Пятилетие духового оркестра

Пять – это много или мало? Это надо посмотреть с какой стороны. Некоторые за пять лет могут спокойно, не надрываясь получать то, что им положено, а «безбашенные», свернуть горы, вот какая разница.
Духовому оркестру Правительства РТ, исполняется пять лет. Родным домом оркестра является Кызылское училище искусств, оттуда он родом. Дирижером и художественным руководителем оркестра является Тимур Дулуш, ученик педагога Константина Вячеславовича Ашастина, выпускника Ленинградской консерватории. С приходом Ашастина К.В, духовое отделение ожило. Выпустил много духовиков, они теперь работают в оркестрах, группах, преподают в школе искусств, колледже, в музыкальных школах республики. Он проработал 8 лет и уехал в родной Ленинград. Тимур Дулуш, после отъезда педагога возглавил духовое отделение, заочно закончил Улан-Уденскую академию, класс профессора, Заслуженного деятеля искусств РФ, Валерия Александровича Симонова и создал студенческий духовой оркестр, который состоял из учащихся духового отделения. Первый успех пришел на конкурсе, который был в Красноярске, в 2005 году, оркестр стал лауреатом третьей степени, регионального конкурса ансамблевой и оркестровой музыки. В нашей республике единственное элитное заведение, которое выпускает работников культуры и искусства – это наш колледж искусств — кузница кадров. Оттуда вышли музыканты симфонического оркестра, национального, духового оркестров. После первого успешного конкурса, духовой оркестр начал ездить на конкурсы и фестивали.
Международный фестиваль живой веры и музыки «УСТУУ-ХУРЭЭ» в этом году будет проходить в 15 раз. Духовой оркестр Правительства РТ являются трижды обладателями «Гран-при» этого уникального фестиваля, 2005,2006, когда был студенческим, и 2008, когда официально стал профессиональным духовым оркестром Правительства РТ. Сначала ребята помогали оргкомитету в благоустройстве фестивальной поляны, присматривались, учились у приезжих маститых музыкантов. Самым знаменательным годом для всех был 2004 год, когда на фестиваль прибыли знаменитый на весь мир «Sun Ra Arkestra». Он создан в 1953 году, руководителем, гуру был — Sun Ra – пианист, его называют отцом фри — джаза, человеком Вселенной, а музыку искусством Вселенной. Свою музыку представляет как послание из Космоса. Они выделяются всем, своими яркими необычными костюмами, эксцентричностью, подачей музыки, поведением на сцене. Их музыка как мантра, завораживает зрителей своей энергетикой. Особенно их композиция «Speis of the pleis» уводит в космос, гипнотическая музыка. Первый раз, когда они приезжали наши ребята общались, получили естественные мастер — классы за время фестиваля. Выступление Sun Ra ошеломило всех музыкантов, зрителей, как будто прилетели инопланетяне в блестящих одеяниях и играют космическую музыку, не ту музыку, которую у нас привыкли слушать. Они были настоящими звездами, которых достать трудно, но на самом деле оказалось не так, они были самые доступные, отзывчивые, делились мастерством своим, ели, пили, жили вместе со всеми, на Сут-Холь поднимались со всеми, на стадионе Сут-Холя выступали со всеми, хотя они из другой планеты.
2004 год, был самым плодотворным, богатым в профессиональном смысле: «Sun Ra» (Америка) — джазовый оркестр, Йорма Тапио (Финляндия) — знаменитый саксофонист, «Kaski» (Финляндия) — авангардная группа, «New A»(Самара) — джаз-роковая группа, Андрей Руденко (Казань) — пианист, Хелен Бледсоу (Германия) — флейта, «Нюанс» — струнный квартет (Абакан) и др. Посмотрев и получив мастер-классы, ребята воодушевились и стали готовиться к следующему фестивалю. На следующий год наш оркестр принял участие в фестивале и занял Гран-при, и удивил всех своей своеобразной программой.
