Православным о православии - 3

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1056

Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1155



СВЯТЫЕ ОТЦЫ О МОЛИТВЕ
------------------------------------------

Свт. Феофан Затворник: «Стань пред иконами, перекрестись, поклонись и начинай обычное молитвословие. Читай неспешно, вникай во всякое слово; мысль всякого слова доводи до сердца, сопровождая это поклонами с крестом. В этом все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы. Внимай во всякое слово и мысль слова доводи до сердца, иначе: понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. Читаешь: «очисти мя от всякия скверны», – восчувствуй скверну свою, возжелай чистоты и с полною надеждою проси ее у Господа. Читаешь: «да будет воля Твоя», – и в сердце своем совершенно предай участь твою Господу, с полною готовностию благодушно встретить все, что Господь пошлет тебе. Читаешь: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим», – и в душе своей всем прости все, и, таким образом, проси себе прощения у Господа. Если, так будешь действовать при всяком стихе молитвы твоей, то у тебя будет надлежащее молитвословие. А чтобы тебе успешнее совершать его именно таким образом, вот что нужно сделать:

1) имей у себя известное молитвенное правило – небольшое, чтобы при своих обычных делах ты мог исполнять его неспешно;

2) в свободное время вчитывайся в молитвы твоего правила, пойми каждое слово молитвы и прочувствуй его, чтобы наперед знать, что при каком слове у тебя должно быть на душе и в сердце, дабы во время молитвословия легко тебе было понимать и чувствовать;

3) если твоя летучая мысль во время молитвы будет отбегать на другие предметы, напрягайся сохранять внимание и возвращай мысль свою к предмету молитвы; опять отбегает – опять возврати; повторяй чтение, пока каждое слово молитвы не прочтешь с понятием и чувством. Этим отучишь мысль свою от рассеянности в молитве;

4) если же какое слово молитвы сильно подействует на душу, остановись на нем и не читай далее, стой на этом месте вниманием и чувством, напитай им душу свою, или теми помыслами, которые оно будет производить, не разоряй этого состояния, пока оно не пройдет само – это знак, что дух молитвы у тебя начинает внедряться, а состояние это – самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас молитвенного духа». /Свт. Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. Издательский отдел Московского Патриархата,1994, с. 86./

Преподобный Исаак Сирин: «Если, когда отправляешь службу, помысл заговорит в тебе и станет тебе нашёптывать: “поспеши несколько, ибо дела у тебя много; скорее освободишься”, ты не приобщайся к сему помыслу. А если сильнее будет беспокоить тебя этим, то воротись тотчас назад на одну славу, или на сколько хочешь, и каждый стих, заключающий в себе вид молитвы, с размышлением повторяй многократно». /Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993, стр. 231 (Слово 52)./

Из жития преподобного Александра, первоначальника обители Неусыпающих: «Более всего желал он [прп. Александр] проникнуть в разумение псалмов Давидовых, желал уразуметь силу каждого стиха в псалмах. В случае недоумений спрашивал он опытных о непонятном и усердно молился Богу, да просветит его разум к пониманию божественных Писаний». /Жития святых святителя Димитрия Ростовского. М., “Терра”, 1998, (3 июля)./

Свт. Игнатий Брянчанинов: «Читающий псалмы и суточное последование, то есть вечерню, утреню и часы, должен заблаговременно приготовиться и приискать тропари и кондаки дня, чтоб во время чтения в церкви не ошибаться, не производить остановки в молитвословии приискиванием тропарей и кондаков. Чтец должен стоять прямо, иметь руки опущенными, читать и неспешно, и непротяжно, произносить слова отчётливо, внятно. Читать должно просто, с благоговением, в один тон, без излияния своих чувствований переливами и изменениями голоса. Предоставим святым молитвословиям действовать собственным их духовным достоинством на слушателей. Желание преподать предстоящим свои чувствования есть знак самомнения и гордости». /Свт. Игнатий. Приношение современному монашеству. М., «Лепта», 2002, стр. 18./

Св. Иоанн Кронштадтский: «Можно ли молиться с поспешностью, не вредя своей молитве? Можно тем, которые научились внутренней молитве чистым сердцем. В молитве надобно, чтобы сердце искренно желало того, чего просит; чувствовало истину того, о чём говорит, – а чистое сердце имеет это как бы в природе своей. Потому оно может молиться и с поспешностью и в то же время богоугодно, так как поспешность не вредит истине (искренности) молитвы. Но не стяжавшим сердечной молитвы надо молиться неспешно, ожидая соответствующего отголоска в сердце своём каждого слова молитвы. А это не всегда скоро даётся человеку, не привыкшему к молитвенному созерцанию. Поэтому редкое произношение слов молитвы для таких людей должно быть положено за непременное правило. Ожидай, пока каждое слово отдастся в сердце свойственным ему отголоском». /Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 2005, с. 25./

