16. Глава 29. Фрустрация или бегство в фантом. Тор

+ 16. Глава 29. Фрустрация или бегство в фантом. Торрент-сутра СНА.

«Io so che tu sai che io so»
«My happiness with the future and the present depends on my ability to let the past go and make peace with it»

(A.J. Darkholme)

«…Любовь погибает, если один из любящих (обычно женщина) безвольно «прививается» к другому, вместо того чтобы расти свободно и давать партнеру то, чего тому не хватает»
(Лу Саломе. «Эротика»)
«Кто боится страданий, тот боится и радости»
(Лу Саломе перед смертью)

      Сегодня я спал без сновидений. Но, перед тем, как проснуться, будучи уже в просоночном состоянии, я вдруг вновь погрузился в сон и увидел Ивана Борисовича. Он, пробегая мимо и превращаясь в Кэрролловского кролика, бросил на бегу: «Женечка! Ты во фрустрации! Давай, я буду звать тебя Сусманом…» Я проснулся, и, про себя сказал: «Тоже мне «Америку открыли! Я всю жизнь во фрустрации….» Целый час, а то и больше, не погружаясь даже в дрему, вспоминал и о «фрустрации» Фрейда, из его писем к Галанту. И, о том, как Иван Борисович пытался разъяснить Фрейду, что такое фрустрация. Галант делал это деликатно, как вообще вел себя в письмах, в которых переубеждал Фрейда! Фрейд сам это понимал, потому, что были случаи, когда он чувствовал, что его пансексуализм со всеми «механизма», столкнувшись с «фрустрацией» теоретически и практ0438ески «пробуксовывает»!
      Первым, кто заставил Фрейда задуматься над его пониманием «фрустрации» был Карл Юнг в начале их «дружбы»! Так, Карл Юнг с огорчением и раздражением (из писем Фрейда Галанту) докладывал учителю о своем провале на клинической конференции невропатологов и психиатров, где он сделал доклад о фрустрации и лечении ее «абстиненцией». «Естественно, - отвечал ему Галант. - Какой врач-клиницист согласится с тобой, Зиг, что фрустрацию нужно лечить «воздержанием»? И это, после великолепных работ Вильгельма Гризингера, Эми;ля Кре;пелина, Евгения Блейлера – подлинного учителя твоего «ученика» Карла Юнга, нашего Сергея Корсакова и многих других психиатров, стоявших на позициях клиницизма, а не «эротической поэзии»!» И, в другом письме: «…Не  удивительно, что Карлуша «выпустил птичку» «общаясь» с нашей, русской еврейкой Сабиной Шпильрейн, не побоявшись обмануть тебя!» (об отношениях Юнга и Сабины интересный фильм «Опасный метод») В другом письме: «…Вот ты, Зиг, понимаешь абстиненцию, как целебное воздержание! Ты не прав! Во-первых, ужу весь мир понимает, что такое абстиненция на практике. Это, извини, у алкоголиков – «белая горячка». У законченных наркоманов – смерть от приема более «тяжелого» наркотика или от «передозировки» наркотиков. А, сексуальная абстиненция к чему приводит? Ты «послужной» список твоей подруги, опять же нашей, Лу, знаешь? А, ведь она рада бы, даже с тобой на старости лет, «да врожденные грехи в рай не пускали!». Кстати, ты же сам прекрасно понимаешь, каков смысл твоего «императива» молодым психоаналитикам: «Если психоаналитик вступил в половой контакт с пациенткой, то «выиграет» пациентка, проиграет врач!»? Не случайно тут же ниже ты рассказал мне «старый еврейский анекдот» о том, что еврей, и умирая, остается евреем, для которого «Деньги все-Бог, Вера, Любовь – ничто!».. Ты – честный человек, за что я тебя люблю и великий ученый, несмотря на твой «пансексуализм». Ты – психически очень сильный человек, почти, как я (ха-ха!). Признайся себе в истинном смысле твоего императива для молодых психоаналитиков, которые, когда ты писал для них свои книжки, в частности, великолепную статью с литературной, а не психиатрической точки зрения - «Замечания по поводу любви в переносе», были тогда одни евреи! Что ты на самом деле имел в виду? Деньги, дружище Зиг! Ты же прекрасно понимаешь, что пациентка, даже богатая, такая, как Карлушина Сабина, не хочет платить мужчине, ибо мужчина должен платить за все, женщине! Как только Карлуша «выпустил птичку» в Сабину, она перестала ему платить! Между деньгами и любовью, мы, евреи, выбираем деньги. За это женщины-пациентки и коллеги наши превращаются в Федр! Кстати, это понимал еще самый древний психиатр и психолог, египтянин Эберс! Наверняка ты читал его «Книгу сердец», написанную на папирусе? Ты не мог не читать это, первое клиническое  описание шизофрении, сделанное в ХV11 до нашей эры, ты же великий египтолог! Первый, кто понял Моисея и «Исход»!..
