Несколько мыслей о романе Д. Фаулза Коллекционер

Вопрос, лежащий на поверхности этого романа, - это, конечно, вопрос свободы. И, конечно, истинным пленником нам показан Клегг, запертый в своих комплексах, в своей ограниченности, в тесном темном мирке «можно» и «нельзя», «прилично» или «неприлично»...
А похищенная им Миранда, которую он держит у себя в подвале, на самом деле куда свободнее своего тюремщика. Она лишена доступа к внешнему миру, но в ней самой есть все: и воздух, и яркие краски, и свет. Все это — в ее разуме, в ее памяти, в ее душе. Свобода — это то, что у тебя внутри. Не новая мысль, но выражена пронзительно.
Роман «Коллекционер» - самая настоящая литература, в чистом виде. Главную роль здесь играет текст. Мне кажется, любая экранизация или постановка существенно обеднит это произведение.
Пожалуй, сказать в унисон с «Коллекционером» могла бы живопись. Тем более, что в романе живопись фигурирует часто (главная героиня — художница). Сидя взаперти, она мечтает написать картину: темная мрачная комната — и раскрытая дверь в свет. Я думаю, это была бы прекрасная обложка для этой книги.
«Коллекционер» - роман неоднозначный, и вопрос свободы в нем тоже звучит очень неоднозначно. На поверхности, сюжетно, роли распределены очевидно: Миранда — пленница, Клегг — на свободе. Вчитаешься в текст — все наоборот. Перечитаешь, все запутывается еще больше. Миранда свободна? Да нет, она тоже закрепощена своей женской природой, неизжитыми еще предрассудками. Своими представлениями о жизни, которые ограничены стенами все той же частной школы, которую так ненавидит Клегг. Хотя Миранда изо всех сил старается демонстрировать презрение к классовым, национальным и прочим различиям. Но как только ей представляется случай воплотить в жизнь свои «убеждения», тут же возникают препятствия: возраст, внешность, образ жизни... А ведь Ч.В., друг-возлюбленный-наставник Миранды, для нее действительно значит очень много. Самые прекрасные, самые светоносные страницы дневника, который Миранда ведет в своем заточении, посвящены ему. Забавно, но когда в связь с Ч.В. вступает менее щепетильная подруга Миранды, та вне себя от ревности. Точь-в-точь собака на сене.
Тем удивительнее сцена с Клеггом, которого Миранда ни разу не любит, однако же вешается ему на шею. Я думаю, тут не только желание купить свободу, но и большой привет Ч.В. Миранда хочет доказать ему и себе, что так же свободна быть с любым. Правда, все равно небескорыстно.
И вот тут-то наступает весь перелом романа. Потому что эта ее свобода — ложь. И Клегг, человек с не совсем нормальной психикой, фальшь чувствует очень сильно. Фальшивым оказывается весь образ Миранды, который он боготворил. Существо из другого, лучшего мира оказалось ничем не лучше других. И потому «с ней было хуже, чем с проституткой». Миранда, в сущности, такая же, как Клегг, только мнит себя иной.
Кстати, это очень хорошо понимает Ч.В. - единственный по-настоящему свободный человек в романе. Свободный в том смысле, какой его вкладывали в это слово европейцы середины двадцатого века. В случае Ч.В. свобода не в том, чтобы быть с той женщиной, которую пожелаешь, а в том, чтобы суметь отказаться даже от той женщины, которую желаешь. И такая же свобода отказаться от идеи, от принципа, от чего-то привычного и общепринятого.
Таким был идеал молодежи середины двадцатого века. Оно и понятно: роман написан в 1963 году, когда Европа от души наелась ужасов тоталитарного режима, а избежав его, идеологически пошла вразнос. Каким будет идеал века двадцать первого, нам еще предстоит увидеть. Но, в общем-то, финал предсказуем: устав от хаоса, человек рано или поздно возвращается к логосу, порядку, правилам, принципам, заповедям...чтобы потом снова отказаться от них.


Рецензии