Полуэсперантские ереси

ПОЛУЭСПЕРАНТСКИЕ  ЕРЕСИ




Давайте немного поговорим о проблеме Всемирного Языка. Большинство людей чаще всего имеют весьма смутное представление об этом предмете. Всемирного языка не существует, но есть «международный язык» Эсперанто, и есть популярный язык English.



Для обычного человека, живущего своей жизнью, решающего повседневные задачи, проблема Всемирного Языка не актуальна. «Я готов получить какие-либо знания для моей жизни, если они для чего-то нужны». Эсперантист смотрит на такого гражданина с некоторой долей иронии. «Ты близорук, дружок, ты духовно неполноценен, ты ничего не понял». Эсперантист, к примеру, уже понял, что всем нам надо объединяться, и тогда мы решим все свои проблемы. То есть, не решим, а улучшим взаимопонимание. Цель – глобальна, а при нынешней раскладке дел – непрактична, но зато духовна.



Эсперантисты считают себя чем-то вроде элиты, теми, кто поднялся над толпой и сделал первый шаг к тому, чтобы в этой жизни всё устраивалось не какими-то чужими людьми, живущими для себя, а чтобы было какое-то движение снизу. Духовность и религия – это из той же области. Получается, что эсперантист думает: «Если ты патриот, или веришь в Творца, или в Разумное Начало, или просто не равнодушен, то ты обязательно должен быть эсперантистом».



Обыватели и эсперантисты – обе категории людей смотрят друг на друга с иронией. Первые – считают себя лучшими людьми, они готовы выучить любой «чёртов» язык, если он актуален, вторые – смотрят на всех прочих с иронией, сверху вниз, думая, когда же до них дойдёт, что мы сами хозяева своей судьбы и делаем жизнь такой, какая она есть, то есть, мы не пытаемся что-то изменить, то есть, не мы, а вы. Сначала мы все объединимся языком, а затем можно, используя язык, решать все другие проблемы. Ведь язык – это не просто способ коммуникации, но и способ решения проблем.



Обыватели – вполне неплохие люди, я имел честь общения с ними. Они не посвящены в тему эсперантизма, и не считают это нужным. В их орбиту мысли попадает всё, что кажется проявлением патриотизма, правильности и пользы, но язык Эсперанто в эту орбиту не попадает.



Я пытаюсь понять всех людей. Ну какой смысл истратить два года на изучение языка «Эсперанто», и затем никак этот язык не использовать? – Это в высшей мере бессмысленно. Но, с другой стороны, любой эсперантист вам скажет, что, если каждый второй выучит этот язык, произойдёт сразу же улучшение жизни. Оно произойдёт, я согласен, но я не согласен с тем, что надо изучать именно язык Эсперанто. В 2014-м году я изобрёл язык Зип-Джолзик, и думаю, что с этого момента все наиболее разумные люди должны поддержать проект.



Что этому мешает?



Ну, во-первых, люди на самом деле не так уж разумны. Возьмите, к примеру, первого попавшего на глаза умного человека, который пользуется уважением. И спросите, какие он знает искусственные языки? – То есть, названия языков. Искусственный – значит, от людей, от мозга, от разума. Пещерный – значит, из каменного века, стихийный. И окажется, что все почти что благоговеют перед пещерными языками. Прошлое прямо так и тянет к себе.



Данная моя статья, должен признаться, носит развлекательный характер. Успех Зип-Джолзика не зависит от моих статей. Успех – вещь таинственная, тёмная, много думая об этом, я так не пришёл к чему-то. Могу лишь сказать, что есть некое понятие «судьбы», в том числе и у языков, и это понятие мало зависит от наших усилий.



Оставив в стороне обывателей и эсперантистов, давайте рассмотрим тех людей, которые «в теме». То есть, лингвистов, переводчиков и всех, кого волнует проблема Всемирного Языка. Лучше сказать, часть лингвистов и переводчиков, и часть прочих, кого эта проблема волнует.



Я думаю, здесь особо важно обозначить тип человека, который думает о Всемирном Языке. Не имея никаких возможностей к исчислению, я позволю себе одно допущение, которое не имеет никаких причин, но на данном этапе, когда мы прорываемся в неизведанное, такие слепые предположения могут быть уместны. Я выдвигаю предположение, что есть так называемый «Свободный Мыслитель» по теме «Всемирный Язык», но таких мыслителей крайне мало, или почти нет, судя по косвенным данным, а основная часть людей, озабоченных Всемирным Языком, это «полуэсперантисты». То есть, люди, которые под влиянием набравшего миллион сторонников языка Эсперанто, прониклись симпатией к этому проекту, и мечтают, чтобы начатое имело продолжение.



Одни предлагают реформировать Эсперанто, другие видят выход в одном из эсперантоидов, третьи создают другой, но тоже комплексный, язык. И это – большинство. В это большинство не входят единицы, которые мечтают о том, чтобы «клингонский» или «ро», или «ауи», или что-то ещё стало «всемирным языком». Мы этих не рассматриваем.



То есть, получается, что «полуэсперантист» - это реальный, многочисленный, хотя и не массовый тип человека. Это, грубо говоря, консерватор. Консерватор не прорывается в будущее, а всегда и очень сильно зациклен на том, что есть в данный момент. Его полёт воображения либо низкий, либо такового, как правило, и вовсе нет. К примеру, сторонник языка «Интерлинва» для обывателей и вахлаков может показаться оригиналом, но в среде конлангеров – это тусклый, неинтересный субъект. Грубо говоря, умение играть на балалайке – это нечто выдающееся среди не умеющих это делать, и в то же время, нечто банальное среди балалаечников.



