Жемчуг и слезы. Окончание следует

   Под таким заголовком несколько десятков лет назад в журнале  "Вокруг света" был напечатан  очерк польского журналиста Люциана  Волянского про "ама" - японских женщинах - ныряльщицах за жемчугом. Я отыскала его в своих многочисленных альбомах, где храню малоизвестные познавательные материалы о замечательных людях, о людях необычных судеб.

   Мне думается, что знать ЕЩЕ  ЧТО - ТО всегда не помешает. Именно поэтому решила я познакомить с этим очерком, надеясь добавить в копилку ваших знаний интересную страницу.

   30 сентября 1863 года. Парижский театр "Theatre - Lirique" переполнен. Взволнованная публика ждет поднятия занавеса - им предстоит первыми послушать оперу молодого Жоржа Бизе - "Искатели жемчуга." Забегая вперед, скажу, что опера имела триумфальный успех, и зрители искупали артистов в аплодисментах и восторженных  криках.

   Наверняка многие помнят  оперу и знаменитую арию - "Не счесть алмазов в каменных пещерах," но, давайте я очень коротко напомню содержание ее.

   Действие разворачивается на Цейлоне. Друзья - искусный ловец жемчуга по имени Зурга и охотник - Надир страстно любят одну девушку, Лейлу. Классический любовный треугольник! Но молодые люди, не желая разрушить дружбу, решают отказаться от девушки. Тогда она уходит в монастырь, где выполняет обязанности жрицы.

   Но наступает время лова жемчуга. Согласно древнему обычаю, старейшины приводят в святилище жрицу, которая молитвами должна заклинать злые силы, успокоить  море. Эта жрица дала обет чистоты, и ни один мужчина не имеет права приблизиться к ней.

   Когда жрица начала петь, Надир узнал голос Лейлы и забыл о всех запретах и обещаниях...
   Да, Любовь всесильна и справиться с ней не каждому дано!

   Представление закончилось, поднялся занавес, и зрители увидели на одинокой скале жрицу, которую привезли сюда, чтобы она помнила о своем обете.

   Великолепное произведение создали Бизе  либреттисты! Но жизнь написала  другую, еще более драматичную историю об искателях жемчуга. Историю эту привез журналист  с японского острова Татоку, и ее музыка - зловещий шум морских волн, а действе продолжается не три акта( как в опере), а десятилетия.

   "Жемчужным островом" называют Татоку, а господина Кокичи Микимото - "королем жемчуга." Журналисту не пришлось увидеть "короля", скончавшегося в 1954 году в возрасте 95 лет. Но Воляновский посетил его родное селение на берегу залива Тобо и лицезрел  улыбающегося, одетого в кимоно и ... европейский котелок Микимото, который с высокого пьедестала смотрит на снующие вдоль берега лодки. А в лодках сидят девушки, одетые в белое.

   Девушки возвращаются после лова. Вы, конечно же, слышали, что жемчуг производят особые малюски, живущие в крепких раковинах. Но не думайте, что малюски очень любят эту работу. Дело в том, что, чтобы зародился в раковине жемчуг, необходимо, чтобы в нее проникло инородное тело, например, песчинка. Когда песчинка попадает в раковину, малюски  не могут выбраться из раковины, и, возмущенные, начинают "плевать" в нее особой жидкостью, окружая особой оболочкой. Вот в этой оболочке по прошествии времени и образуется твердая жемчужина.

   Как просто, подумаете вы. Но как вы ошибаетесь! Только ОДНА ИЗ ЧЕТЫРЕХ ТЫСЯЧ РАКОВИН содержит жемчужину. Однако развитый на острове промысел жемчужин имеет совсем другой КПД. Здесь трехлетней раковине искусственно вводят некую крупинку, затем в течение трех - четырех лет малюск "работает" на фирму, бесплатно обволакивая  крупинку  известковым слоем.

   Не дурак был господин Микимото: именно ему первому пришла в голову мысль получать жемчуг искусственным путем. В сентябре 1888 года он нанял в окрестных селах рыбаков, которые стали собирать раковины и складировать их в специально охраняемых и загороженных морских бассейнах. Так начиналась новая, невиданная до того, история искусственного получения жемчуга.

   Надо сказать, что к успеху господин Микимото шел долго, и путь его не был усыпан розами. Но желание, упорство и глубокая вера в положительный результат сделали свое дело.

   Не слишком ли эксплуатирую я ваше время и напрягаю внимание? "Уж полночь близится", давайте отдохнем, и я продолжу. 

   
   

      


Рецензии