Св. Иоанн Кронштадтский: «Наружная молитва нередко исполняется за счёт внутренней, а внутренняя – за счёт наружной, т.е. если я молюсь устами или читаю, то многие слова не ложатся на сердце, я двоюсь, лицемерю; устами выговариваю одно, а на сердце – другое; уста говорят истину, а сердечное расположение не согласуется со словами молитвы. А если я молюсь внутренне, сердцем, то, не обращая внимания на выговаривание слов, я сосредоточиваю его на содержании, на силе их, приучая сердце постепенно к истине, и вхожу в то самое расположение духа, в каком написаны молитвенные слова, а таким образом приучаюсь мало-помалу молиться духом и истиной, по словам вечной Истины: “иже кланяется Богу, духом и истиною достоит кланятися” (Ин. 4, 24). Когда человек молится наружно вслух, тогда ему не всегда можно уследить за всеми движениями сердечными, которые слишком быстры, так что ему по необходимости надо заняться выговором, внешней формой слова. Таким образом, у многих причётников, бегло читающих, образуется совершенно ложная молитва: устами они как будто молятся, по всему зришь их аки благочестивых, а сердце спит и не знает, что уста говорят. Это происходит оттого, что они торопятся и не размышляют сердцем о том, что говорят. Надо молиться о них, как они для нас молятся; нужно молиться, чтобы их слова доходили до сердца их и дышали его теплотой. Они для нас молятся словами святых людей, а мы о них». /Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 2005, с. 78./

Св. Иоанн Кронштадтский: «Кто поспешно, без сердечного понимания и сочувствия, читает молитвы, побеждаемый своей ленивой и сонной плотью, тот служит не Богу, а плоти своей, самолюбию своему, и ругается Господу своим невниманием, безучастием своего сердца в молитве: “ибо Бог есть Дух: и покланяющиеся Богу, должны покланятися Ему в духе и истине” (см. Ин. 4, 24) – нелицемерно. Как бы не ленива и не расслаблена была твоя плоть, как бы ни клонила она тебя ко сну, преодолей себя, не пощади себя для Бога, отвергнись себя, да будет дар твой для Господа совершен, дай Богу твоё сердце». /Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 2005, с. 79./

Св. Иоанн Кронштадтский: «При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, нежели тьмы слов языком. Когда замечаешь, что сердце твоё хладно и молится неохотно, – остановись, согрей своё сердце каким-нибудь живым представлением (например, своего окаянства, своей духовной бедноты, нищеты и слепоты) или представлением великих ежеминутных благодеяний Божиих к тебе и к роду человеческому, особенно же к христианам, – и потом молись не торопясь, с тёплым чувством; если и не успеешь прочитать всех молитв ко времени, беды нет, а пользы от тёплой и неспешной молитвы получишь несравненно больше, чем если бы ты прочитал все молитвы, но спешно, без сочувствия. “Хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком” (1 Кор. 14, 19). Но очень хорошо, разумеется, было бы, если бы мы могли с должным сочувствием сказать на молитве и тьмы словес. Господь не оставляет трудящихся для Него и долго предстоящих Ему, в нюже меру они мерят, возмеривает и Он и, соответственно обилию истинных слов их молитвы посылает в душу их обилие духовного света, теплоты духовной, мира и радости. Хорошо продолжительно и непрестанно молиться, но “не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть; могий вместити да вместит” (Мф. 19, 11–12). Не могущим вмещать продолжительной молитвы лучше творить молитвы краткие, но с горячей душою». /Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 2005, с. 120-121./

Св. Иоанн Кронштадтский: «Когда совершаешь молитву, правило, особенно по книге, не спеши от слова к слову, не прочувствовавши его истины, не положивши его на сердце, но сделай и постоянно делай себе труд чувствовать сердцем истину того, что говоришь; сердце твое будет противиться этому — иногда леностью и окамененным нечувствием к тому, что читаешь, иногда — сомнением и неверием, каким-то внутренним огнем и теснотою, иногда — рассеянностью и уклонением к каким-либо земным предметам и попечениям, иногда — припамятованием обиды от ближнего и чувством мщения и ненависти к нему, иногда — представлением удовольствий света или представлением удовольствия от чтения романов и вообще светских книг. Не будь самолюбив, побеждай сердце свое, дай его Богу в жертву благоприятную: “даждь Ми, сыне, твое сердце” (Притч. 23, 26), — и твоя молитва сроднит, соединит тебя с Богом и со всем небом, и ты исполнишься Духом и плодами Его: правдою, миром и радостью, любовью, кротостью, долготерпением, сердечным умилением. Тебе хочется скоро кончить молитвенное правило, чтобы дать покой утомленному телу? Сердечно помолись, и заснешь самым спокойным, тихим и здоровым сном. Не поторопись же помолиться кое-как: выиграешь на полчаса молитвы целых три часа самого здорового сна. На службу или на работу торопишься? Вставай раньше, не просыпай — и помолись усердно — стяжешь спокойствие, энергию и успех в делах на целый день. Рвется сердце к делам житейской суеты? Преломи его; пусть будет сокровище его не суета земная, а Бог: научи сердце свое более всего прилепляться чрез молитву к Богу, а не к суете мира, да не посрамишься во дни болезни твоей и в час смерти твоей, как богатый суетою мира и нищий верою, надеждою и любовью. Если не будешь так молиться, как я сказал, то не будет преуспеяния жития и веры и разума духовного». /Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 2005, с. 141-142./

И, как дополнение к святым православной церкви, слова римо-католика XVI века Эразма Роттердамского. В том же духе: «Размышление над одним стихом удовлетворит больше, насытит больше, если ты, разбив скорлупу, извлечёшь зерно, чем когда ты пропоёшь все псалмы до последней буквы». /Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина. СПб., 1992, стр. 14./




Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1056

Следующая глава: http://www.proza.ru/2011/07/29/1155


Рецензии