Введение к книге о Роберте Шумане

ВВЕДЕНИЕ

     Проблемы, связанные с ПОНИМАНИЕМ произведений Роберта Шумана, начались еще при его жизни.
     Как известно, композиторы бывают традиционалистами и новаторами, а новаторы, в свою очередь, – умеренными и радикальными. Они проживают свою творческую жизнь по-разному. Традиционалист – более комфортно, его стиль легко и без сопротивления воспринимается публикой. Новаторы, наоборот, проживают свой век достаточно тяжело, часто остаются отвергнутыми и непризнанными при жизни.
     Шуман относится к числу радикальных новаторов  (наряду с Г. Берлиозом, М. Мусоргским, Д. Шостаковичем…). Такие композиторы, как правило, сталкиваются со стойким непониманием и неприятием значительной частью публики, слышат насмешки и несправедливые упреки, переживают тяжелый психологический дискомфорт. Шуман всё это испытал в полной мере, не раз он убеждался, что «не вписывается» во вкусовые стандарты большинства музыкантов и меломанов своей эпохи. Для обывателей он был известен лишь как муж знаменитой пианистки Клары Шуман; многие современники, всерьез интересующиеся искусством, признавали его в качестве музыкального критика, но как композитор он так и не был оценен по достоинству.
     Зато после смерти для радикального новатора, как правило, всё «налаживается»: его объявляют великим, признают гением, произведения включаются в репертуар популярных исполнителей, публика готова любить его музыку, приходит признание и понимание...
     Для Шумана действовал именно такой сценарий. Но есть одна особенность. Когда после смерти радикального новатора наступает пора признания и всё налаживается, у Шумана наладилось НЕ ВСЁ. Возникли серьезные диспропорции: одна часть его наследия была оценена по достоинству, но другие важные части остались в тени и долгое время не находили понимания. Эти диспропорции отчасти сказываются по сей день, что и обусловило необходимость нашего исследования: оно должно способствовать лучшему пониманию спорных и неоднозначных явлений в творчестве Шумана.
     Диспропорции в том, что ФОРТЕПИАННОЕ наследие композитора выдвинулось в центр внимания в ущерб вокальному, а РАННИЙ период творчества – в ущерб позднему. Настоящая книга, напротив, посвящена, тем сложным и малоизученным художественным явлениям, которые обнаруживаются в ВОКАЛЬНОЙ музыке ПОЗДНЕГО периода творчества.

[Книга вышла в издательстве "Композитор" М., 2022]


Рецензии