Джек Лондон
Джек Лондон жил в тяжелое время. Как и многие миллионы нищих рабочих Америки конца девятнадцатого и начала двадцатого века, он порой вынужден был идти на крайности, чтобы выжить. Эти испытания закалили его и подсказали те животрепещущие вопросы, которые он позже поднимет в своем творчестве.
Его произведения – своеобразное зеркало, в котором отразилась его собственная жизнь...
Кем он только ни был. Страна тогда находилась в глубоком кризисе, рабочих мест не хватало на всех. Он был разносчиком газет, кочегаром, рабочим на фабрике и в прачечной. В возрасте четырнадцати лет он вступил в ряды устричных пиратов, а затем служил в патруле, который охотился за этими самыми пиратами.
Бродягой он стал, потому что у него не было средств к существованию. Хотя его, наверное, привлекала и романтика такого образа жизни. Чтобы выпросить у хозяина дома еды или несколько монет, он расказывал десятки выдуманных историй, которым люди верили. Он говорил, что талант рассказчика выработался у него именно в это время, так как без него он не выжил бы. Лондон даже сидел в тюрьме и не один раз. Однажды его поймали, и он был приговорён к месяцу тюрьмы за бродяжничество. Тогда действовал такой закон: правительство отнимало у людей последнюю возможность хоть как-то прожить.
Поступив на "Софи Сазерленд" простым матросом, он не пожелал смириться с подчинённой ролью новичка на судне: по обычаю он должен был прислуживать старшим матросам, умудрённым мореходной премудростью и закалённым океанскими ветрами. Он всегда делал свою работу так, "чтобы никому не приходилось её переделывать", и завоевал расположение своих товарищей. Они охотились на котиков в северной части Тихого океана, возле берегов Японии и России.
1887 году он отправился в Клондайк, охваченный золотой лихорадкой. Золота он не нашел, заболел цингой и вынужден был вернуться домой, в Сан-Франциско. Он начинает писать рассказы Северного цикла, которые публикует, в основном, в журнале "Оверленд мансли". Особенных денег это занятие ему не приносило, но всё же это был его первый серьёзный успех (ранее его очерк "Тайфун у берегов Японии" выиграл в конкурсе и был опубликован в местной газете, но на этой маленькой победе всё и закончилось).
По убеждениям Лондон был сторонник социалистической революции (в частности за это он несколько раз попадал в тюрьму). В США тогда ненавидели социалистов, их всячески очерняли и притесняли. Незадолго до своей смерти в 1916 году (ему было сорок лет) он вышел из социалистической партии, так как не видел в ней больше запала борьбы.
С детства он был начитанным человеком, насколько мог это позволить себе. В одном из очерков он пишет, что первой книгой, которую он прочёл, был роман "Синья" (автор – Уйда). Часть книги отсутствовала, оставался неясным конец. Вместе с Элизой, старшей сестрой (дочерью отчима) они придумывали различные концовки истории. Будучи бродягой, он мог потратить последние десять центов на книги, которые продавали по дешевке из-за брака.
Самостоятельно подготовившись к экзаменам, он поступил в университет, но был вынужден бросить его. Не было денег, нужно было снова искать работу. К тому же, как он сам говорил, университет не давал ему того, чего он хотел.
Когда Лондон уже начал публиковаться, но ещё не был знаменит, он влюбился в Мейбл Эпплгардт, девушку из буржуазной семьи. Он был беден, и мать девушки воспротивилась их браку. Эпплгардт послушалась совета матери и расторгла помолвку. Лондон тяжело переживал это расставание. Имя героини романа "Железная пята" – Эвис Эвергардт – чем-то напоминает имя его первой любви.
Вообще он был очень привлекателен для противоположного пола. Для него это была игра, порой даже не слишком интересная, потому что победа в этой игре всегда была за ним. В нём не было ни капли пошлости и разврата. Просто женщины любили его, а он отвечал им взаимностью.
В первый раз он женился не по любви, на подруге Мейбл, Бесси Маддерн. Он объяснил этот странный поступок тем, что должен, наконец, привить себе чувство ответственности: такой брак он считал лучшим выходом. От Бесс у него были дети - две дочери. Младшая из них умерла лет пятнадцать-двадцать назад.
Однажды он вместе с детьми посетил парк аттракционов. Покатавшись немного, девочки сказали, что они не будут больше кататься, потому что им страшно. Тогда отец накупил билетов и сказал: "Мы будем кататься, пока вы не преодолеете свой страх".
Через три года он развёлся.
Его второй женой стала Чармиан Киттредж, девушка-друг, как он её называл, которую он очень любил. Они переехали в Глен-Эллен, ранчо в нескольких милях от Сан-Франциско.
Чармиан забеременела, но ребёнок умер вскоре после родов. Это стало тяжелым испытанием для писателя.
Гонорары, которые ему выплачивали журналы и издательства, были на то времени очень высокими, но ему всё равно не хватало денег. Он привык всё делать с размахом, поэтому часто влезал в долги и, как он сам признавал, был вынужден заняться "ремесленной работой", писать второсортные книги.
Тяга к алкоголю, который Лондон никогда не любил, но к которому привыкал двадцать лет, только усилилась. В его творчестве наступил спад и затем глубокий кризис.
И всё-таки его талант ещё высекал яркую искру. Из самых заметных творений этого периода – "Маленькая хозяйка большого дома", "Смирительная рубашка".
Джек Лондон умер 22 ноября 1916 года в своём ранчо в Глен-Эллен, отравившись морфием, который он принимал, чтобы снять болезненные симтомы уремии. Существует версия, что он покончил жизнь самоубийством, но, на мой взгляд, она безосновательна. Джек Лондон никогда не остступал ни перед какими препятствиями.
Несмотря на творческий спад, он продолжал работать: повесть "Черри" осталась незаконченной. За несколько дней до смерти он записал тезисами идею будущего романа. Возможно, в его жизни начинался новый подъём, новый взлёт. Причины для самоубийства не было.
Чармиан была рядом с ним в последние минуты его жизни. Когда она произнесла его имя, он на секунду открыл глаза, но затем туман снова окутал его сознание. Ночью, подняв все паруса, он покинул гавань этого мира.
Его произведения с честью вошли в фонд мировой литературы, его талант сверкает яркими, нетускнеющими красками в этой великой сокровищнице.
Он был необыкновенным человеком. С него стоит брать пример. Дух борьбы живёт не только в его книгах, но кажется даже в чертах лица, в глазах, таящих в себе несокрушимую силу мысли. Он стал яркой звездой на литературном небосклоне. Как он и хотел. Он всегда верил, что станет писателем, и добился этого. Он подарил миру огромное богатство, это богатство – в его бессмертных произведениях.
В заключение я приведу цитату из рассказа "Черепахи Тасмана", которую использовала Чармиан Лондон в очерке о его жизни:
"Клянусь черепахами Тасмана, это был человек!"
Свидетельство о публикации №215102001355