Выступление на ХII конференции целителей Казахстан

Мы живём в интересное время – время перемен, которое всегда отличается напряжением, кризисностью, для кого-то – безысходностью, а для кого-то – новыми грандиозными возможностями. Многие не переживают это время, а многие другие – наоборот, взлетают на вершину славы, богатства и достижений. Почему так?!

Жизнеспособность человека напрямую связана с его мировоззрением. С тем, как он представляет, что такое Мир, каково место человека в нём. Именно мировоззрение определяет то, что мы должны делать, например, для того, чтобы выжить. Если первое в философии относят к категории онтологии -  то есть, науки о бытии как таковом, то второе называют методологией. С другой стороны, живя в Мире, в человеческом мире в частности, мы не можем использовать все возможные средства для достижения своих целей, ибо некоторые из средств методологии могут оказаться неэкологичными, неприемлемыми с позиций социума или природы. Поэтому мы должны выделить и третью категорию знаний, определяемую как аксиология. Это знания о ценностных ориентирах, определяющих границы методологии, и они тоже базируются на знаниях онтологии в конечном итоге.

Иными словами, человек, чтобы жить, должен иметь ориентировку в Мире – должен знать, как Мир устроен, каково место человека в нём, что он может и должен делать. Без этого знания человек едва ли вообще жизнеспособен. Всё перечисленное относится к области философии, которая составляет основу любого знания вообще. И если говорить о знании науки, то, конечно же, и в её основании находится философия. Так вот, в основании того, что в умах большинства людей, включая даже и некоторые группы учёных, то, что называется наукой, есть знание, базирующееся на так называемой ньютоно-картезианской (или механистической) картине Мира. Основы этой философии науки были заложены в шестнадцатом-восемнадцатом веках, и именно она является основой классической науки.  В этой картине Мира все объекты Мира находятся в абсолютно пустом пространстве, описываемом геометрией Евклида, а взаимодействия между ними определяются законами механики Ньютона. Но в начале ХХ века появились теория относительности, неевклидовы геометрии Лобачевского, Римана, Бойяи, появилась квантовая механика, которые показали, что Мир может быть описан совершенно иначе, и что эти новые описания во многом даже более истинны, чем считавшееся вполне очевидным и непререкаемым описание ньютоно-картезианской картины Мира. И наука перешла на позиции неклассического мировоззрения, неклассической картины Мира, уже допускающей возможность иных описаний Реальности. Но в конце того же ХХ века появились синергетика, нелинейные теории науки, теории торсионных полей, теория хаоса, самоорганизации материи, которые дали начало созданию новой картины Мира, названной постнеклассической. Постнеклассическая картина Мира принимает идею цельности Мира, взаимосвязанности всех его объектов и возможности нелинейного, не-механистического взаимодействия его объектов. По сути говоря, сбылось древнее пророчество, гласящее, что, «когда на вершину горы взойдёт физик, он там обнаружит мистика». То есть, сама фундаментальная наука признала то, что мистика провозглашала всегда! Мир един, и единым делает его Дух. К сожалению, то, что признано на уровне фундаментальной науки из-за существующей инерции ещё не осознаётся большинством людей и даже большинством учёных из частных областей знания. Поэтому ещё существуют барьеры на пути практической реализации эзотерического знания. Впрочем, мы можем уже констатировать, что, например, в медицинской системе сегодняшнего дня уже нет чистого механицизма классической науки, хотя она ещё доминирует в умах большинства её представителей. Сегодня мы имеем легальное использование гомеопатии, рефлексотерапии, некоторых вариантов знаний и технологий, которые не могут быть полноценно объяснены с позиций классической науки. То есть, сегодня в разрешённой  лечебной практике имеются методологии, эффективность которых не может быть объяснена при попытке опоры на классическое мировоззрение. А разве ж это не есть проявление неклассического мировоззрения, признающего истинность и других точек зрения на Мир, хотя и нет пока возможности связать их воедино?!

