Душевное бездорожье
Афоризм этот высвечивает связь между действием и смыслом. Возвышает осмысленные действия, с одной стороны, и одействленные, оглаголенные, осуществляемые смыслы, с другой.
Представьте себе самолет, взлетающий без определенной цели. Он кружит, кружит, делая беспорядочные петли и круги, а через несколько часов возвращается в тот аэропорт, из которого вылетел. Абсурд? Такие рейсы есть в аэропортах Израиля, и люди платят деньги за то, чтобы полетать ими.
С чем сравнить человека, не имеющего в жизни большой цели, главного смысла, как не с самолетом, летящим по небу без цели, без маршрута?..
Увы, такое душевное бездорожье, когда в сердце человека нет четко выбранного, притом достойного направления движения мыслей, когда он не знает, зачем жить, куда жить (есть книга Владимира Леви под названием “Куда жить”), свойственно многим.
В книге «Как думают люди» приводится интересный лингвистический факт: у японцев есть понятие «икигай» — это то, ради чего вы просыпаетесь по утрам. Сын Корея назвал блаженным человека, у которого в сердце стези направлены к Богу (Пс.83:6). Сознательные христиане - люди пути, люди цели, люди маршрута. Люди осмысляемых действий и осуществляемых смыслов. Люди, которым есть ради чего просыпаться по утрам.
Брайан Трэйси в книге "Выйди из зоны комфорта" приводит интересный наглядный пример: "Много лет назад я на старом лендровере пересекал плато Танезруфт в сердце Сахары, на территории современного Алжира. Французы давно оставили эту территорию, и существовавшие при них заправочные станции не действовали и стояли заколоченные. Пятисотмильный маршрут пролегал по пустыне, где не было ни воды, ни пищи, ни травинки, ни даже мухи. Во все стороны до самого горизонта простиралась совершенно плоская местность, как гигантская парковочная площадка, посыпанная желтым песком. Более тысячи трехсот человек погибли на этой дороге через Сахару в предыдущие годы. Дорогу нередко скрывали пески, путешественники теряли ее ночью и не могли найти снова. Чтобы скомпенсировать отсутствие ориентиров, французы через каждые пять километров, – что точно соответствовало расстоянию до горизонта, – установили вдоль трассы черные двухсотлитровые бочки из-под нефти. Поэтому в дневное время мы могли видеть две бочки: ту, которую недавно миновали, и находящуюся перед нами. Таким образом, у нас было все необходимое, чтобы не сбиться с пути, – требовалось лишь держать направление на следующую бочку. Двигаясь от бочки к бочке, мы сумели пересечь крупнейшую в мире пустыню. Точно так же вы справитесь с самой большой в своей жизни работой, если приучитесь действовать пошагово. Сделайте обозримую часть, и сразу станет видна следующая".
Человек осмысленной и нацеленной жизни имеет на своем маршруте массу промежуточных ориентиров, расставленных в пустыне жизни с определенными промежутками и верно ведущих к главной цели и основному смыслу. У людей без цели бочки хаотично расставлены в песках жизни.
Каждый день я плету сеть. Мои дела имеют горизонтальную развертку во времени (неделя, месяц...) и вертикальную - в сцеплении с делами других линий, направлений (работа, семья, творчество, церковь, здоровье, развитие...). В горизонтальной развертке размер ячейки определяет периодичность повторения одинаковых, однородных занятий, в вертикальной - количество разноплановых занятий за один день и их взаимосвязь.
В сети могут быть дыры - если между делами нет связи. Связи могут нарушаться в горизонтальной направленности (одно и то же дело делаю бессистемно, хаотически, с перебоями) и в вертикальной (дела из разных сфер никак не пересекаются). Узелки в сети - это усилия осознанного связывания разных дел в одно (например, работаю - для семьи и ряда других задач, занимаюсь творчеством для церкви и т.п.).
