Никитка Михалков - 70 лет в струю

  Никитка Михалков - портреот с прищуром....Маг и чародей Мигалков-Кашпировский...Прелюдодей с законным браком...Придворный художник из Президиума...вещунья Джуна в брючном костюме.....Полный кавалер ордена тще-Славы! От ЧК до ЧК не меняя почерка.....Никитке Мхалкову 21 октября исполняется 70 лет! Дитя Победы! Мог бы стать чекистом, по примеру папы и мамы, которые вызвали из США на Родину сульптора Коненкова с его женой Маргаритой, разведчицей ОГПУ.....Мог бы стать простым артистом, если бы его не выперли из училища........А он и в свои 70 лет для сограждан остаётся таким же Никиткой из фильма Георгия Данелии "Я шагаю по Москве"...откуда его тоже чуть не выгнали за шантаж по поводу размера актёрской ставки...Давно все забыли главных героев, а вот маленький эпизодик и его исполнитель живут с нами и ныне...Мало того, Никиту Михалкова не только не растерзали при смене коммунизма на капутализм за воспевание им и его папашей Сергеем Михалковым чекистов и коммунистов, но и заполнили им всё пространство новой России, а чекистов он теперь проклинает, как зверей и душегубов....падких до случайных половых связей с замужними женщинами...Да ещё и при живой собственной невесте......То есть было за что их потопить на барже.......В своей "Рабе любви" он зверями называл белогвардейцев!!!! От ЧК до ЧК не меняя почерка....)))
Мне повезло провести двадцать лет своей жизни в сотрудничестве с Никитой Михалковым, одарённым приспособленцем, одержимым властолюбцем, лауреатом-комсомольцем, Джуном Давытошнили , Дэвидом Крупнофилдом, шивровальщиком вселенской пустоты, крещёным в Православие....и я записал это в коротких рассказах.....На ПРОЗЕ они в сборнике "На территории любви Никиты Михалкова" и в электронной библиотеке в книге


Пост скрип. Не я признался в Кремле Френсису Форду Копполе, что его фильм "Крёстный отец"  для передовой шпаны СССР стал настольным фильмом и свою жизнь  нормальные пацаны строят по нему. Не случайно, что Михалков помог Япончику выехать без документов в США сразу после освобождения из Тулунской тюрьмы, а тот навёл порядок в Голливуде и обеспечил Оскаром Никиту Михалкова,убедив членов Академии и продюсера фильма "Утомлённые солнцем" в правоте своих Понятий. Помните в те годы и Тайванчик убедил французов отдать Олимпийское золото в фигурном катании тому, кому надо....



ПРИЛОЖЕНИЯ.



Рассказ Валерия Плотникова,"Дух соперничества как грех ЗАВИСТИ",  дополняющий черты портреотов Никиты и Андрона моих рассказов

"Дух соперничества и переживания Никиты, который был поставлен на второе место, угнетали его". Взгляд Валерия Плотникова
13 марта
 
"Семья Михалковых: Никита, Андрон и дядя Сережа". Фото предоставлено автором Валерием Плотниковым для публикации в журнале "Лилит"
"Семья Михалковых: Никита, Андрон и дядя Сережа". Фото предоставлено автором Валерием Плотниковым для публикации в журнале "Лилит"
Валерий Плотников - легендарный фотограф ещё с советских времен, рассказывает:
"Семья Михалковых: Никита, Андрон и дядя Сережа"
На этой фотографии Никита, Андрон и дядя Сережа. Три корня, на которых держится сейчас эта мощная, по крайней мере в наше время, семья. А прежде были еще Кончаловские и Суриковы...







Вообще-то мной давно уже задуман кадр, где все могучее дерево Михалковых, по крайней мере мужская его ветвь, будет сведена вместе. Я уже с Никитой договорился, Андроном, дядю Сережу увещевал, остается собрать внуков Егора, Степана и Артема*. И хочу, чтоб была там одна только правнучка -- Степы дочь. Снимок я задумал грандиозный, с множеством деталей одежды, с креслами и реквизитом...

