Дети дон Кихота
Фильм о многодетной семье заведующего роддомом. Живущий по очень строгим моральным нормам и прозванный за это Дон-Кихотом, он и своих сыновей воспитывает в том же духе. И сыновья оказываются достойными своего отца, хотя им часто приходится преодолевать самые разные, и серьезные, и комические жизненные затруднения... Википедия
Когда-то мне очень нравился фильм «Дети дон Кихота». Я с большим умилением обывателя взирал на главного героя, роль которого замечательно исполнил А.Д.Папанов. Удивительное творческое явление в мировом кино и театре. Я и сейчас люблю смотреть этот, по-детски наивный, фильм, но сегодня вместо восторженных эмоций, чувств у меня возникают лишь вопросы, вопросы, вопросы…
С возрастом, обогащенный и отягощенный жизненным опытом и знаниями, в том числе знаниями, которые дарит нам искусство, я пересмотрел своё отношение к фильму «Дети дон Кихота». И вот по какой главной причине. Оставаясь в числе детей Дон Кихота, я одновременно числюсь и среди детей Гамлета. И смотрю уже на детей дон Кихота со стороны. Со стороны детей Гамлета, который «не давал на себе играть». А желающих «поиграть» развелось очень много. Особенно этим грешит власть. Государственная власть. Правительственная власть.Родительская власть. Они очень любят злоупотреблять своей властью, доверием. Верой. И продолжают с успехом делать это сегодня, ИБО такая поведенческая линия заложена в саму природу любой власти. Даже той, которая дана от бога. От общества. И это можно ярко проиллюстрировать на примере советского художественного фильма «Дети дон Кихота».
Никаких существенных нареканий к главному герою и к его гражданским,по-отечески гуманным, поступкам у меня нет. Идеальный герой. Даже несколько приторный от своего сверхидеализма. Романтик до глубины души.До корней волос. Но последовать его примеру я бы никого не стал торопить. И вот почему. А не злоупотребляют ли доверием такого очень гуманного человека? Не играют ли на его тонких душевных струнах? Не эксплуатируют ли его коммунистическую сознательность? Да, мы хорошо наслышаны о широте души русского советского человека. О её милосердии и благородстве. О её великом терпении. О её справедливости… Но не переходят ли все данные достоинства…в свою противоположность. В недостаток, о котором сам же русский советский народ сказал, что простота хуже воровства. И так ли уж хорошо быть простым, святым и наивным в мире глупых,наглых и жадных, даже- кровожадных невежд? Не видеть и не замечать причинно-следственных связей природных и общественных явлений.
Да, благородно, когда главный герой усыновляет брошенного на произвол судьбы ребёнка. И он действительно достойный отчим. Но только – отчим, а не родной отец.С точки зрения точной науки,не биологический,а приёмный отец. И каким бы хорошим человеком он ни был, но он не является биологическим, родным по крови и плоти человеком. И это трагедия для ребёнка, душевная травма на всю жизнь. Оказывается, он не такой, как все. Подкидыш. Кукушкин ребёнок. Детдомовский…И эту ущербность ребёнку нужно пронести через всю жизнь. Не каждый может нести такую тяжёлую моральную ношу, которую перекладывают на них горе- родители и власть. Можно и сломаться. И некоторые дети действительно душевно и духовно ломаются под такой тяжестью морального,нравственного,душевного груза.Об этом,например, советский художественный фильм "У семи нянек".
Название фильма,который здесь исследуется, должно быть соответствующим заявленной,правда,не в полный голос, социальной и политической проблеме:кукушкины дети,дети понедельника,дети матери - одноночки...
Но кто бы позволил из властей предержащих так озаглавить советский художественный фильм в эпоху развитого социализма.Пусть даже и комедию.Советская власть хоть и была самая гуманная власть в мире,но не настолько... Тогда бы пришлось говорить и о причинах. А где настоящие родители ребёнка? Как могло случиться при развитом социалистическом обществе, что сознательные советские родители бросают своих родных детей на произвол судьбы, то есть попечение «доброго дяденьки"- государства и чужих людей. Что же это за передовое и прогрессивное социалистическое общество, в котором родители забывают о своих прямых и основных родительских обязанностях и о своей родительской ответственности перед детьми.Перед обществом.Перед богом,наконец!Хотя при чём тут бог?Они же ярые безбожники.Им главное,а что скажут... на Западе?В так называемом цивилизованном мире. Политическо-идеологические противники?Соперники?Конкуренты? И можно ли такое общество назвать социалистическим, гражданским, цивилизованным обществом?Гуманным?Прогрессивным?
Точнее, общество «живых естественных существ». Другими словами, мир животных. Животных людей. Животного человека. И государство потворствует таким животным людям. Создает государственную сеть детских домов, детских приютов…Выпускает на экраны такие агитационно-пропагандистские фильмы, как «Дети дон Кихота».Тем самым как бы призывая наивных и простых сердобольных советских граждан следовать благородному примеру главного героя. Усыновлять и удочерять брошенных детей.