Полуэсперантист – это полуоригинальный человек, тот, который заполняет лингвосайты. И для этих людей язык Зип-Джолзик – это нечто экзотическое, а значит, мало-популярное. Джолзик прорывается в Будущее, он отрывается от земли, и желающим поваляться на травке он не импонирует. Мозг у этих людей всецело подчинён чувствам. То, что они чувствуют, они считают истинным. Мозг занимается не объективным исследованием, а оправданием чувства. То есть, эти люди придерживаются того, что им нравится, и пытаются логически обосновать свои заблуждения. Когда же это не удаётся – они просто прекращают диалог – и продолжают создавать новые эсперантоиды и возланги.



Полуэсперант – это, по сути, еретик Истины. Если рассмотреть его заблуждения, то их можно свести к четырём пунктам:



1. Язык должен быть лёгким.
Такое заблуждение возникло под влиянием языка Эсперанто и под импульсом неумеренного прагматизма. Лёгкость – это на самом деле одновариантность. К примеру, в Эсперанто все слова оканчиваются на «-о», винительный падеж образуется присоединением буквы «-н». Это очень хорошо, но природные языки всегда имеют несколько способов образования одной смысловой единицы. В Джолзике – то же самое. Много лет поиска привели к выводу, что для благозвучия многовариантность неизбежна. Жертвовать благозвучием нельзя. Если принести в жертву благозвучие – полуэсперанты будут довольны, язык соберёт 1000 последователей, и на этом дело заглохнет. Весь остальной народ не станет мириться с убожеством языка. (Это и произошло с языком Эсперанто!)




2. Не важно, какие будут слова. Эта ересь – чистый прагматизм. Язык Эсперанто привлекает тех, кому внешний образ языка не важен. Но он важен для 90% населения планеты. Полуэсперант находится в совершенном недоумении, не в силах понять, зачем я истратил уже 2 года своей жизни на какой-то мифический язык, когда уже есть язык Эсперанто. Один язык есть. Зачем ещё какой-то язык? А вот зачем: «арбаджьяджа», «крага», «айдзабамбрадж». Не нравится? – Зато другим нравится. То, что нравится – то и выиграет, красота спасёт мир, а не ваш кондовый прагматизм и обрыдлая целесообразность.



3. Грамматика должна быть автономной. Создавая Зип-Джолзик, я взял кое-что из русского языка. В какой-то момент может показаться, что Зип-Джолзик – это брат-близнец русского языка. Но, скорее, это не двойник, а «двойник схемы». Джолзик примерно так же походит на русский язык, как негр походит на белого человека. Сходства – очень много, внутренние органы, химический состав, скелет. Череп немного отличается. Можете сами на досуге поразмышлять о сходстве белого и негра. В Джолзике схему грамматики взяты из русского языка. Но в языке Эсперанто и многих других грамматика совершенно оригинальна. Я счёт, что это вопрос 125-й степени важности, и, поскольку нет разницы, какую грамматику создавать, главное, чтобы всё было понятно, - я выбрал русскую грамматику. Мне так удобнее. Полуэсперантисты, рассмотрев это дело, были очень недовольны. Они очарованы языком «Эсперанто», они приняли его наполовину, свято поверили в эту половину, и не готовы отступать ни на шаг в своём диком фанатизме. И поэтому мой проект будет продвигаться в жизнь не так быстро, как хотелось бы. Ведь к этим полуэсперантистам механически примыкают обыватели и вахлаки. Он верят уже не в «полу-эсперанто», а выразительным глазам и честным вздохам полу-эсперантистов.



4. Поддержать можно только тот язык, который имеет не менее 100 человек последователей. Это называется «сотоидальный синдром». «Сотность» - это когда на языке говорят 100 и более человек. Легко заметить, что изначально на «Эсперанто» не говорил никто, и первая сотня сторонников – это те, кто пошёл на жерву вслепую. Но они пошли на эту жертву только потому, что язык был не слишком оригинальный. Уже на тот момент были десятки языков, претендующих на роль всемирного, и многие из них были качественнее языка «Эсперанто». Но Эсперанто оказался в нужное время, в нужном месте, и перед глазами нужных людей. И нужные люди поняли его по-нужному. Когда же набралась первая сотня последователей, включился «сотоидальный синдром». Тысячи людей почувствовали, что это – самый лучший язык, только потому, что на нём «все говорят». Но дальше, разумеется, дело не пошло. Если бы вместо языка «Эсперанто» оказался более лучший язык, и прошёл все вышеописанные стадии, то вполне возможно, новый язык достиг бы всемирности. Но язык «Эсперанто» не смог привлечь к себе массы людей из-за своего низкого качества.



И теперь тот же самый сотоидальный синдром штампует из людей полу-эсперантов. Они даже не понимают, что это не их бытиё, что у них «бытиё определило сознание». Для них принять и поддержать моноид, то есть, непопулярный язык – значит, совершить акт мазохизма. Их проблема в том, что они не могут абстрагироваться от всего человечества, забыть о людях, и просто определить лучший язык. И продвигать его в массы. Лучший – значит, оптимальный для среднего человека. Если возникает мысль, что «я истрачу всю жизнь впустую» - мысль надо отгонять. Надо делать то, что полезно для всех, вне зависимости от конечного результата. Тут, конечно же, попахивает религией, или абстрактным гуманизмом, но, если сделать шаг в сторону – там будет только прагматизм и эгоизм. А эгоисту вообще не надо думать про Всемирный Язык! Тут только два пути – жизнь для общества, или жизнь для себя. Полуэсперант выбрал нечто среднее…


19.10.15




**********************************************************


Рецензии