Зона риска

Середина октября. Первый день отопительного сезона и дата проведения рейда по неблагополучным семьям членами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В зоне внимания проверяющих – мамы, в силу разных причин не справляющиеся со своими родительскими обязанностями. Не потому что детей своих не любят – зачастую не знают о правах и льготах, гарантированных государством гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Задача органов системы профилактики  – помочь им найти выход из тупика, трудоустроиться, оформить и получить социальные выплаты, направить на лечение при необходимости. А необходимость такая возникает часто. Простуды, различные инфекционные заболевания, расстройство пищеварения, педикулез – далеко не полный перечень того, чем нередко страдают малыши, растущие в условиях тотальной антисанитарии, не получающие полноценного питания, легко одетые даже в холодное время года.
Итак, доезжаем до нужного населенного пункта. Два адреса на одной сельской улице. Семья, проживающая по первому,  состоит на учете давно. Рядом с домом – дорога, и пусть движение нельзя назвать интенсивным, но автомобили  проезжают часто и на большой скорости. Проживающая здесь женщина с детьми оказалась в поле зрения комиссии за пристрастие к алкогольным напиткам и аморальное поведение. В периоды запоя малыши, как это всегда бывает в таких случаях, предоставлены сами себе. На этот раз проверяющие остались довольны увиденным:  ребятишки сыты, аккуратно одеты, в доме относительный порядок. Мама малышей не работает официально, перебивается случайными заработками. Оснований для составления протокола нет. Уже хорошо!
Есть подвижки к лучшему и по второму адресу: вывезен хлам со двора, в доме имеются продукты, дети одеты и накормлены, на матери нет следов побоев. На учет эта многодетная семья попала совсем недавно из-за буйного нрава главы семьи, слабого на руку. Служба опеки встала на защиту регулярно избиваемой мужем женщины. Ссоры родителей – сильная психотравмирующая ситуация для детей. Поэтому здесь работники подразделения по делам несовершеннолетних и педагоги отдела опеки и попечительства – частые гости.
Проходя мимо добротного дома в соседнем селе с большими металлопластиковыми окнами с яркими пушистыми мягкими игрушками и комнатными цветами на окнах, ни за что не скажешь, что в этом доме не все гладко. Обитатели этого на первый взгляд вполне благополучного жилища хорошо знакомы правоохранительным органам. На учете ПДН и КДПиЗП некогда состоял старший сын проживающей здесь женщины. Благодаря действующим мерам государственной поддержки хозяюшке удалось улучшить жилищные условия: на средства материнского капитала, например, установлены стеклопакеты. В доме хорошая мебель, бытовая техника, красивые детские игрушки.
Большое количество нежданных гостей смущает семилетнюю девчушку, но она быстро оттаивает под их теплыми добрыми взглядами. Она еще слишком мала, чтобы увидеть в глазах взрослых сочувствие. Ребенок инвалид – наверняка сказалось пристрастие мамы к спиртным напиткам. Задача службы опеки районного отдела образования проверить, оформлена ли девочка в школу. Оказалось, да – ребенок на надомном обучении. Оборудовано место для занятий с учительницей. И это – опять-таки плюс маме. Проверяющие уверены – она не потеряна. Пока не потеряна, потому что ходит по краю пропасти, и очередной подобный срыв грозит падением в бездну, из которой непросто выбраться. Женский алкоголизм трудноизлечим.
В съемном флигеле на одной из улиц райцентра хозяйка сетует на катастрофическую нехватку денег. У нее трое детей.  Доход многодетной семьи – порядка двадцати тысяч рублей в месяц, треть из которых уходит на оплату жилья. Того, что остается, со слов многодетной матери, едва хватает на проживание.  Неудивительно при нынешних высоких ценах на продукты. Однако при этом женщина позволяла себе не работать. Семья фактически живет на детские пособия, а самим детям-кормильцам даже спать негде. В доме только одна двуспальная кровать – для мамы с отчимом. Приобрести хотя бы бывшую в употреблении мебель якобы не на что. А на выпивку деньги находятся. Контроль со стороны правоохранительных органов и службы опеки помог сдвинуть ситуацию с мертвой точки: через Центр занятости населения этой подопечной нашли работу, на которую она выйдет, как только оформит необходимые документы. Это уже можно считать достижением: появилась цель в жизни, планы, женщина трезва, в доме натоплено, дети в школе. Более того, многодетной матерью пока не реализован федеральный материнский капитал, на средства которого в сельской местности эта семья может приобрести собственное жильё.
Покосившаяся избушка на соседней улице. Выбитые окна веранды издали «кричат» о бедственном положении ее обитателей. Этот домик не знает заботу ни женских, ни мужских рук. Навстречу выбегает чумазая девчушка сообщить, что родителей нет дома. Якобы они на работе, как все порядочные люди. Видавших виды членов комиссии не проведешь. Заходим в дом. И мать, и отец предсказуемо дома. Сначала оборону держит хозяйка. Позже ей на выручку приходит супруг. Перегар в воздухе стоит такой, что не определишь, кто именно из них пьян. В доме нет еды. Дети голодные, грязные. Утро, а они не в школе. На ногах мальчика заметны язвы и следы ожога. Мать оправдывается, абсолютно не чувствуя за собой вины – псориаз и ожог бензином. Костер палил накануне. За медицинской помощью, естественно, не обращались. Матери даже в голову не приходит, что ребенок мог получить гораздо более серьезные ожоги и даже погибнуть. Становится очевидным, что детям в этой семье находится опасно для жизни. Но прежде чем поместить в социальный приют, всех четверых предстоит вылечить.
И все-таки данный осенний рейд можно назвать благополучным: из пяти семей, которые в этот день посетили члены выездной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, только в одной кричащая ситуация.


В продолжение ранее начатой темы: http://www.proza.ru/2015/04/20/680


Рецензии