Мне понравились слова Андрона, не скажу, что гения, но точно "парадоксов друга", которые я прочел в заголовке к его интервью: "Я счастливый человек -- совесть-то спит". Когда кто-то не боится высказать о себе нечто сомнительное и неприглядное, он, как правило, этим привлекает.
Одну из своих книг Андрон начинает так: "Да, действительно, у меня очаровательная улыбка, но зубы-то фарфоровые". Не надо путать это с непосредственностью. Андрон прекрасно понимает -- лучше самому забежать вперед и высказаться о себе, чем услышать то же самое с чужих слов.
С Андроном я познакомился на съемках "Дворянского гнезда", куда я студентом второго курса пришел на операторскую практику. И сразу в нем обнаружил родственную душу. Мы начали тесно сотрудничать из картины в картину. С Андроном было интересно и легко. После Сережи Соловьева, друга детства, я впервые встретил человека столь многостороннего, который был образован, начитан, прекрасно знал музыку, при этом не пил горькую, не курил сигарету за сигаретой и так же, как и я, исповедовал здоровый образ жизни.

Как-то на даче у Андрона я впервые увидел журнал о теннисе и был поражен: как же можно о какой-то спортивной игре издавать ежемесячный журнал, испещренный подробными схемами выполнения ударов! Потом я и сам влюбился в теннис. Для меня теннис -- это красивая игра и, вслед за тем, образ жизни.

Когда я вижу игроков в тапочках на босу ногу, трусах и линялых майках, одновременно покуривающих сигарету, сразу ухожу с корта. Не переношу, если на соревнованиях начинают свистеть как на футболе и кричать "судью на мыло", что распространено почти повсеместно...

В деле я Андрона ни разу не видел, но уверен, что на корте он смотрится. Потому что он -- из тенниса Набокова. Он и так обычно спокоен, а уж орать, применять ненормативную лексику на корте ему и в голову не придет.

А вот на игру Никиты приходилось смотреть часто, не раз сам играл с ним. Никита неплохой игрок, у него есть школа. Конечно, ему тяжеловато с его комплекцией: хотя он и старается, я могу его загонять. А он честолюбив, не любит проигрывать и злится, если такое происходит. И тогда теннис становится своеобразным сведением счетов, чего я терпеть не могу.

Так сложилось, для меня Андрон -- первый, даже если это исторически не так, а потом уже Никита, который с громкой славой "шагающего по Москве" поступил во ВГИК на наш второй курс учиться на режиссера. Он перевелся из Щукинского, куда пришел сначала на актерский. Во ВГИКе был последний набор великого Михаила Ромма, совместно обучавшего операторов и режиссеров на уроках мастерства. Режиссерский курс выглядел бледно, и только Никита выделялся на этом фоне.

При первом же разборе Михаил Ильич сказал: "На удивление, лучшая работа -- у операторов". И назвал мою фамилию. Потом еще как-то раз и еще. И тут я почувствовал со стороны Никиты то же самое, что при игре в теннис: он не привык проигрывать. Если красивая девушка, то -- его. Если он ставит кино, то самое большое... По крайней мере, Никита тогда обратил на меня внимание.

Потом уже я стал бывать на их даче на Николиной горе, и выяснилось, что у нас с Андроном приятельские отношения. Он мог в первом часу ночи вызывать к себе -- прослушать очередной гениальный сценарий. Или приезжали какие-то люди, и Андрон немедленно сообщал мне: "Так, все -- едем в ресторан". Не то чтобы категорично, а как другу, который без возражений поддержит компанию при любых обстоятельствах. Доходило до того, что он спрашивал моего совета в выборе девушек. Вернее сказать, ждал, пока я его уговорю. Ему надо было знать, что выбор очевиден: девушка -- класс, ее надо брать. Когда подбирал актрису на роль, тоже спрашивал. Самое смешное, он слушал тогда, когда уже сам для себя все решил. Скажи ему "это не подходит", он начинал убеждать в обратном. А уж если втравливался во что-то сомнительное, даже ругал меня, что я не был настойчив и не бил его по рукам. А я ведь намного моложе его...
Никита в свою бытность студентом разъезжал на "Жигулях"-"копейке" -- это была его собственная машина. И у Андрона был свой автомобиль, сначала "Волга", потом "Вольво". Когда мы куда-то отправлялись компаниями, Никита ни за что не вел машину вслед за Андроном, а всегда выбирал свое направление. Это доходило иногда до комизма. Помню смешной эпизод, когда он провалился в трясину. Слава Богу, мы его "копейку" все же вытащили.