Нам очень повезло, мы счастливые люди, San Ra в России, т. е в СССР был только в 1990 году. Приезд San Ra состоялось благодаря стажировке Игоря Дулуша – автора идеи и директора фестиваля живой веры и музыки «УСТУУ-ХУРЭЭ», по Швейцарии, Германии, Австрии. В Швейцарии есть фестиваль экспериментальной музыки «Анкул», который каждый год посвящается какому-то исполнителю, оркестру. В 2003 году он был посвящен San Ra, Игорь познакомился и имел смелость пригласить их на фестиваль «УСТУУ-ХУРЭЭ». В 2004 году он убедил Шериг-оола Дизижиковича Ооржака, первого президента Тувы, правительство, что приезд «Sun Ra Arkestra» необходим для дальнейшего развития искусства и культуры Тувы, для их приезда нужен 1 миллион рублей. Какое возмущение было у некоторых чиновников, что он не туда засунул миллион, что это ничего не даст. Но, Дизижикович, своим волевым решением помог найти эти 1 миллион рублей, это было мудрое вложение в культуру республики. По приглашению организаторов фестиваля, они находят время, если есть какое- то окно между гастролями, они обязательно приезжают на фестиваль, три раза приезжали. Называют Духовой оркестр Правительства РТ своими последователями, следят за их развитием, держат связь.
В 2005 году, когда оркестр принимал участие на фестивале «УСТУУ-ХУРЭЭ», тогда председателем жюри был Петр Николаевич Казимир (Заслуженный деятель искусств РТ, г. Красноярск) он от удивления, от неожиданности встал на колени. Когда они только начинали учиться в училище искусств, он приезжал, давал мастер – классы. Ребята превзошли себя. Программа была сногсшибательная, ни на кого не похожая. Музыку и текст, аранжировки придумали сами. Помимо этого они на сцене пели и танцевали, движения ставил педагог-хореограф колледжа, Ким Кимович Куулар. Это было культурной революцией в республике. Не зря их, Андрей Иванович Чымба назвал «Духовой ордой», на Гала-концерте, когда им вручали Гран-при фестиваля «УСТУУ-ХУРЭЭ-2005». Визитной карточкой духового оркестра стал хип-хоп: «УСТУУ-ХУРЭЭ – МЫ С ТОБОЙ!», на трех языках, монгольской, русской, тувинской. Текст бессменного ведущего фестиваля Андрея Чымба. На это их подвигла «Sun Ra Arkestra», вот что значит один раз увидеть. Они не стали тупо подражать Sun Ra, взяли форму подачи и сделали по-своему, нашли свой фирменный стиль: поющий, танцующий, играющий. Оркестр являются «взращенным детищем» фестиваля. «УСТУУ-ХУРЭЭ», который дает толчок всем музыкантам, для дальнейшего развития, самовыражения, творческих поисков.
Духовой оркестр дальше начали расширять свой репертуар, программу. Они включили «ЦАМ» — торжественное религиозное служение, по одной из версий происходит от древних шаманских практик. Все в этом мире взаимосвязано. ЦАМ поставили на тибетскую музыку, эту музыку научила группа тибетской мистерии «Лунхта», которая несколько раз приезжала на фестиваль из Москвы. Руководитель — Игорь Янчеглов, он работает в Дхарамсале с буддисткими монахами, практикует буддизм. Стало традицией, каждый год участники фестиваля проходят по городу, это называлось «Карнавальное шествие», впереди колона с масками и музыканты играют церемониальную тибетскую музыку. В последние два года вот это превратилось в «Хороо» (обход святынь) от лагеря проживания до нового построенного храма идти пешком. Впереди, без остановки 15 километров, духовой оркестр в масках и приезжие музыканты, играют церемониальную тибетскую музыку, а за ними весь народ, завороженный таинственной, неземной музыкой все как одно целое, под ритм и вибрации приходят на святое место УСТУУ-ХУРЭЭ, с подношением, с молитвами, с чистыми помыслами. Молитвы, пожелания этих людей помогли построить новый храм. Карнавальное шествие, ЦАМ, Хороо — вот это тоже является новшеством в искусстве и культуре Тувы, который привнес духовой оркестр. Благословение на ЦАМ, получили от Отог Ринпоче, доктора философии, пресс-секретаря секретариата Далай-Ламы. Где бы, они ни играли «ЦАМ», он завораживает и объединяет всех, несмотря на другие вероисповедания все идут под эту музыку, и у каждого своя мотивация, своя молитва. Где бы мы ни были, просят ноты мелодии ЦАМа. Раньше в больших храмах были свои оркестры, они пришли из Тибета: морские раковины, флейта, трубы длиной до 4 метров, колокола, медные тарелки, барабаны разных размеров. Эти инструменты используют в своих произведениях Духовой оркестр Правительства РТ. Древность и современность, все это так органично вплелось как один узел, как консонанс в гармонии.