   … Конечно, деньги, взятые даже в виде гонорара от молодой женщины, мгновенно превращают ее в «Федру». Молодой психоаналитик, у которого юная пациентка (опять пример Карла и Сабины), ты безусловно прав, находится между Сциллой и Харибдой… . Если посмотреть на это философски, то проблема «психоаналитик – влюбленная в него пациентка – суть философская проблема! Софокл был философом. Ты же хочешь пройти мимо «любви к мудрости»… . Не поучится! И не надо, как говорят у нас, в России, мозги молодым врачам «пудрить»!..
   …О фрустрации… .» Здесь Иван Борисович начал излагать мои мысли. В действительности, он больше «смешил» Фрейда в связи с его взглядами на «абстиненцию», «перенос», «контрперенос» и сублимацию. Правда, в одном из писем Фрейду, он говорит, что Фрейд на правильном пути, когда неосознанно отходит от психоаналитической трактовки фрустрации, я связывает ее с Эго, то есть, с сознанием… .
      В свое время по заказу удивительно прекрасного человека и истинного философа, презирающего все научные степени, ибо, оставался ординарным философом! Несмотря на то, что заведовал одним из самых трудных отделов журнала «Вопросы философии»  - престижного и «элитного»  журнала в СССР. Имя этого русского грузина Геннадий Гургенидзе…, так вот по совету Геннадия Гургенидзе я написал почти психиатрическую статью «Тревожный ряд»! Статья имела большой успех среди ученых – философов, психологов и психиатров, и, опять же элитный «Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова» ее перепечатал. Я долго писал эту статью. Массу книг перечитал. И понял, что в каждом из нас от природы заложен тревожный «ряд». Начало этого ряда – боль, середина тревога и страх (фобии), а конец – депрессия! Я понял, что «плохое настроение» ничего общего не имеет с депрессией! Написал популярную статью о «плохом настроении» и опубликовал, хорошо снабдив стихами мировой поэзии, в которых звучат мотивы «плохого настроения». Там же я сказал, что в «депрессии» не может быть написано стихотворение, не может быть нарисована картина, не могут быть посажены цветы! Помните, в каком советском фильме, и какой герой позволял себе «маленькую депрессию»? Так вот, ни маленькой, ни большой депрессии не бывает. А, «плохое настроение» бывает «разных величин», Фрустрация может включать в себя негативные эмоции, даже «сердечную боль» - психальгию. Но, на самом деле, она связана с эмоциями, не только негативными, но и позитивными. Такими, как экзальтация, или «смеющаяся депрессия», которую в стихотворении перед казнью  запечатлел Франсуа Вийон! Вот два прекрасных перевода его стихотворения. «Я – Франсуа. Увы, ждет смерть злодея! И, сколько весит этот зад Узнает скоро шея!». «Я – Франсуа. И скоро тяжестью большою, сочту свой зад, повисший над толпою!» (мой перевод, Е.Ч.). А, вот она, у Франсуа, пардон, фрустрация сама!
«От жажды умираю над ручьем,
Смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя,
Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне – страна моя родная.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышнее всех господ,
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Я скуп и расточителен во всем,
Я жду и ничего не ожидаю,
Я нищ, и я кичусь своим добром.
Трещит мороз – я вижу розы мая.
Долина слез мне радостнее рая.
Зажгут костер – и дрожь меня берет,
Мне сердце отогреет только лед.
Запомню шутку я и вдруг забуду,
И для меня презрение – почет,
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не вижу я , кто бродит под окном,
Но звезды в небе ясно различаю.
Я ночью бодр и засыпаю днем.
Я по земле с опаскою ступаю,
Не вехам, а туману доверяю.
Глухой меня услышит и поймет.
И для меня полыни горше мед.
Но как понять, где правда, где причуда?
И сколько истин? Потерял им счет.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не знаю, что длиннее – час иль год,
Ручей иль море переходят вброд?
Из рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придает.
Я всеми принят, изгнан отовсюду».
    Фрустрация – это состояние самосознание у человека с высоким интеллектом и глубоким пониманием себя! То, что можно прочитать в интернете о фрустрации - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов» - вытекает с неверным пониманием древне латинского – «frustratio».  Фрустрация возникает при деструкции сознания, когда нарушается аутоидентичность и аутоидентификация (читай: Е. Черносвитов. «Аутоидентичность и аутоидентификация». «Философские науки». 1985 год. Последняя моя статья в этом журнале!)
      Сартр, Камю, Хайдеггер и Ясперс, говоря о «фрустрации», рассматривают ее как «неподлинное поведение» человека… .
