Сельские обряды
Троица – был самый большой сельский праздник. В этот день до обеда всем селом ходили на кладбище. А там каждый поминал свою родню и приглашал односельчан зайти в их семейную оградку. Так и захаживали друг к другу односельчане почтить память ушедших. Так, бывало, друг у друга напоминаются, что домой сил нет добраться. Разве что на лошади, какой сосед довезет. А иной «поминальщик», так прямо среди могилок и уснет. Кто и на промысел – попить поесть приходил. Но это грехом не считалось, наоборот: святое дело, - св. Троица.
Ревностно хранились и традиции похоронных обрядов.
Была на селе команда бабушек-старушек во главе с бабой Верой Чистяковой. Они, как могли, заменяли священников на похоронах: обязательно появлялись в доме покойника перед выносом тела. Баба Вера обязательно заглядывала под саван, дабы проверить, правильно ли одели покойника. Да и, опять же, чтобы посудачить потом было о чем . Бабушки чинно усаживались на лавку у гроба, начинали вспоминать добрым словом покойника, да причитать о безвременной его кончине. После этого начинали отпевать. Тоненькими старческими голосами, подражая церковному хору, старательно выстраивали они многоголосье: «Святы боже, святы крепки…» Эти непонятные нам слова проникали в самую глубину души, вызывали рыдания, причитания и слезы. Молитвы эти, как будто снимали с души, вытаскивали наружу чувства и эмоции. Под молитвы же выносили и покойника. Бабушки следили за тем, чтобы вынос тела и вся похоронная церемония происходила по всем христианским правилам: сначала выходили люди и выносили венки. Затем выносили крышку, затем гроб с покойником.
Покойников в деревне провожали всем селом. Даже на заводе смолкали станки и пилорама – устраивался перерыв, чтобы все могли проводить односельчанина в последний путь.
Свидетельство о публикации №215102001857