В своё время великий философ Рене Декарт сравнил знание с Деревом, основанием (Корнем) которого является метафизика (философия), Стволом этого Дерева он назвал физику, а все остальные варианты наук он отнёс к области Кроны Дерева. Если к этой схеме добавить триаду йогов Разум-Прана-Материя или по-другому – Дух-Энергия-Тело, то получается интересное соответствие. Корень Дерева будет соответствовать Духу, Ствол – Энергии, а Крона – Телу. Кроме того, получается, что Корень – это знания метафизики, в том числе и не-физичных областей Мира, по сути – знания духовных традиций. Ствол же – это знания энергетики, физики, в то время, как Крона – это знания частных наук, в том числе и частные знания о физическом теле человека.


Крона   Частные     Тело     Медицина соматическая      Симптоматическая терапия
        науки                (телесная)

Ствол   Физика     Энергия   Энергетическая медицина    Патогенетическая терапия


Корень  Метафизика  Дух     Духовно-ориентированная     Этиотропная (каузальная)
                медицина                терапия


Анализ этой схемы позволяет утверждать, что каждый вариант знания, являясь истинным сам по себе, описывает лишь часть Истины, но между ними нет очевидных зон соприкосновения. И только целостное восприятие всех их в едином пространстве позволяет увидеть Истину целостной, в которую все другие варианты знания входят лишь элементарными частями.
 
Иными словами, перспектива развития знания о человеке и его здоровьи, неминуемо приведёт к выходу за пределы отдельных вариантов знания и объединения их всех в едином пространстве Единого Знания, которое мы и предлагаем называть интегральной медициной. И, коль скоро мы признали истинность и право быть и использоваться за всеми вышеуказанными вариантами знания о человеке – то есть, перешли на позиции неклассического мировоззрения, то, значит, следующим шагом будет признание всеединства Мира и Знания, которое этот самый Мир и описывает. То есть, следующим шагом будет переход на позиции постнеклассического мировоззрения. И тогда знания целительства станут равноправным аспектом единого знания о человеке и Мире. Вместо противопоставления, вместо «или-или» будет провозглашён принцип «и-и» - принцип цельности, единства, к которому мы все и должны в идеале стремиться.
Стратегия радикального излечения в контексте нового видения должна следовать принципу от Кроны к Корням – от частных вариантов знания к знанию Общего, от Тела к Духу без отрицания ни изначальных, ни конечных пунктов указанного Единства. Ибо в Дереве важны и необходимы все части, и только совокупность их составляет единство Дерева, а нехватка какой-либо части делает его организм уродливым, несовершенным, инвалидным. И если мы хотим добиваться радикального эффекта, необходимо работать с использованием знаний всех уровней символического Дерева, начиная часто с уровня Кроны и постепенно переходя на уровень Корней Дерева. И, поскольку мы признаём голографический принцип устройства Мироздания, который выдвигает современная наука, по сути, возвращаясь к древним мистическим описаниям Реальности, приложимое к одному аспекту Мира в равной мере может быть перенесено на другие аналогичные аспекты. «Что вверху, то и внизу». Следовательно, принцип движения от Кроны к Корням и выход за пределы разделений на уровень всеобщей целостности Дерева должен быть применён и в самой практике исцеления человека, и в собственной эволюции самого целителя, и в развитии социума, этносов и даже Мира в целом.

Иными словами, анализ указанных идей позволит выработать стратегии развития и отдельных вариантов частного и обобщающего знания, и стратегии развития самой системы здравоохранения, и даже перспективы развития всего человечества. Ибо они дают так недостающие сейчас ориентиры, описывающие нам устройство Мира и определяющие наше место в нём, проясняющие методологию и аксиологию выхода из нынешнего кризиса и дальнейшего гармоничного существования в Мире.

Поэтому я рад приветствовать участников сегодняшней конференции целителей от лица представителей медицины и всех тех, кто идёт по пути совершенствования себя и Мира. Наш день – завтрашний, но он начинается сегодня. И он начинается с нас! Удачи вам и успехов на вашем пути, уважаемые сопутники!


Рецензии