Скайп. Хроники

Субботний вечер (а у них, в Техасе, утро) – время нашего общения. Я жду его всю неделю. 12 часов разницы во времени – не шутка. И вот долгожданный звонок Скайпа. Быстро кликаю «ответить», следует «соединение» и…
- Привет!
-Привет, привет, мой дорогой!
На экране появилось милая белобрысая физиономия. Макс улыбается, я тоже радуюсь.
-  Ну, как жизнь? Что нового за неделю?
Выражение лица в ноутбуке кислеет.
- Тест не сдал…
-Какой?
Следует ответ на английском, в котором я не спец. Прошу:
- Переведи!
- Чтение на английском!
- Ну, не беда! Ещё ведь есть попытки?
-Конечно!
- Ну вот, готовься, молись – и сдашь! Господь поможет! Ведь так?
- Конечно!
- Как там у вас в классе?
- Хорошо. Новенькие есть. У нас в классе отовсюду ребята – мексиканцы, китайцы, азербайджанцы, русские, африканцы.
-Это негры?
-Ага. Но они же из Африки приехали!
-Их привезли белые, сделали рабами.
-А зачем?
-Работать. В качестве рабочей силы.
-Ага. Они работали на плантациях на Юге. А потом была война. Между Югом, где мы сейчас живём, и Севером. И Север победил, и африканцев отпустили на свободу.
-Но они ещё долго боролись за свои права. Не могли, например, устроиться на работу туда, куда брали только белых. У них был лидер, Мартин Лютер Кинг.
-Мартин Люзер Кинг, - Макс уткнулся взглядом в файл на своём экране, видимо, какой-то справочник или учебник. - А ты откуда знаешь?
Стандартный вопрос. Не могу удержаться от улыбки, когда Макс, а раньше – мои сыновья его задавали. И отвечать стараюсь всегда примерно так, доходчиво и подробно:
-Я ведь всю жизнь много учусь, читаю, интересуюсь. В российских школах, кроме российской истории, изучают ещё и историю разных стран, начиная с истории Древнего мира и Средних веков. Всеобщая история, новая история, новейшая история – до наших дней.
- Хм. А мы в школе не учим историю других стран!
- Так ведь ещё в каком классе? В четвёртом? А сколько ещё впереди! И ты можешь с бабушкой Таней об этом разговаривать и узнавать. Она же учит детей истории! Помнишь, ты сидел у неё в кабинете, когда она вела урок, и вместо того, чтобы делать домашку, слушал, как она интересно рассказывала!
-Помню! Только сейчас редко с ней общаемся…
-Почему?
-Так когда у нас день – у неё ночь, у нас ночь – у неё день!
-А что ты читал на этой неделе?
-Крапивина.
-Я тоже читала его. Дальше того места, на котором мы с тобой остановились.
Мы пообсуждали наше совместное чтение (в предыдущие субботы я читала по скайпу Максу «Мальчика со шпагой», а ещё раньше, сразу по приезде их в Штаты, когда им было ещё очень одиноко, перечитывала наши любимые «Вечерние рассказы», «Денискины рассказы», «Хроники Нарнии», «Эмиля из Лённеберги»)…
-А ещё мы велосипедами поменялись. Я Кузе свой отдал, а мне папа – свой! Только мне ещё высоко залезать на него. С земли не могу, надо откуда-то.
- Так ведь необязательно на седло залезать! В моём детстве у нас великов по росту почти не было. Это уж потом появились «Школьник», «Кама». Мальчишки ездили на отцовских, под рамой, не садясь на седло, которое тоже было высоко для их роста.
-А как это?
-Левой ногой на левой педали, как обычно, а правая нога просовывается под раму велика на правую педаль. Не надо никуда залезать, чтоб сесть на седло, отталкиваешься левой ногой или правой, как тебе удобно, и едешь, удерживаясь только на ногах.
-Интересно! Надо попробовать!
Через неделю, во время очередного сеанса по Скайпу, поинтересовалась:
-  Катался на велике?
- Конечно!
- А под рамой пробовал?
- Нет, я и с седла хорошо педали достаю!
- Папа отрегулировал высоту?
- Да, я вместе с ним!
- А помнишь, именно в эти дни ровно четыре года назад ты научился ездить на двухколёсном велосипеде!
- Правда? Как здорово тогда было в России! А тот велосипед мы с собой взяли в Штаты. На нём Кузя ездил.
- А я думала, что он уже давно сломан и на свалке.
- Нет, мы в нём почти все детали и узлы поменяли с папой. Бабушка, а я лучший в классе вратарь!
- Да что ты! Вот здорово! А с кем вы играли? С какой командой?
- Мы не с командой. Мы играли с Кузей, Джеком и Павликом. По очереди стояли на воротах, а остальные забивали. Так у меня получилось меньше всех пропущенных мячей! Меньше, чем у Джека! А он лучший в классе вратарь считается!
Вот такая логическая цепочка. Как же ребёнку требуется ободрение!