24 марта, 2008 год – исторический момент для нашей республики. Постановлением Правительства Республики Тыва, оркестр получил статус: «Духовой оркестр Правительства Республики Тыва». Это мудрое решение молодого председателя Правительства РТ, Шолбана Валерьевича Кара-оола, еще больше окрылило наш оркестр, и дал большой толчок для дальнейшего развития.
Еще одним стратегическим решением Шолбана Валерьевича было, профинансировать учебу на пять лет, 16 студентам-духовикам, на заочном, эстрадно-джазовом отделении, при ВСГАКиИ (Восточно-Сибирская Государственная Академия Культуры и Искусства). 10 человек духового оркестра в 2012 году получили высшее образование у себя в республике. Мне кажется, пришло время открывать высшее учебное заведение в Туве, чтобы наши дети получали высшее образование на родине, не все талантливые дети могут получить образование за пределами республики.
Если на одном месте будешь сидеть, то далеко не уедешь. В 2010 году, мы поехали летом, в знойную жару на конкурс-фестиваль «Фанфары Первого Салюта» в городе Орле, посвященный 65 — летию Победы в ВОВ. Почему я говорю «мы», потому что я работаю в оркестре с 2006 года, когда он был еще студенческим, солисткой оркестра. Как всегда на поездку не хватало денег, но желание участвовать среди профессиональных оркестров взяла свое. Мы все до копейки посчитали, до Абакана на автобусе, потом до Москвы на поезде, до Орла на автобусе. Чтобы на еду много денег не тратить, мы как истинные степняки, испекли много лепешек и боорзаков, они из Кызыла доехали до Орла и приехали обратно в Кызыл. Чтобы не потерять форму в поезде, на больших остановках выходили на перрон и репетировали свою программу, пассажиры поезда и другие проходящие останавливались и смотрели и желали нам удачи. Их пожелания сбылись, мы заняли первое место: оркестр, дирижер, солистка, получили дипломы лауреатов первой степени. Дальше другие конкурсы, фестивали, приглашения в Прибалтику, в Тайвань, Китай, Монголию. Успешные выступления, победы и радости, а с другой стороны утомительные репетиции, разочарование, непонимание, менталитет и.т.п. Оркестр – это один организм, все должны беспрекословно подчиняться и выполнять требования руководителя, не всегда это, к сожалению получается. Многие оркестранты ушли из оркестра, кто-то из-за звездной болезни, кто-то не выдержал нагрузку, режим оркестра, кого-то в армию забирают, кто-то по семейным обстоятельствам. Первая труба Тогсбаяр (Монголия), уехал в свою страну. В прошлом году от нас ушел на тот свет наш аксакал, первый кларнет, Вячеслав Ростиславович Кенденбиль (Заслуженный артист РТ), тяжелая была потеря. Причем каждый музыкант в оркестре на вес золота, приходится преодолевать трудности на каждом шагу.
Два года подряд при РООМХШИ, директором, которого является Тимур Дулуш, открыли летнюю творческую лабораторию, в котором отдыхают и занимаются дети из кожуунов республики. В 2011 году он был посвящен к 100 летию Константина Дамдына – первого тувинского духовика. С ребятами занимались педагоги РООМХШИ, ККИ, музыканты: симфонического и духового оркестров.
Но и на этом оркестр не остановился, они сели на лошадей, как делали наши предки и играли на инструментах. Вот это была сенсация!!! Это не придумано самим оркестром, они восстановили то, что раньше было. Тува, когда была Тувинской Народной Республикой, у нее был кавалерийский духовой оркестр и руководил им, Израйлевич Леонид Иосифович. Когда он уехал, оркестром дирижировал Сергей Хочекович Красный, первый тувинский дирижер – кавалерист, председатель исполкома Кызылского городского Совета народных депутатов, проработал на этой должности 14 лет. Он в своих воспоминаниях пишет: « В оркестре насчитывалось, более сорока музыкантов, это давало возможность при движении пешим ходом и верхом на лошади беспрерывно играть на протяжении нескольких километров. Наш оркестр обслуживал различные мероприятия, торжественные собрания, съезды, большие хуралы, в том числе Х Великий Хурал, на котором принимали Декларацию, тувинского народа в связи с началом Великой Отечественной войны. Оркестр участвовал в похоронах видных деятелей республики, в концертах артистов музыкально-драматического театра, как в Кызыле, так и во многих кожуунах республики. Почти каждый вечер, летом играли на танцах в парке культуры и отдыха». (Книга «Люди Центра Азии, III том, Сергей Красный «Мэр с уникальной фамилией», стр.139).
