцы захватили Белореченку и Майкоп. Они рвались на Туапсе.
   - Немцы прижали нас дальше некуда,- пояснил  мне Вячеслав Григорьевич.
   - Первый бой я принял на озере Рица. Была непростая борьба за взятие перевала Санчар,- сказал и умолк. О чем-то думал.
Жена заметила, что  он теперь уже вспоминает с трудом.
   - А Вы знаете, что это был за перевал  в то время? - и сам ответил, - густой с вековыми деревьями лес…Скалы, непроходимые заросли и шакалы. Плохая видимость. Холодно… Очень холодно! - Вячеслав Григорьевич временно замолчал. Видимо, напрягал память.
   - Да мы же были еще в летнем обмундировании. А уже наступил сентябрь. Уставшие, а кто-то и обмороженный, мы поднялись на перевал Санчаро. Подоспела и помощь. Нас, курсантов училища, по приказу вернули в  Сухумское пехотное училище доучиваться. Я думал, что все же буду командиром. От перевала в сторону моря - первое село Чхалта. Рядом горный аэродром. Не обычный.  Просека в лесу  шириной 40 метров, длиной 100.  Нам туда сбросили паек на 10  суток. И мы за ним шли, поднимаясь в горы по тропинке.
   - Вячеслав Григорьевич говорил не быстро, и вспоминать ему продолжала  помогать жена, напоминая главное.
   Его рассказ не был последовательным. Куски этих боев он вырывал из памяти и преподносил мне.
   -  Пришлось мне побывать и на Марухском. Тоже перевал. Слышали? - спросил, а я ответила: «Дорогой Вячеслав Григорьевич! Да кто же его не знает».
   - В Сухумском училище курсантами были всего десять дней. Нас подняли по тревоге и  подвезли к селу, а дальше пешком один за одним   поднимались мы к высокогорному селу Чхалта. До места назначения добирались несколько дней. Аэродром. Разгружали самолеты У-2, привозившие питание, обмундирование и боеприпасы. Меня назначили вторым номером ручного пулемета. Там мы поняли, что  придется  подниматься еще выше.
   - С сентября 1942 года до середины января 1943 года (это четыре месяца- 120 дней и ночей) были тяжелейшие страшные бои на высотах 3100 метров во льдах и скалах Марухского перевала. Мы пухли от голода, обморожения, слепли от солнечной радиации. От нее трескалась и облазила  кожа лица.  От постоянного грохота снежных  и каменных  лавин  глохли.  И ими же были погребены многие защитники перевалов, - умолк.
  Я переждала его  недолгое молчание и услышала  голос того Вячеслава Григорьевича, которого знала в девяностые годы прошлого столетия: «Да мы же выстояли! Мы разбили гитлеровских «эдельвейсовцев!»
   Конечно, выстояли! Вячеслав, отморозивший ноги, после этого  лечился в госпитале под Туапсе.
   В январе 1943 года курсантов в горах сменили подготовленные горные стрелки, а они голодные и обмороженные спустились с гор, подлечились и снова на фронт.
Первой наградой Вячеслава была медаль  «За оборону Кавказа».
Молодой подлеченный боец был направлен в 81 гаубичный артиллерийский полк разведчиком-артиллеристом, так как из-за отмороженных ног в пехоте служить  уже не мог.
   Немцы отступали, а у Вячеслава пошли фронтовые дороги  по известным местам: оборона и освобождение Новороссийска, Малая земля… Там он был с расчетом девяти гаубиц и тракторов. Его полк громил немцев на Таманском полуострове. С косы Чушка десантировался в Керчь, которым начинался Крым. Освободили.
   За эту операцию Вячеслава наградили медалью  «За отвагу».
Бойцы полка прочесывали крымские горы, южное побережье, освобождая город за городом. Подошли к Севастополю.
   - На Сапун горе были немцы, - вспомнил Вячеслав Григорьевич, - надо было ее взять.
   Вячеслав и командир роты должны были взорвать дзот. Добрались. Уничтожили.  Бой был тяжелый.
На мысе Херсонес завершилось освобождение Крыма.
   За операцию по освобождению Севастополя красноармеец Вячеслав  Филимонов  был награжден орденом «Красной звезды»
   Рассказывая мне о  войне, он все чаще и чаще возвращался к Марухскому перевалу. Запал он ему в душу.
