Моя коммунистка

  Есть в Ульяновской области место, особенно дорогое для меня. На выезде из села Вешкайма в сторону железнодорожной станции, слева, поднимаются довольно высокие взлобки  гор, с белыми меловыми проплешинами среди скудной зелени трав. Верхи гор покрыты старым сосновым лесом вперемежку с березняком. В сторону дороги горы спускаются полукружьем, охватывая просторную долину. Здесь расположено уютное сельское кладбище. У самого входа,справа, в первой оградке, покоятся мои родители.

  На скромном сером памятнике красная звезда и фотография. С неё внимательно и строго смотрит ещё не старая женщина в темном платье с белой манишкой. Худенькое лицо, острый подбородок.Разделённые посередине тонким пробором, тёмные волосы гладко зачёсаны назад, открывая высокий лоб над дугами чёрных бровей, словно выписанных искусной кистью. Прекрасные тёмные глаза. На губах затаённая улыбка. Анна Петровна Аксёнова.

  Эту женщину знали в районе многие. Учительница, коммунистка, активная общественница, мать шестерых детей. Не было в районе начальства, перед которым спасовала бы Анна Петровна, перед кем бы оробела  и не вылепила бы в глаза правду-матку. Для многих такая безоглядная смелость кончалась плохо. Но Анне Петровне было позволено больше других. Почему?  Может быть, искренность и прямота подкупали. Может быть, её горячий нрав и упорство, с которым она отстаивала справедливость, заставляли начальствующих  остерегаться  конфликта с ней. Конечно, обезоруживали бесстрашие и её абсолютное бескорыстие и неподкупность. К тому же она была коммунисткой. Одно время  и секретарь  Красноборской партийной организации.


  Слово "коммунисты" у наших современников ассоциируется  с тоталитаризмом, с репрессиями против инакомыслящих, с гонениями на церковь,  с фальсификацией истории - словом, с "империей зла".

  Моя мать была коммунисткой  и всю свою жизнь посвятила делу построения  светлого будущего, каким она его себе представляла. Скорее такого, каким его придумали вожди коммунистической партии. Как и многие её современники, рядовые граждане Страны  Советов, мама  много и тяжело работала. Учила детей в сельской школе. Рожала и растила своих сыновей и дочерей. Знала толк в крестьянском деле: и огород у неё был ухожен не хуже, чем у односельчан, и домашний скот держала. Без этого семья не выжила бы в голодное послевоенное время.

  И всегда мама была уверена: хозяин в стране именно народ, то есть такие же 
рядовые работники, как и она. Сознание ответственности за страну заставляло её быть лучшей на работе и  активной в общественной жизни.

  Ей до всего было дело. Проворуется кто-нибудь в колхозе(даже самый высокий начальник)- Анна Петровна встанет на собрании( парторганизация у колхозников и учителей была общая) и в глаза вору скажет, что он вор. Обидит пьяный муж жену - она идёт жаловаться в женсовет к Анне Петровне. А уж та спуску не даст: или на собрании расправится с обидчиком, или "протащит"в сатирической  передаче сельского радио. Удивительно: у неё не было явных врагов или недоброжелателей среди тех, с кем она крутенько обошлась...

   Несколько лет назад довелось нам с мужем поехать в Тольятти  к его родственникам. Подходим к  дому. Сидит на скамейке у подъезда пожилой человек и как-то очень пристально на меня смотрит. "Может кто-то из знакомых,"- подумалось мне. Поздоровалась на всякий случай . А он и говорит:
   -Ты не Анны Петровны дочь будешь?
  Я онемела: кто может знать мою маму здесь,за шестьсот километров от Красного Бора, села моего детства, и через пятьдесят лет после моего отъезда оттуда?
  А старик опять:
   -Ты не Аксёнова, Анны Петровны дочь?
  Говорю:
   -Да. А как вы узнали?
   -Глаза у тебя материны. Больно приметны глаза-то.
   -А вы кто?
   -Петра Фёдрыча Волчкова племянник. Помнишь Петра-то Фёдрыча?
   - Да вроде помню,-неуверенно отвечаю,- он ведь,кажется,фермой в колхозе заведовал?
   -Во-во, он самый! Помнишь, как Анна Петровна его по радиву протянула? - улыбнулся мой собеседник и речитативом пропел- проговорил:

      Пётар Фёдрыч Валчков
      По свадьбАм гуляит,
      А колхозных телят
      К богу посылаит.
 И как-то радостно хихикнул:
   -Уж смеху-то было! Хоть на улицу не выходи дядьке-то момУ. Справедлива  была женшчина, Анна-то Петровна! Царства ей небесное. И Петру Фёдрычу тоже...


  Мы, дети наших родителей-коммунистов, "богаты ошибками отцов" и судим их немилосердным судом с позиции нашего времени. А ведь человека надо воспринимать в контексте того времени, в котором он жил. Мы осуждаем наших родителей  за то, что они дали себя обморочить утопическими идеями всеобщего равенства и братства и были "колёсиками и винтиками" зловещего механизма тоталитарного государства. А могли ли они быть другими, будучи вскормлены и воспитаны тем государством?

  Мама моя родилась в 1917 году и прошла полный курс советского социалистического воспитания. Для неё всегда общественные интересы  были выше личных, слово партии - закон, а содержание жизни - строительство социализма и коммунизма. Идеи партии она воспринимала как руководство к действию. А именно: на своём месте отстаивать интересы простых людей, а также учить и воспитывать поколение будущих строителей коммунизма. При этом, не питая надежды на то, что она или её дети доживут до "светлого будущего", готова была ради него "потерпеть и преодолеть".

         Продолжение  следует.

   


Рецензии