И еще одно воспоминание, участника кавалерийского оркестра, Петра Федоровича Иванкова, генерала, президента Российской народной академии наук, живущего в Москве: «Конечно. Играли и в пешем, и в конном строю – это нормальное состояние музыкантов в кавалерии. За каждым из нас была закреплена лошадь белой масти. Когда осенью 1943 года провожали на фронт отряд Кечил-оола, то от пограничной станции Шивилиг, играли почти без перерыва до самой пограничной заставы на советской границе, причем, шли в гору пешком. А во время многочисленных поездок с концертами по всей республике, передвигались в конном строю. Пешком это было бы трудно, а так лошадь везет, а ты нормально исполняешь партию». (Книга «Люди Центра Азии», IV том, Петр Иванков «От трубача до генерала»).
Духовой оркестр посвятил программу кавалерийскому духовому оркестру ТНР, они показали это действо на площади Арата, народ ликовал, увидев музыкантов играющих на лошадях. 9 мая посвященный 65 летию ВОВ, на УСТУУ-ХУРЭЭ, когда приезжал Сергей Шойгу, он тогда сказал: «Никогда такого не видел, первый раз вижу, молодцы!».
Осенью 2012 года, оркестр проводил международный фестиваль духовой музыки «Фанфары в Центре Азии», были приглашены специалисты из Прибалтики, Норвегии, Тайваня, Москвы. Был показан мастер-класс на лошадях, в местечке Бурен — Хем, после этого было приглашение в Тайвань. В конце декабря оркестр в Тайвани принял участие на 21 фестивале духовых оркестров, и выступили на лошадях, удивив зрителей своим выступлением. Благодаря Геннадию Сендижаповичу Монгушу, Заслуженному табунщику РТ, ребята на лошадях, это он, поверив им, предоставил свой табун, и учил ребят, как управлять лошадьми. Учились и ребята и лошади. Геннадий их называет «лошади-музыканты», некоторые на первом курсе, некоторые на четвертом. У них как у музыкантов курсы обучения, разработали свою методику. Лошади проходят кастинг, для какого инструмента он подходит, потом приступают к учебе. Вот такое обоюдное сотрудничество на полном энтузиазме, на симпатии двух сторон, если есть желание, то всего можно добиться. Пока ребята молодые, оркестр молодой, они на плаву, они востребованы, могут играть, петь, танцевать, на лошадях играть. А что потом? С возрастом что будет, что их ожидает? Будут ли такие же преемники, или поменяют свой фирменный стиль, или придумают что-то новое? Вопросов много. Пока ребенку пять лет, поздравляем духовой оркестр с этой маленькой, большой датой!!!
Победы и награды Духового оркестра Правительства Республики Тыва
Лауреат III степени регионального конкурса ансамблевой и оркестровой музыки (г. Красноярск, 2005 г.).
Трижды обладатель Гран-при Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» (г. Чадан, Республика Тыва, 2005, 2006, 2008 гг.) http://ustuhure.com/
Диплом в номинации «Лучший коллектив» на международном фестивале «Джаз над Енисеем» за уникальный опыт синтеза музыкальных культур в практике исполнительства на духовых инструментах (г. Красноярск, 2008 г.),
Лауреат I степени в номинации «Взрослые профессиональные духовые оркестры», обладатель специального диплома «За национальный колорит программы» и «Приза зрительских симпатий» II открытого международного фестиваля-конкурса духовых оркестров «Фанфары первого салюта», (г. Орел, 2010 г.).
Лауреат XXX юбилейного Международного фестиваля джазовой музыки «Джаз над Енисеем-2010» в номинации «Лучший духовой оркестр» (г. Красноярск, 2010 г.).
Лауреат I степени открытого конкурса духовых оркестров IX Всероссийских ассамблей (г. Москва, 2010 г.).
Награжден памятной медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Солистка оркестра: Софья Кара-оол-Дулуш.


Рецензии