Здесь и вперёд

*Этот рассказ о том, как с помощью психолога-драматиста можно разрешить свою проблемную ситуацию. Основано на реальных событиях*

Павел взял в руки отрывной календарь. Мягкая гибкая стопка скреплённых между собой листочков-дней начала отдавать ладоням своё тепло. С этим теплом совсем никак не вязались крупные чёрные цифры открытой даты, которые, напротив, веяли холодом и угрозой. 29 мая. Интересно, что это число совпадало с количеством полных лет Павла.

Он тяжело вздохнул. «Какое там было задание? Проворачивать странички календаря и попробовать почувствовать своё будущее?» Павел смотрел на жирное «29» и не верил, что за ним следует будущее: всё как будто замерло в настоящем и не движется вперёд. Но задание надо было выполнять. «Ладно, поехали», – и он оторвал смотрящий на него лист, обнажив следующую дату.

С каждым отрывающимся листком календаря Павел пытался наблюдать за своим отношением к очередной дате, но понял, что реагирует только на сам календарь: к нему, к этому сборнику чисел из будущего, и к его предательскому теплу в ладонях, невероятно быстро росло раздражение. И вот уже из календаря вырывается по несколько листков, а затем и пачка за пачкой… Непрожитые дни лета, осени, зимы клочьями разлетаются по комнате в вихре ярости и отчаяния молодого симпатичного парня. И уже нет никакого календаря, и нет никакого будущего…

Павел открыл глаза. Режиссёр спокойно смотрел на своего подопечного, пока тот мысленно выполнял его задание. Они сидели на полу.

– Я не смог спокойно перелистывать страницы. В своём воображении я выдирал их пачками и в итоге разодрал календарь полностью.
– Ты злился на него? – спросил Режиссёр.
– Да. Но скорее я злился на своё будущее. Оно как будто в тумане, закрывается от меня, и я не знаю, куда мне идти.
– Ты по-прежнему хочешь заглянуть в своё будущее с помощью психодрамы?
– Да, хочу.

Режиссёр жестом предложил Павлу подняться вместе с ним с пола и начать выстраивать сцену.

– Вот здесь – твоё Настоящее, – лентой он обозначил границу времён, протянув её поперёк сцены. – А дальше, за этой чертой, находится твоё Будущее, и оно в тумане, как ты говоришь.

Павел одобрительно кивнул.

– Покажи мне: что есть в Настоящем? – и Режиссёр вручил молодому человеку несколько листов разноцветной бумаги.

Тот положил на пол первый лист:
– Это театр, в который я хожу по вечерам на репетиции. Сейчас готовится к выходу спектакль с моим участием.
– То есть, ты актёр? – уточнил Режиссёр.
– Да.

Павел положил рядом второй лист бумаги:
– А это мои занятия психологией. Я учусь на психолога в институте.
Режиссёр удивлённо приподнял бровь и улыбнулся:
– Приятно иметь дело с коллегой.
– Ну а это, – Павел положил ещё один лист, – работа, которая меня кормит. Собственно, поэтому я на неё и хожу. Я работаю менеджером в финансовой компании.
– Что-то ещё? – Режиссёр окинул взглядом оставшееся пустое пространство в Настоящем.
– Ну пусть будет знакомство с девушками и общение с родителями.

И на полу оказалось ещё два листа.

– Ну и как тебе эта картинка? – спросил Режиссёр.
– Да какая-то ерунда, – уныло произнёс Павел, оценивая с высоты своего роста разложенное на полу Настоящее. – Несерьёзно всё это. Скоро 30 лет, надо уже и о создании семьи подумать, и о деле стоящем…

Молодой человек изменился в лице: оно стало более взрослым и угрюмым.

– Чей это голос? – поинтересовался Режиссёр, заметив явные изменения в главном герое.
– Дедушкин, – отозвался Павел с досадой.
– Это твой дедушка? Расскажи о нём.
– Он бывший военный, полковник, доктор наук. Да и вообще, дедушка у нас – герой семьи.
– Побудь немного в роли своего дедушки. Где он будет стоять на нашей сцене?

Павел посмотрел в сторону Будущего.

– У меня такое ощущение, что дед как будто выходит из тумана, – молодой человек встал на ленту лицом к Настоящему и спиной к Будущему.

Затем Павел несколько секунд подстраивал тело под дедушкину осанку и, войдя в роль, сформулировал чёткое послание внуку:

– Когда же мы услышим о тебе, Пашенька?! Ты же у нас свет в окошке. Ну что взять с твоих сестёр? А ты мужчина! Вся надежда на тебя...

Режиссёр вернул Павла в свою роль.

– Что ты отвечаешь дедушке?
– Я отвечаю: вы никогда не услышите обо мне, потому что мне не приносит удовольствие то, чем вы хотите, чтобы я занимался.
– Но давай всё-таки будем честными, – улыбнулся Режиссёр и лёгким движением дотронулся до руки Павла, возвращая его из диалога с  дедушкой к самому себе. – Ты же сам хочешь, чтобы о тебе услышали. Ведь так?
– Да, хочу. Но я не верю, что такое случится…
– А этот голос кому принадлежит?
– Маме…

Мама, как и дедушка, тоже появилась из тумана, и теперь стояла рядом с ним. Она была немного растеряна, потому что никак не ожидала, что её обнаружат так быстро. Но нужно было что-то говорить, и она сказала:

– Паша, наверное, тебе надо смириться: вряд ли у тебя получится совершить что-то существенное. Ведь до сих пор этого не произошло. Ты и в детстве всегда отставал: поздно начал ходить, поздно пошёл в школу… Да и безалаберный ты – весь в отца.
– Э, я не согласен! – фигура отца стала вырисовываться неподалёку, сквозь ещё одно облако тумана. – Да, в моей жизни далеко не всё гладко, похвалиться нечем. Но ведь у всех по-разному складывается. Может, как раз у тебя, сын, всё и получится. Прости, что не могу передать тебе такой опыт. У меня не получилось… 

Павел смотрел на своих родственников и наблюдал, как туман, который поначалу клубился вокруг них, стал потихоньку рассеиваться и небольшими струйками покидать область Будущего. Фигуры дедушки, мамы и отца тоже постепенно начали превращаться в струйки улетучивающегося дыма, который с нарастающей скоростью уносил далеко в бесконечность их затухающие голоса.

Павел стоял перед лентой, которая по-прежнему отделяла его Настоящее от Будущего. Он снова был собой – главным героем внутренней драмы. Проигранные им образы покинули сцену.

– Чей голос может помочь тебе сделать шаг в Будущее? – спросил Режиссёр.

– Мой собственный.

– Что он говорит?

Павел посмотрел на листы бумаги, лежащие на полу и обозначающие его интересы в Настоящем.

– Мой голос говорит: «Паша, ты мне нравишься. Ты занимаешься тем, что приносит тебе удовольствие и пользу, и поэтому ты многого достигнешь».

– Что сейчас происходит с тобой?

– Стало как-то теплее, спокойнее. И я ощущаю себя здесь, но уже хочется двигаться вперёд.

– Так что же ты стоишь? – Режиссёр мягко улыбнулся, указывая взглядом на пространство Будущего. 

Павел облегчённо выдохнул и... переступил ленту.

Занавес.

Если вы хотите проиграть свою проблемную ситуацию, обращайтесь: Елена Малинина, психолог-драматист, http://elenamalinina.ru


Рецензии