Гильгамеш

ГИЛЬГАМЕШ - царь (лугаль) шумерского города Урука, правил в конце XXVII — начале XXVI веков до н. э.
ГИЛЬГАМЕШ — это аккадское имя; шумерский вариант,"БИЛЬГА-МЕС", что означает вероятно «ПРЕДОК ГЕРОЯ». 
Ранее в статье "Загадка шумерских мифов" я отмечала некую схожесть шумерских слов с тюркскими, в частности, кыргызским языком.
Так вот, в кыргызском языке есть слово:
БИЛГИ - сведущий, знаток, мудрый; вожак
И образовано оно от тюркского слова:
БИЛ - знать, понимать; мочь, быть в состоянии; управлять, распоряжаться.
Очень логичный перевод получается.

Перевод слова ЛУГАЛЬ (царь) с тюркских языков также логичен.
УЛУК - начальник, правитель, повелитель
АЛ - сила, мощь; положение, состояние

И вот недавно на сайте казахского писателя и исследователя Олжаса Сулейменова я прочитала интересную статью http://olzhas1001.com/past_names.html
Там упоминается, что тюрки своим героям давали не только связанные с телесной крепостью, но и связанные с мудростью - БИЛЬГА-КАГАН («Всезнающий, мудрый правитель») или БИЛЬГА-БЕК.

Не правда ли оригинальное совпадение!
И в этой же статье упоминаются тюркские герои АЛПАМЫШ, ТОХТАМЫШ. 
Действительно, слова построены по одному принципу.
Часть слова -МЕШ, -МЕС, -МЫШ явно одной природы. Тем более, что в тюркских языках действует закон сингармонизма.

АЛПАМЫШ (героический богатырь (где ALP - "смелый, героический) - народный героический эпос, бытующий в виде самостоятельных сказаний у ряда тюркоязычных народов (у узбеков - АЛПАМЫШ; у казахов и каракалпаков - АЛПАМЫС; у башкир - АЛПАМЫША и БАРСЫН-ХЫЛУУ; у казанских татар - АЛПАМША; у горноалтайцев - АЛЫП-МАНАШ.

ТОХТАМЫШ (Токтамыш, Тахтамыш, Тотамих) (тат. Туктамыш хан, Tuqtam;; xan; каз. Токтамыс ханхан) - хан Золотой Орды в 1380—1395 годах, хан Тюменского ханства с 1400 года, один из потомков Джучи, старшего сына Чингисхана.

Есть также еще одна историческая личность.

ИЛЬТУТМЫШ - правитель Делийского султаната в 1211—1236 из династии Гулямов. Тюрк по происхождению, был рабом-гвардейцем (гулямом) основателя Делийского султаната Кутб-ад-дина Айбака и наместником (мукта) ряда областей. Присоединил к султанату Пенджаб и Синд и вел успешные войны с индийскими князьями. В 1229 был признан в качестве независимого правителя (султана) багдадским халифом. При Ильтутмыше велось строительство крупных культовых сооружений в Дели.

И опять таки ИЛЬТУТМЫШ - тюрк по происхождению. 
Иногда встречается перевод этого слова ОВЛАДЕВШИЙ СВОИМ НАРОДОМ.

Можно привести в пример и другие тюркские имена.
АЛТАМЫШ (шестидесяти командир) (АЛТЫ - шестьдесят)
КАРАМЫШ (ребенок родился)

Что интересно и среди египетских фараонов встречаются имена, с этим же сочетанием звуков в конце имени!
ЯХМОС (богом луны рожденный)
ТУТМОС (Тотом рожденный)
РАМЗЕС (богом РА рожденный)
АМЕНМЕС (Амоном сотворенный)
ДУДИМОС, ДЕДУМОС
КАМОС
В египетском языке сочетание MS получается переводится, как РОЖДЁННЫЙ, СОТВОРЁННЫЙ.

А теперь вспомним греческого бога ГЕРМЕСА. То же самое сочетание звуков!

И если уж МЕШ, МЕС, МЫШ, МЫС - это слова, односящиеся к одному смысловому звену, то не сидит ли в этом звене и русское слово МУЖ?

МУЖ - (устар., высок., поэт.) взрослый человек мужского пола, мужчина.
МУЖ - (устар) свободный общинник, воин; у вост. славян: участник народных собраний; на Киевской Руси — дружинник, управляющий (хозяйством), судья, приближённый князя или боярин.

Происходит от праслав. *mozь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. мужь, ст.-слав. м;жь русск., укр. муж, болг. мъжъ;т, сербохорв. му;ж, словенск. mо;; (род. п. mо;а;), чешск., словацк. mu;, польск. m;; (род. п. m;;a), в.-луж., н.-луж. mu;. Несомненно родственно др.-инд. m;nu; (m;nu-, m;nu;-) м. «человек, муж», авест. manu;-, готск. manna, др.-исл. ma;r, мн. menn, сюда же лат.-герм. Мannas.