    …Фрустрацию нельзя лечить, бесполезно! Ибо, это не болезнь, а «состояние Духа» (Платон, Гегель, Шеллинг). Тот, кто хочет понять фрустрацию, советую внимательно прочитать «Отец Сергий» Льва Николаевича Толстого. И - «Под покровом небес» Пола Боулза, мало известного американского писателя-гения! Посмотреть одноименный фильм, поставленный еще одним гением - Бернардо Бертолуччи. Где главный герой Кит сыгран также гением – Джоном Малковичем… .
   …Распад СССР – типичный результат фрустрации Общественного Человека. То, что сейчас происходит в Мире – фрустрация Мирового Человека… .Да, простит меня читатель за эти, возможно высокопарные слова! Они научно точны… . Именно поэтому сейчас «кубик - рубик» не поможет. Ведь, не помогли даже японские сканворды. Вот «социальные сети», прежде всего фейсбук, помогают (у нас еще есть ВКОНТАКТЕ!). Прекрасная возможность убежать от себя, непонятного, создав себе фантом своего Я. Чаще всего «сети» спасают женщину. Так, дамы не только  преклонного возраста, но и – перешагнувшие через «бальзаковский возраст», могут легко «создать себя заново». Для этого есть путь: повесить аватарку молоденькую. Выбрать себе возраст по вкусу, но непременно до «тридцати». Выдумать место рождения, вывешивать полуголых красавиц в эротических позах и красивые картинки – замков, дворцов, их интерьера. Но, самое главное: обильно снабжать свою «страничку» афоризмами, умными изречениями. И чувствовать себя молодой, сексапильной, богатой и, главное, умной!
   …Мужчины лгут в соц. сетях, изображая себя или «диким гусем», или «работодателем». Есть, конечно, и другие фантомы для людей в состоянии фрустрации. Человек, будь то мужчина и ли женщина, не то, что в депрессии, но даже в обыденно плохом настроении в соц. сети не полезет! Как психиатр могу добавить: в сетях много психопатов, социопатов и вообще психически больных людей… . Как они появились, я их изучаю, и не только, как социальный врач, но и как социальный юрист… . Признаюсь, я коллекционирую свои «любовные истории», происшедшие со мной в соц.сетях и их «виновниц». Признаюсь, я в соц. сетях, как они появились. И, увы, имея, например в фейсбуке (из которого недавно вышел с трудом, ибо не отпускали «хозяева») солидный стаж и свыше 1000 «друзей» (в этом же числе и возлюбленные), на самом деле не приобрел ни одного друга, ни одну возлюбленную! Фантом есть фантом!  «Друзья» и «возлюбленные» в соц. сетях, если их оттуда вытащить на свет божий, оказываются манекенами (люди моего поколения помнят великолепную «юмореску» незабвенного Аркадия Райкина «Манекены») или муляжи… . Увы!
P.S. Процитирую двух авторов о Лу Саломе.  На нее я бы  молился, будучи верующим! Мир не так уж плох, коль такие женщины бывают на Свете! Пусть раз в 500 лет! Мои женщины – не в счет! Из-за Лу мужчины кончали жизнь самоубийством. История знает двух, выдающихся личностей, отнюдь не романтиков. Это Поль Рё и Виктор Тауск (Фрейд о них писал Галанту, подвергнув их, конечно, психоаналитической обработке). А, сколько было -  не попавших на «Плот Медузы»? Думаю, что тьма!
   … Написанную Лу поэму «К скорби», которую Ницше положил на музыку, все их знакомые приняли за сочинение самого Фридриха. А, он говорил, что «Заратустра – это Лу». Байрон подарил Мэри Шелли «Франкенштейна» (моя экспертиза – Е.Ч.). А, Лу подарила Ницше «Так говорил Заратустра»! Не мог, даже гений, имея сифилитические гуммы в мозге, это написать! А, вот «Антихрист» - плод его сестры, которой восхищались три ГГГ – фашисты!
Ницше писал о «Поэме скорби»: «Нет, эти стихи принадлежат не мне… .Их написала Лу, мой новый друг, о котором вы еще ничего не слыхали; она дочь русского генерала; ей двадцать лет, она быстра, как орел, сильна, как львица, и при этом очень женственный ребенок... Она поразительно зрела и готова к моему способу мышления... Кроме того, у нее невероятно твердый характер, и она точно знает, чего хочет, - не спрашивая ничьих советов и не заботясь об общественном мнении».
Шведский психиатр Пауль Бьер знакомый Фрейда, писал о Лу: «У нее был дар полностью погружаться в мужчину, которого она любила. Эта чрезвычайная сосредоточенность разжигала в ее возлюбленных некий духовный огонь. В моей долгой жизни я никогда не видел никого, кто понимал бы меня так быстро и полно, как Лу… Она, безусловно, не была по природе своей ни холодной, ни фригидной и, тем не менее, не могла полностью отдать себя даже в самых страстных объятиях. Вероятно, в этом и была, по-своему, трагедия ее жизни. Она искала пути освобождения от своей же сильной личности, но тщетно» (Мой коллега не знал, что у Лу не было влагалища с рождения… .Сейчас такие врожденные уродства чрезвычайно распространены в цивилизованных странах всех континентов).





 
 


Рецензии