За здоровую нацию

                В  последние годы на страницах газет, телевидении всё чаще и чаще  идёт поток информации о всевозможных антиобщественных проступках наших граждан и, что особенно тревожно,  о молодёжи, подростках школьного возраста. Быстрыми темпами растёт число  молодых людей, употребляющих алкоголь и наркотики. И здесь невольно возникает вопрос, почему это происходит, каковы корни этого опасного явления,  как не допустить подобного в будущем?  С первым и вторым вопросами, кажется, уже все  совершенно точно разобрались:  нравственное  воспитание у нас не просто запущено, оно отдано телевидению, чудовищно засоряющему наши головы  англицизмами, криминалом, игроманией, которые привели к всеобщему разврату мысли, повальному оглуплению, переоценке ценностей, упадку культуры общества.  Всё это, конечно, очень печально, и я думаю, что не за горами то время, когда мы снова вернёмся к нравственным ценностям, чтобы гордиться своей молодёжью.


               Поэтому не всё так плохо, как на первый взгляд  может показаться простому обывателю. Вопрос  о нравственном и физическом воспитании  подрастающего поколения поднят наконец -то  на самом высоком уровне. Президент России Владимир Владимирович Путин на  Государственном Совете   обсудил эту проблему, и   было принято решение о возрождении   сдачи норм ГТО в школах,  о развитии  массовой физической культуры. Эту задачу должны выполнять как органы народного образования, физкультуры и спорта, так и все  властные структуры снизу доверху. Хочется верить, что физическое здоровье детей и молодёжи станет заботой не только учебных заведений, но и задачей номер один для всего общества.


                В недалёком прошлом  в нашей стране  под названием СССР в каждом  крупном посёлке,  не говоря уж о школах, техникумах и ВУЗах,  имелись волейбольные, баскетбольные, футбольные и даже хоккейные команды. Физкультура действительно была массовой, можно даже сказать, дворовой, а  спортивные объекты, Дворцы спорта -  общедоступными, бесплатными.


                В первые годы своей педагогической деятельности мне довелось  вести уроки физической  культуры  в неполной средней школе села Мазейка. Так вот, в этой восьмилетней школе на ту пору было триста пятьдесят учеников (!). Спортзала в школе не было, поэтому большинство уроков проводил на улице, и приходилось подчас  использовать  различные формы занятий, чтобы дети были в постоянном движении,  игре, соперничестве. В тёплое время года особых проблем  при проведении уроков не было, зимой же  занять детей было сложнее.
 И вот мы решили  с ребятами  залить на спортплощадке каток. Сказано – сделано! Однако на практике всё оказалось гораздо сложнее. Но не Боги  горшки обжигают! В школьном интернате жили дети из соседнего села Московка. Ребята шестых-восьмых классов с охотой откликнулись на мой призыв поработать вместо утренней физзарядки на заливке катка. Так мы приблизительно с семи утра до половины восьмого опустошали школьный колодец и, передавая по цепочке вёдра с водой, строили свой «ледовый дворец».  Дети делали Великое дело! После двух- трёх дней нашего поистине коммунистического труда кое у кого под шапкой что-то зашевелилось и к школе подъехала пожарная машина. «Куда сливать воду?» - спросил у меня водитель. К вечеру после интенсивной помощи водовоза мы бросали шапки вверх и поздравляли друг друга с победой. Каток был залит!


                Во времена моего детства коньки крепились к валенкам, а мне предстояло научиться кататься на коньках с ботинками. Купил себе данный спортивный инвентарь, а стоять на этом прекрасном изобретении что-то не получалось. Впрочем, это обычное явление для большинства начинающих. Так пришлось обучаться поздними вечерами, чтобы никто не видел, как падает учитель физкультуры. Через несколько таких вечерних самоистязаний я уверенно стоял на коньках и мог на равных с детьми выйти на лёд. Вскоре мы создали две команды и последующие две зимы успешно выступали в районных соревнованиях на приз «Золотая шайба». Встречаясь сейчас с теми ребятами ( Першины, Максимовы, Красниковы и другие), а им всем теперь далеко за пятьдесят, с  восторгом, огоньком в глазах вспоминаем то  незабываемое, счастливое    время…


                За последние годы в    каждом райцентре  Липецкой области  были построены  плавательные бассейны,  оборудованы сотни спортплощадок, заново  сооружены хоккейные коробки… Это, несомненно, радует и вселяет надежду на то, что   это не разовая кампания, а   повседневная   работа по оздоровлению нации.  Остаётся  «малое» - привить потребность в занятиях спортом подросткам и взрослому населению, и здесь главная роль принадлежит педагогу, тренеру, наставнику.  Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Школьник воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности принимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.  И это непреложная истина как для учителя начальных классов, так и для преподавателя ВУЗа  и, несомненно, школьного физрука.

              Невольно  вспоминаются мои учителя физической культуры в Донской средней школе.  Михаил Ильич Трубицын  и Василий Григорьевич Торжков. Это были фанатики спорта, не знавшие каникул и отпусков, работавшие, казалось, 24 часа в сутки, кумиры  всех учащихся. Подобные им работали и в  Верхнематрёнской средней школе, где мне  пришлось преподавать  два десятка лет.  Это  Валерий Самуилович  Дробинин  и Николай Викторович Чижов.   Они действительно  были помешаны на спорте и смогли  передать это «помешательство» своим ученикам. Я знаю, что,  спустя  десятилетия после окончания школы, уже солидные, состоявшиеся люди, находясь в отпуске, непременно  встречаются с Н.В. Чижовым и сохраняют эту дружбу с наставником на протяжении нескольких десятилетий .


              Здоровье нации зависит  также от общей культуры населения, а это  и патриотическое,  и нравственное, и  музыкальное, и духовное образование. На днях по центральному телевидению показывали  бал в одной  из кадетских школ Москвы. Дамы в бальных  платьях, кавалеры в смокингах, а им не более десяти лет, но  это   смотрится как чудо, как фантастическая картинка из сказки…  У меня повлажнели глаза и молнией пронеслась мысль: «Не всё потеряно…»
 
 
 


Рецензии
здравствуйте Виктор. Очень правильные мысли излагаете. Хорошо бы ко всему этому в нашем обществе с рождения на каждого гражданина заводился бы психиатрический паспорт. А то получается, что псих больной попадает в псих больницу на лечение только после того как убьёт или изувечит здорового, полезного для общества человека. На сегодняшний день псих больного нельзя привести к психиатру и принудительно обследовать даже если он с явными признаками болезни. (толерантность) Он должен посетить врача сам по доброй воле. А какой псих, алкаш или дурак признает себя таковым? Вот и страдают люди полезные для общества. С уважением, Анатолий.

Анатолий Матиенко   16.12.2020 17:19     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Анатолий!С уважением,

Виктор Некрасов   17.12.2020 07:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.