Спрашивать: "Никита, зачем ты туда поехал?" -- было бесполезно. Он же хотел быстрее, лучше и красивее, но случился казус. Если утрировать, он вел себя примерно так: "Какой твой любимый цвет, белый? Тогда мой --черный!" Дух соперничества и переживания Никиты, который в силу старшинства брата был поставлен на второе место, угнетали его и во многом способствовали выбору профессии режиссера.

Это -- давние истории, которые переплелись уже с другими событиями. Молодую манекенщицу Таню, нынешнюю жену Никиты, я привез на Николину гору к ним в гости, чтобы снимать на веранде в легких летних одеждах для "Журнала мод". И они не были еще тогда знакомы...

-------------------------------------------

"Никита видит монархию в виде себя в роли Александра Третьего на белой кобыле". Взгляд Валерия Плотникова
13 марта
498 дочитываний
4 мин.
"Семья Михалковых: Никита, Андрон и дядя Сережа". Фото предоставлено автором Валерием Плотниковым для публикации в журнале "Лилит"
"Семья Михалковых: Никита, Андрон и дядя Сережа". Фото предоставлено автором Валерием Плотниковым для публикации в журнале "Лилит"
Валерий Плотников - легендарный фотограф ещё с советских времен, рассказывает:
На этой фотографии Никита, Андрон и дядя Сережа. Три корня, на которых держится сейчас эта мощная, по крайней мере в наше время, семья. А прежде были еще Кончаловские и Суриковы...

Начало рассказа 2001 года ЗДЕСЬ

На даче я знакомлюсь с Натальей Петровной Кончаловской и дядей Сережей. Со старшим Михалковым у нас складываются самостоятельные отношения, когда я становлюсь зятем Льва Абрамовича Кассиля. Лев Кассиль был единственным свидетелем на свадьбе Михалкова и Натальи Петровны, которая была намного старше дяди Сережи, и у нее была дочь от первого брака. И он был практически единственным, с кем дядя Сережа позволял себе оставаться самим собой. Для него Лев Абрамович был человеком высокой пробы. Он не походил на обычных питомцев гадюшника Союза писателей, только и мечтающих, как бы сожрать нашего дядю Сережу, лауреата всевозможных премий. Больше того, когда не получалось свести счеты с ним самим, отыгрывались на Андроне и Никите. Все тот же принцип -- "в беде поможем, в успехе нагадим". А у дяди Сережи был сплошной успех, начиная с 24 лет, когда он получил орден Ленина за "Дядю Степу".

Я хорошо помню наш разговор на даче, когда он говорил мне: "Ты что д-думаешь, я ведь н-не с самого н-начала эти стишки писал... Я лежу в траве мечтаю, почему я не летаю... Я понял, что с поэзии н-не проживешь, и задушил это н-на месте"... Пусть стишки были детские, они замечательные и стали классикой. Вся страна на них выросла.

Мне было дано замечательное общение со многими людьми. Когда я говорю на публике про Котю Райкина, не все понимают, о ком идет речь. А это прозвище с детства, и мне уже не перестроиться. Когда я говорю "дядя Сережа", это не значит, что я отношусь к нему амикошонски. Просто так младшие называли его в нашей семье. Как его дядю Степу, видимо.