-А  вчера мы были в гостях у дяди Лёши.
- И чем занимались?
- Шашлыки жарили.
- А во что играли?
- Да так, ни во что.
Всегдашняя моя забота – отсутствие у нынешних детей навыков к совместным играм. Собираются у нас на даче с соседскими Жориком и Андрюшкой – не знают, чем заняться. Мяч пинать – негде, везде грядки или клумбы. Попинают немного вдоль изгородей на дороге – машины без конца ездят туда-сюда, надоедает уворачиваться и пережидать. Припрутся всей компанией к нам, качаются до одури на качелях, потом у Жорика в песочнице пороются. И опять слоняются. Предлагаю прятки. Поиграют. И опять скукота. Нахожу для Макса занятие – что-нибудь помочь в саду-огороде. Макс охотно идёт и делает, а Андрюшка высокомерно заявляет:
-У меня каникулы. Я отдыхаю. Я весь год учусь, а теперь я должен отдыхать,- Андрюшка явно не понимает смысла и добавляет:- это у вас Макс на дачу работать ездит!
- Андрюшка, а ты знаешь, что такое отдых?
Туповато-насмешливое выражение лица не изменилось. Как говорят, выражает то лицо…
- Отдых – это смена труда. Умственного на физический и наоборот. Так что Макс как раз отдыхает на даче от школьных занятий! – пытаюсь втолковать простые истины Андрюшке. Но он высокомерно фыркает, явно не понимая смысла мной сказанного и продолжает палкой сбивать колючки в зарослях лопухов вдоль забора.
Очередной субботний звонок по Скайпу.  На сей раз обсуждали фильмы. Я коротко рассказала Максу о «Счастливых людях» Дмитрия Васюкова, а он мне подробно, как вспомнил – о фильме «Боги, наверное, сошли с ума». Идея первого: счастье человека – в его руках. Трудись, ни на кого не надеясь и не ожидая – не будет разочарования. В поте лица добывай себе и семье пропитание, живи среди величественной первозданной природы, наслаждайся общением с ней и её дарами. В фильме, что Макс рассказал – тоже о добре, но и о зле, как разрушителе добра. Очень полезно с детьми об этом разговаривать, объяснять им, как отличать добро от зла, «что такое хорошо и что такое плохо».
Макс заканчивает 4 класс, начальную школу. Спросила его про выпускной, а он рассказал, что это будет что-то вроде «Дня учителя», но только не в российском понимании. В это день выпускники школы будут проводить уроки в младших классах. Ребят в классе Макса опрашивали анкетой, какой именно предмет они выбрали бы для проведения. Макс, конечно, ответил: «Математику!!!» Спросила, что ему в математике нравится. Ответ был: «Всё! Мне в математике всё нравится! Кроме таблицы умножения на восемь!» Мы оба рассмеялись от души. Подтекст заключался в том, что эту самую таблицу мы учили вместе, когда ещё Макс жил в России. Стояла золотая сень, занятия в школах уже начались, сентябрь…В выходные при выезде с дачной дороги на шоссе образовывалась приличная пробка. Чтобы скрасить томительное стояние в ней, а заодно с пользой провести время, повторяли таблицу умножения. Кстати, его папа, мой старший сын Борис, при окончании начальной школы получил медаль (картонную) «Лучшему математику», по окончании средней школы – уже серебряную, ну а  при выпуске с математического факультета университета – красный диплом.
Спросила, как отпраздновали ДР папы Бориса. Неделю назад мы с Максом читали книгу «365 развивающих игр» и выписывали оттуда те, что понравились и могут пригодиться в ближайшее время, когда придут в гости Маша и Фёдор – дети  папиных друзей.
- Мы играли под лестницей!
- У вас там тайный маленький дом? – (Когда росли мои дети, была такая книжка автора, кажется Татьяны Марковой, так и называлась «Тайный маленький дом»). Но Макс явно не понял, о чём речь, и ответил:
- Нет, у нас пещера!
- Так это ж тоже здорово! – порадовалась я и стала рассказывать, что в моём детстве такие местечки были у нас под круглым столом, стоящим обычно посередине комнаты. В те времена их было принято покрывать плотными жаккардовыми скатертями с густой длинной бахромой, которые почти полностью скрывали подстольное пространство. Оно и становилось вожделенной детской мечтой. Темно, но не страшно –квадратная скатерть, свешиваясь с круглого стола, оставляла четыре небольших треугольных окошечка для обзора и наблюдения. Чтобы не быть обнаруженным, сидеть нужно было тихо, особенно когда приходили гости, чтобы родители забыли о девятичасовом отбое. Как правило, эти тайные засады заканчивались одинаково: заснувший от неподвижности ребёнок вываливался из-под стола и неизбежно был относим в постель. 
Макс с интересом выслушал мой рассказ. Но спросил:
- А зачем всегда скатерти на столах были? Даже когда не ели?
- Да, скатерти повседневные были тёмные и плотные. А обеденные – светлые льняные.


Рецензии