   - На тот горный аэродром, что на Марухском, нашим войскам самолеты сбрасывали пулеметы. А там пропасти.  Спускались в пропасти, поднимались. Бойцы 810 стрелкового полка во льдах и скалах выдалбливали пулеметные гнезда 1,5 х 1,5 м.    Помню, был ручной бой.  30 минут - это не мало. В любой момент – смерть. А у нас мокрые портянки. Мы, голодные, ели куски сырого мяса. Высоко в горах не закипает вода.
   Фашисты отступали. Полк пошел по Белоруссии, Польше, взяли Восточную Пруссию, города Германии на северном побережье Балтийского моря. Кенинсберг, Данциг.
   Несколько раз  полк окружал фашистские группировки и разбивал их.
   Вячеслав Григорьевич вспомнил об отце и сказал с грустью: «Я не знал, что  в то время, когда я освобождал Белоруссию, моего отца уже не было в живых. Он погиб, защищая Сталинград. Погиб и мой брат по отцу»
   В общем, после Крыма 2 мая 1945 года солдат Филимонов по военной дороге дошел со своим полком до Ростока, где у полка был последний залп  и знаменитая встреча на Эльбе  с англичанами.
   Вячеслав Филимонов  получил медаль «За взятие Кенинсберга».
   День победы он встретил под г. Росток.
   Потом Вячеслава Филимонова, способного, мыслящего бойца направили в г. Горький в двухгодичное политическое  артиллерийское училище, а после окончания снова служба в ГДР в советских  войсках. Через три года служба в должности политрука  в воинской части Новосибирска.
   Оттуда в чине старшего лейтенанта по собственному желанию он был уволен в запас и награжден медалью «За боевые заслуги»
   В конце нашей беседы  Вячеслав Григорьевич  сказал: «Там где-то у жены есть мой дневник, в котором я с точностью  описал противостояние двух сил. Гитлеровцев было 155 тысяч живой силы, 1190 танков, 4 тысячи орудий, 1000 самолетов. Нас было 112 тысяч воинов, 130 самолетов и всего 17 танков.  И мы победили».
   Многое из-за лихолетья ушло из нашей памяти, но у каждого ветерана войны и труда глубоко запала в душу и сердце на всю жизнь  битва за Кавказ и бесчинства гитлеровцев на этом благодатном уголке нашей Родины.      
   Началась мирная жизнь. Вячеслав Григорьевич оканчивает Ростовскую  межобластную партийную школу. Ростовский институт народного хозяйства, работает на ответственных партийных и хозяйственных должностях в районах нашего Ставропольского края. Он неоднократно избирался депутатом районного совета, девять лет возглавлял партийно-народный контроль.
   Работая заворгом отдела Апанасенковского райкома партии, Вячеслав Григорьевич проводил огромную работу по распашке и посевам пустующих площадей, за что был награжден медалью «За освоение залежных земель».
   Двадцать лет своей жизни он отдал становлению Ставропольского завода поршневых колец: инженер, начальник отдела, председатель завкома, заместитель директора…
   Филимонов В.Г. - писатель. Он выпустил книгу «Названия улиц города – страницы истории». Много сил отдал  собиранию материала о полке, с которым прошел всю войну, три раза ездил в ЦАМО, искал достоверные факты. В его изданной лично Вячеславом Григорьевичем книге «Это надо живым» собраны достоверные сведения о боевом пути 81 Гаубичного артиллерийского полка Краснознаменной Новороссийской орденов Суворова 1-й степени  и Александра Невского 1-й степени дивизии резерва  Главного командования. Кратко ГАП. Состоялась встреча тех, кто был с ним рядом. Книги подарил однополчанам.
    Хочу уточнить его заслуги перед Родиной.
  Медаль «За отвагу» он получил за отличие в боях по освобождению Новороссийска
  Орден «Красной Звезды» - за отличие в боях по освобождению Крыма.
  Орден «Отечественной войны» - за отличие в боях при форсировании р.Одер
  Медаль «За боевые заслуги» - за выслугу лет в Советской армии
  Медаль «За оборону Кавказа» – за участие в боях по освобождению Кавказа

   Вячеслав Григорьевич на досуге талантливо писал прекрасные картины и портреты. Состоялся и как художник-самоучка.
   Об этом человеке, ветеране-участнике Великой Отечественной войны  мало  не напишешь.
   Этот замечательный товарищ, друг, политик, воин, патриот прожил достойную жизнь и сейчас он на заслуженном отдыхе. Его оберегают заботливая жена и, особенно, взрослые  внуки.
   Вся  его жизнь была отдана во благо страны и благополучия  ее народа.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.