В нашей семье часто вспоминают историю начала пятидесятых, когда в страну приезжал с визитом Мао Цзэдун. Надо сказать, Иосиф (Осип), младший брат Льва Абрамовича, был репрессирован и погиб в Казахстане. Самого Льва Кассиля не печатали, ему приходилось зарабатывать на жизнь случайными публикациями в газетах-журналах. Судьба решилась для него одной-единственной оброненной фразой. В Кремле зашел разговор о детских писателях, и кто-то заикнулся о Льве Абрамовиче, на что "усатый таракан" заметил: "А, это такой длинный писатель!" И то обстоятельство, что он помнил, какого роста Кассиль, и сама добродушная интонация, с которой это было сказано, решили все. Буквально со следующего дня Кассиля стали печатать и издавать его книги.

И вот стоит такое время на дворе, на слуху еще "дело врачей". Вдруг в два часа ночи в квартире Собиновых-Кассиль раздается стук в дверь. Все домашние вскакивают в самом тревожном предчувствии. Первым к двери подходит Лев Кассиль и спрашивает: "Кто там?" -- "Л-лева, это я, Сережа". Выясняется, Михалков был на приеме в "Метрополе", который был устроен в честь приезда Мао Цзэдуна. В массовку выпить за советско-китайскую дружбу были приглашены академики, адмиралы, композиторы и писатели. И вдруг "усатый таракан" манит пальцем дядю Сережу и представляет его Мао Цзедуну: "А это наш известный детский поэт Сергей Владимирович Михалков". Китайский и наш вождь, как известно, были совсем не большого роста. Подошедший дядя Сережа ужался изо всех сил, чтоб выглядеть пониже и не смотреть на них с высока. Вот и вся коллизия. Но целую ночь дядя Сережа доставал и пытал Льва Абрамовича: "Как ты думаешь, почему он меня подозвал? Не потому ли, что я был там самый высокий?" Он явился в середине ночи, чтобы разрешить мучившую его загадку -- почему он единственный был представлен персонально.

И какое неожиданное продолжение в характере Андрона мы находим: "Я счастливый человек, совесть-то спит". Андрон по крайней мере достойно относится к соперничеству с братом, он первый способен пошутить, что на фоне громоподобных проектов Никиты его фильмы более чем скромны. И когда Андрона теперь пытают о его отношении к идее монархии, которую проповедует младший брат, и фильму "Сибирский цирюльник" в частности, он отвечает: "Помните, там юнкера-мальчишку, практически ребенка, не принявшего еще присягу, из-за того, что он замахивается смычком на генерала Радлова, ссылают пожизненно в Сибирь. Об этой монархии сожалеет Никита? В стране, где за мальчишеский проступок ссылают на вечную каторгу, я жить не хочу".
Когда-то во ВГИКе мы смотрели картины советских мэтров и открыто насмехались над их приемами. Мэтров переполняла уверенность в собственной безоговорочной правоте, и у Никиты сейчас -- не меньшая. Могу объяснить это лишь одним: сделано не сердцем, а головой. Никита видит монархию в виде себя в роли Александра Третьего на белой кобыле. Кстати, для своих басен дядя Сережа темы брал тоже у себя самого...

Рассказ об удивительных людях семьи Михалковых не может уместиться в рамках одной публикации, жизнь продолжается, растут наши дети. Правильнее будет сказать: продолжение следует...

Другие рассказы Валерия Плотникова:
"Лиля Брик, великий Параджанов и мещанский коврик". История легендарного фото
"Личная жизнь Андрея была хождением по лабиринту". Миронов и Френкель глазами фотографа Валерия Плотникова
"Ездить, как Смоктуновский, могли только камикадзе". Взгляд легендарного фотографа Валерия Плотникова
"Неужели Никита был таким?" Михалков глазами Валерия


Рецензии
Николай Николаевич Ващилин (07.04.1947 - 22.07.2023). Светлая память...

Константин Семынин   22.11.2023 12:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.