Главный вопрос - что ловит моя сеть? Это решать мне. Сеть дня ловит мою цель дня, выражающую мою основную ценность на этот день, сеть недели ловит мою цель недели, сеть жизни ловит цель жизни. Порванной, дырявой сетью ничего не поймаешь. Но и крепкой сетью без представления о цели тоже ничего не выловишь. Точнее выловишь - ил, грязь, мусор.
Наличие смысла жизни и следование ему делает человека довольным. Разговаривал по телефону с одним своим сверстником. Он говорит: "Я полностью удовлетворен своим христианством, я очень воодушевлен им. Я вижу, что Бог использует меня, что я нахожусь на своем месте, через наше семейное благовестие в церковь пришли и приняли крещение 5 человек".
Мало кто, а может даже и никто не скажет о себе, что он полностью доволен своим христианством и служением Богу. Парадокс, но счастливых христиан еще поискать надо. Не в том ли причина, что члены церкви тоже смутно представляют себе собственные цели и смыслы жизни? Не только общие для всех христиан, но и уникальные для них.
По наблюдениям Виктора Франкла, в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).
Ученица Франкла в своих исследованиях, результаты которых составили ее диссертацию, получила данные о том, что для 90 процентов исследованных ею случаев тяжелого хронического алкоголизма характерно выраженное ощущение утраты смысла жизни. Проблемы с целеполаганием приводят к проблемам нравственного характера. Нет увлекающей тебя цели - нет и мотивации устроенной жизни.
В одной из своих книг Франкл рассказывает о том, что наличие смысла жизни помогало евреям выживать в фашистских концлагерях. Однажды масса заключенных по каким-то причинам решила, что в конце года должно быть предпринято наступление союзников и к Рождеству они будут освобождены.
Прошло Рождество, ничего не изменилось. И смертность увеличилась в десятки раз. Надежда давала этим людям сил выживать в нечеловеческих условиях, не стало надежды (пусть и иллюзорной), исчез смысл жизни - и пропала воля к жизни, резко снизилась сопротивляемость организма и души.
Смысл жизни мы определяем, назначаем. А можно сказать, что ищем, нащупываем. Григорий Померанц в “Записках гадкого утенка” писал: “Я чувствую в своей жизни замысел режиссера, который мне надо разгадать и выполнить”.
Раньше при мысли о смысле жизни метафорическая память подсовывала мне образ центрального стержня, на который крепится все остальное. Стержень тут и есть смысл жизни или наиглавнейшая цель, организующая все остальное. Про тех, у кого этого стержня нет, я обычно думал: рассыпчатые, рассредоточенные, рассеянные. В том смысле, что их жизнь состоит из фрагментов, деталек, не собранных воедино. Еще можно сказать, что нецельные они, мозаичные.
А недавно подумал об этом иначе, и мне пришло новое сравнение, без стержня. Т.е. стержень есть, но его идея реализована по-другому. Смотрите: ведь жизнь людей с мощным стержнем тоже состоит из фрагментиков, частичек мозаики. И если понаблюдать за ними ограниченное количество времени, можно не заметить связи между фрагментами, не увидеть рисунка, в который складываются части мозаики, не разглядеть стержень.
Но если понаблюдать за ними долго, обязательно увидишь, как мозаика единичных дел, реакций, высказываний складывается в огромную, цельную, гармоничную картину. Эта общая картина мозаики и есть их стержень.
Другими словами, мозаична жизнь всех людей – и со стержнем, и без, и со смыслом жизни, и без него, но у первых мозаика складывается в продуманную картину, у вторых – в бессмысленную пеструю абракадабру.
Артур Ф. Холмс сообщает в своей книжке «Этика. Принятие нравственных решений», что по грустному наблюдению Аласдера Макинтайра (самый влиятельный постмодернистский мыслитель, изучающий проблемы морально ответственной личности), для наших современников «нравственность свелась к соблюдению правил при отсутствии общей цели в жизни».
Если говорить о мозаичности осмысленной, осознанной жизни, это тот случай, когда эффект от суммы превышает эффект от слагаемых, взятых по отдельности.
18.10.2015
Свидетельство о публикации №215101900418