Слово – то какое – брошенные. Выброшенные.Отбросы общества.Как у А.М.Горького в пьесе "На дне". Даже звери так не поступают со своими детёнышами. Попробуйте у тигрицы забрать тигрёнка. А тут сами, добровольно, сдают своих детей государству, не испытывая при этом никакого угрызения совести. И даже никакого наказания со стороны государства и осуждения общества.Не несут за свои родительские злодеяния и преступления никакой, даже моральной ответственности. Наоборот, государство почему-то даже охотно идёт таким непутёвым родителям навстречу.Как бы родителям.Формально лишает их родительских прав, но не материнства и отцовства. А они, чувствуя на себе такую нежную отеческую заботу государства и общества, полную безнаказанность, вседозволенность, продолжают и дальше вести себя по-свински. Как «живые естественные существа». Нелюди. Недочеловеки…
Хотя при чём тут сами свиньи. Они чем провинились перед людьми? Скорее,уж - наоборот…
И почему из-за таких нерадивых родителей должны страдать добросовестные налогоплательщики
А сегодня -в демократическом обществе- дети стали даже частью доходного и очень прибыльного государственно-частного бизнеса. Работорговля в чистом виде. Когда-то Лариса Огудалова, героиня пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» и фильма Э.Рязанова « Жестокий романс» сокрушалась, что она – вещь. Мало того, что вещь. Она – предмет. Одушевлённыё предмет. Она – ходовой живой товар. Игрушка. Такая же живая игрушка, как и главный герой, западный журналист, из французского классического фильма «Игрушка».
- Все мы – игрушки в руках мужчины.- Об этом, например, заявила другая героиня из фильма «Завтра была война». И она поставила себе в жизни главную и единственную цель – стать самой любимой и дорогой игрушкой в руках мужчин. Но игрушка, даже девичья игрушка, всегда остаётся только игрушкой. Игрушечной. А как поступают с игрушками и чем они заканчивают в реальной жизни уже хорошо известно. Для пущей убедительности можно прочитать рассказ М.Гринберг «Живые существа», который лучше было бы назвать – «Живые игрушки». Мужчины играют женщинами, как игрушками, а женщины играют мужчинами, как игрушками. Это очень трудно себе представить и вы не поверите, но им такие игры даже… нравятся. И они охотно играют в подобные забавные игры. Взрослые дети. Такое возможно понять только больному и воспалённому разуму. Игры разума. И если у героини Островского – печальная, трагическая судьба, то у её исполнительницы всё с точностью наоборот.
Се ля ви!..
Какой же вывод нужно сделать из фильма «Дети дон Кихота»? Ещё больше плодите кукушкиных детей, «детей понедельника», государственных детей…А заботу об их попечении государство с лёгкостью переложит на таких благородных и наивных романтиков и налогоплательщиков, как дон Кихоты. Да и кто их будет спрашивать. Никуда не денутся. Будут платить как миленькие. Ну и что, что будут отрывать свои «кровные» от своей семьи? Не обеднеют! Нельзя же быть эгоистами и думать только о себе. Надо и о других подумать. Надо делиться! Надо содержать в каждом районе комиссии по делам несовершеннолетних. Надо и помочь «детским комнатам» милиции/полиции, которой впору нянчиться с детьми, а не выполнять свои прямые служебные обязанности.
Как мы видим, фильм «Дети дон Кихота» уводит общество по ложному направлению вместо того, чтобы всерьёз озаботиться очень острой социальной проблемой государственного масштаба, которая называется кукушкины родители и кукушкины дети…
В связи с этим в советском кино отчётливо проявилась тенденция противопоставления «кукушкиных детей» нормальным полным семьям не в пользу последних. Характерным и ярким примером такой тенденции является фильм «К Чёрному морю». Обратите внимание на такую очень существенную деталь в картине. Отцом взбалмошной главной героини, роль которой великолепно исполняет И. Извицкая, является не кто –нибудь, а…педагог. Возникает законный вопрос, как такому учителю и педагогу можно доверять обучение и воспитание других детей, когда он не мог правильно, по- советски, воспитать с женой родную дочь.А советские родители из другого советского художественного фильма "Разные судьбы" вообще воспитали... маленькую "хищницу".
И что же тогда это за семейное воспитание,которое плодит моральных уродов?
Это и камешек в огород всей советской педагогической системы развитого социализма. У истоков её, как мы хорошо помним, стоял А.С.Макаренко со своей «Педагогической поэмой» как противовес «Республике ШКИД».
Я далёк от того, что кризис всей педагогической системы характерен только для одной страны Советов. Это – общемировая проблема. Достаточно только очень внимательно посмотреть и профессионально проанализировать несколько зарубежных фильмов:польский – «Гоголь-моголь»,французский -"Опасная профессия" и американский –«За бортом»…
Особо обращаю внимание читателей и кинозрителей на американский художественный фильм "Красота по-американски",где дочка-школьница... заказывает своего родного отца...И его действительно убивает,убирает,но... другой человек и... по другим мотивам...
Свидетельство о публикации №215102000924
Успехов и здоровья. Алексанлр
Александр Брыксенков 22.10.2015 21:07 Заявить о нарушении