За здоровую нацию
Поэтому не всё так плохо, как на первый взгляд может показаться простому обывателю. Вопрос о нравственном и физическом воспитании подрастающего поколения поднят наконец -то на самом высоком уровне. Президент России Владимир Владимирович Путин на Государственном Совете обсудил эту проблему, и было принято решение о возрождении сдачи норм ГТО в школах, о развитии массовой физической культуры. Эту задачу должны выполнять как органы народного образования, физкультуры и спорта, так и все властные структуры снизу доверху. Хочется верить, что физическое здоровье детей и молодёжи станет заботой не только учебных заведений, но и задачей номер один для всего общества.
В недалёком прошлом в нашей стране под названием СССР в каждом крупном посёлке, не говоря уж о школах, техникумах и ВУЗах, имелись волейбольные, баскетбольные, футбольные и даже хоккейные команды. Физкультура действительно была массовой, можно даже сказать, дворовой, а спортивные объекты, Дворцы спорта - общедоступными, бесплатными.
В первые годы своей педагогической деятельности мне довелось вести уроки физической культуры в неполной средней школе села Мазейка. Так вот, в этой восьмилетней школе на ту пору было триста пятьдесят учеников (!). Спортзала в школе не было, поэтому большинство уроков проводил на улице, и приходилось подчас использовать различные формы занятий, чтобы дети были в постоянном движении, игре, соперничестве. В тёплое время года особых проблем при проведении уроков не было, зимой же занять детей было сложнее.
И вот мы решили с ребятами залить на спортплощадке каток. Сказано – сделано! Однако на практике всё оказалось гораздо сложнее. Но не Боги горшки обжигают! В школьном интернате жили дети из соседнего села Московка. Ребята шестых-восьмых классов с охотой откликнулись на мой призыв поработать вместо утренней физзарядки на заливке катка. Так мы приблизительно с семи утра до половины восьмого опустошали школьный колодец и, передавая по цепочке вёдра с водой, строили свой «ледовый дворец». Дети делали Великое дело! После двух- трёх дней нашего поистине коммунистического труда кое у кого под шапкой что-то зашевелилось и к школе подъехала пожарная машина. «Куда сливать воду?» - спросил у меня водитель. К вечеру после интенсивной помощи водовоза мы бросали шапки вверх и поздравляли друг друга с победой. Каток был залит!
Во времена моего детства коньки крепились к валенкам, а мне предстояло научиться кататься на коньках с ботинками. Купил себе данный спортивный инвентарь, а стоять на этом прекрасном изобретении что-то не получалось. Впрочем, это обычное явление для большинства начинающих. Так пришлось обучаться поздними вечерами, чтобы никто не видел, как падает учитель физкультуры. Через несколько таких вечерних самоистязаний я уверенно стоял на коньках и мог на равных с детьми выйти на лёд. Вскоре мы создали две команды и последующие две зимы успешно выступали в районных соревнованиях на приз «Золотая шайба». Встречаясь сейчас с теми ребятами ( Першины, Максимовы, Красниковы и другие), а им всем теперь далеко за пятьдесят, с восторгом, огоньком в глазах вспоминаем то незабываемое, счастливое время…
За последние годы в каждом райцентре Липецкой области были построены плавательные бассейны, оборудованы сотни спортплощадок, заново сооружены хоккейные коробки… Это, несомненно, радует и вселяет надежду на то, что это не разовая кампания, а повседневная работа по оздоровлению нации. Остаётся «малое» - привить потребность в занятиях спортом подросткам и взрослому населению, и здесь главная роль принадлежит педагогу, тренеру, наставнику. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Школьник воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности принимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость. И это непреложная истина как для учителя начальных классов, так и для преподавателя ВУЗа и, несомненно, школьного физрука.
Невольно вспоминаются мои учителя физической культуры в Донской средней школе. Михаил Ильич Трубицын и Василий Григорьевич Торжков. Это были фанатики спорта, не знавшие каникул и отпусков, работавшие, казалось, 24 часа в сутки, кумиры всех учащихся. Подобные им работали и в Верхнематрёнской средней школе, где мне пришлось преподавать два десятка лет. Это Валерий Самуилович Дробинин и Николай Викторович Чижов. Они действительно были помешаны на спорте и смогли передать это «помешательство» своим ученикам. Я знаю, что, спустя десятилетия после окончания школы, уже солидные, состоявшиеся люди, находясь в отпуске, непременно встречаются с Н.В. Чижовым и сохраняют эту дружбу с наставником на протяжении нескольких десятилетий .
Здоровье нации зависит также от общей культуры населения, а это и патриотическое, и нравственное, и музыкальное, и духовное образование. На днях по центральному телевидению показывали бал в одной из кадетских школ Москвы. Дамы в бальных платьях, кавалеры в смокингах, а им не более десяти лет, но это смотрится как чудо, как фантастическая картинка из сказки… У меня повлажнели глаза и молнией пронеслась мысль: «Не всё потеряно…»
Свидетельство о публикации №215102100193
Анатолий Матиенко 16.12.2020 17:19 Заявить о нарушении