Сельские обряды

     Сорок с лишним лет Советской власти растили коммунисты так называемое атеистическое общество. Сжигали церкви, убивали священников вместе с их семьями.  Тем самым стремились власти уничтожить в людях христианскую веру, вместе с храмами и их священнослужителями. Но тщетны были их старания… Генетическая память предков жила в людях. Старшие помнили и передавали младшим поколениям христианские традиции. Негласно соблюдались христианские праздники. На пасху красили яйца, пекли куличи, говели. Дети бились крашеными яйцами не только в день св. Пасхи, но и всю пасхальную неделю в школе.
  Троица – был самый большой сельский праздник. В этот день до обеда всем селом ходили на кладбище. А там каждый поминал свою родню и приглашал односельчан зайти в их семейную оградку. Так и захаживали  друг к другу односельчане  почтить память ушедших. Так, бывало, друг у друга напоминаются, что домой сил нет добраться. Разве что  на лошади, какой сосед довезет. А иной «поминальщик», так прямо среди могилок и уснет. Кто и на промысел – попить поесть приходил. Но это грехом не считалось, наоборот: святое дело, - св. Троица.
    Ревностно хранились и традиции похоронных обрядов.
     Была на селе  команда бабушек-старушек во главе с бабой Верой Чистяковой. Они, как могли, заменяли  священников на похоронах: обязательно появлялись в доме покойника  перед выносом тела. Баба Вера обязательно заглядывала под саван, дабы проверить, правильно ли одели покойника. Да и, опять же, чтобы посудачить потом было  о чем . Бабушки чинно усаживались на лавку у гроба, начинали вспоминать добрым словом покойника, да причитать о безвременной его кончине. После этого  начинали отпевать. Тоненькими старческими голосами, подражая церковному хору, старательно выстраивали они  многоголосье: «Святы боже, святы крепки…» Эти непонятные нам слова проникали в самую глубину души, вызывали рыдания, причитания и слезы. Молитвы эти,  как будто снимали  с души, вытаскивали наружу чувства и эмоции. Под молитвы же выносили и покойника. Бабушки следили за тем, чтобы вынос тела и вся похоронная церемония  происходила по всем христианским правилам: сначала выходили люди и выносили венки. Затем выносили крышку, затем гроб с покойником.
       Покойников в деревне провожали всем селом. Даже на заводе смолкали станки и пилорама – устраивался перерыв, чтобы все могли проводить односельчанина в последний путь.


Рецензии