Печки-лавочки

  Не хитрым был  быт сельский. Дома, как правило, состояли из комнаты и кухни. Не было в те годы традиции комнаты в доме нагораживать. Большая семья – так и комната большая: две, три кровати, комод да вешалка. У тех, кто побогаче - шкаф-гардероб из лиственницы, зеркало-трюмо, да стол посреди комнаты с венскими стульями вокруг – вот и все убранство.. А коль семья малая, так и домик небольшой. Иногда вместо комода – сундук, железом окованный. Зато цветов комнатных много. Тут и фикусы в кадках, и китайский розан с яркими  малиновыми цветами, и, конечно герань на подоконниках. А уж кухня у всех на один манер: стол обеденный, буфет под посуду, да лавки у стола. Почти в каждом доме – образа, или хотя бы одна иконка в красном углу висит. Партийным коммунистам не положено иконы в доме развешивать, так она  в шкафчике хранится. И печь, конечно. По старинке-то в домах русские печки клали. В них и хлеб, и сдобу печь можно было, и колбасу домашнюю жарить, да и спать ребятишкам в тепле на печи можно. Эта печь из кухни топилась, а комнату своим кирпичным боком обогревала, она же и перегородкой  служила.  Старинные мастера-печники такие печи класть умели. А потом профессия печника забылась, нигде этой профессии и не учили. Только самоучки и остались.  А нужда в печниках на селе была: старую русскую печь отремонтировать, да в новых домах новую сложить. Стало модно маленькие печки класть – не так хлопотно, да и места меньше занимает. Там уже и хлеб печь надобности не стало – пекарню на селе открыли. Кстати сказать, хлеб киреевский на всю округу славился. Горожане-отдыхающие тоже  качество его оценили. Находясь на отдыхе, в деревню за хлебушком приходили, да и в город с собой везли, семейство свое попотчевать.
   Но вернемся к нашим сельским печкам-лавочкам. Были, конечно, и печники в селе. Но самое занятное, что была среди них   одна женщина. То ли Серафима, то ли еще как по паспорту имя ее было, но в деревне Синкой кликали. Пренебрежительно как-то... Видано ли, баба – печник? Профессия-то не женская. А может и другая причина была. Похоронила в молодости тетя Сина мужа и осталась с двумя сыновьями на руках. Тут и пригодилось ремесло, которому, то ли у отца, то ли у мужа обучилась.  Стала на деревне печи ремонтировать, да класть. А в деревне, как известно, за всякую работу принято угостить: накормить, да напоить. Вот и пристрастилась тетя Сина к алкоголю. Частенько попивать стала. В те годы-то женское пьянство редким явлением было. Вот и выражалось оно в людском пренебрежении. А может, что и не так было…  Но  и детей тетя Сина одна вырастила, и много на селе печей после себя оставила. Ее уже и в живых-то нет, а печи все еще пламенем пылают, да трубами дымятся. Вроде памятника.    


Рецензии