И опять мы наблюдаем преобразование, слов МУЖ, MOZ, MAZ, MESA - в слово MANUS, MANNAS!
Помните тюркский эпос АЛПАМЫШ, АЛПАМЫС? У горноалтайцев он звучит, как АЛЫП-МАНАШ!

P.S.
МАНАС (от санкскр. man — «думать», «знать», «рассматривать») — понятие индийской философии и психологии, в целом означающее: ум, рассудок, рацио, МЫСлительная  способность, инструмент МЫШления, иногда сам по себе бессознательный...

"И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа."

Кстати, в тюркских именах очень много слов с окончанием -ЖАН.
(КУРМАНЖАН, ЭРЖАН, БЫКЫТЖАН, БАТЫРЖАН и т.д.)

Слово ЖАН в персидском и тюркских языках – дыхание, душа, жизнь, сущность, милый.

А вот слово ЖЫН - в тюркских языкак уже имеет несколько иное значение - ЗЛОЙ ДУХ, ДЕМОН; БЕСНОВАТЫЙ.

ЖЕН - рукав; победить

ЖЁН - простой; направление; правильный, верный, нормальный, дельный; смирный, спокойный; происхождение 


Рецензии
Интересно читать ваши статьи об этимологии древних слов.
Лет 5-6 назад я общался с одним профессором из Армении. Он специализировался на древнеармянском язычестве (как известно, оно существовало до принятия в Армении Христианства). В общих чертах он мне поведал, что армянский пантеон богов, а также древние легенды на 80-90% схожи с Шумерскими. Те же созвучия мне продемонстрировал, как "Гильгамеш" и "Бильгамес". Тогда я лишь в очередной раз убедился, что Библейские "писцы", просто "сдули" часть Ветхого Завета у Шумеров. Не ново, что Ноев ковчег остановился именно на горе Арарат, что в Армении. А самое интересное, что он (профессор) уверял меня в том, что т.н. институт Халдейских жрецов (это те, кто были во главе народа Шумеров) и есть древние предки Армян. В интернете где-то есть работа этого профессора. В принципе, интересно. Всё бы ничего, да только наибольшая "бережность" по отношению к шумерам присуща не Армянам, а, почему-то, представителям Еврейского народа. Стоит плохо об Шумерах отозваться, как тут же Ев-и нападать начинают. Но это уже совсем другая история.:-)))

Юрий Леднев   03.04.2017 00:27     Заявить о нарушении
Юрий, с удовольствием бы почитала работы этого профессора!
Но сходства судя по всему наблюдаются в языческих религиях многих народов.
У башкиров и татар, к примеру, Нардуган вполне сопоставим с шумеро-аккадским Мардуком http://www.proza.ru/2014/10/22/1901.
Тюркский Тенгри также легко сопоставляется с шумерским Дингиром.А шумерское слово Дингир легко осознается через тюркский язык, где слово ДИН переводится, как ВЕРА, РЕЛИГИЯ.
Более того, христианская пасха и иудейский песах скорее всего также имеют более древние корни. В шумеро-аккадской мифологии упоминалась богиня плодородия Иштар, которая вышла из упавшего в Евфрат первояйца. У других народов имя этой богини немного звучало по другому - Ашера, Ашерат, Астарта. Древние бритты называли ее Эстр. Символом этой богини было яйцо - символ плодородия, язычники раскрашивали яйца и дарили их друг другу. Так вот, в Англии пасха так и называется Easter. Видимо иудаизм и христианство трансформировали более древний языческий праздник плодородия, который по времени совпадает с началом полевых работ.
Кстати, в абхазском языке есть слово АШАРА - создавать, сотворять, сотворение, создание; рассветать, утро, рассвет; разделять, раздел.

Маришка 22   03.04.2017 17:39   Заявить о нарушении
Вообщем, переплетения мифов и языков разных народов обширны. Изучать эту тему очень интересно. Но в силу того, что эта тема охватывает огромный пласт там легко запутаться. И в данное время, к сожалению многие исследователи совершают поспешные выводы. Найдя сходства в языках они "тянут одеяло" в сторону только своего языка. На самом же деле, я думаю, все сложнее и многограннее...

Благодарю за интерес к теме, Юрий! )))

Маришка 22   03.04.2017 17:57   Заявить о нарушении
Армянский патриарх Хайк (Айк) имел первопредком Иафета, но Хайк, это родовое имя произошедшее от Иафет и Хайка именовали Айк Наапет, он вышел из Вавилона и убил стрелой его царя Бела (Ваала), который ещё назывался Мардук! Бел, в шумерской традиции звался Энлиль, один из троицы верховных богов, о которых писал Захария Ситчин, называя их Анунаки! Самоназвание армян Хай, а нынешнее название народа произошло от сына Арменака (Арманьяка) и внука Армена!

Акутёнок   08.05.2019 23:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.