Сравним. Жертвы репрессий и безвременья
Между тем в начале 90-х г. прошлого века были открыты архивы и после их тщательного изучения и перепроверки В.Н. Земсков выяснил, что в период с 1921 по1953 гг. в СССР по политическим мотивам были приговорены к высшей мере наказания 643 тыс. чел. (нужно иметь в виду, что не все приговоренные были действительно расстреляны), а в лагерях ГУЛАГа умерло 1,2 млн всех заключенных – и политических, и уголовников. Если к этим цифрам добавить преждевременные смерти выселенных кулаков (140 тыс. чел.) и депортированных народов (501 тыс. чел. – по, завышенным на мой взгляд, данным Д.М. Эдиева), то общее число погибших от «сталинских» репрессий составит примерно 2,5 млн чел., т.е. около 80 тыс. чел. в год.
***
Посмотрим теперь на Россию времен Ельцина. В этот период официальных (по приговору суда) случаев лишения жизни людей почти не было, но зато резко возросло число насильственных смертей без приговоров. По политическим мотивам в октябре 1993 г. были расстреляны несколько сотен, а может быть, несколько тысяч, защитников Верховного Совета, примерно 120 тыс. чел. погибли в ходе наведения «конституционного порядка» в Чечне. Но все же подавляющее число преждевременных смертей было связано с резким ростом гибели людей по социальным, криминальным и экономическим причинам. Бесстрастная демографическая статистика, содержащаяся в сборниках Росстата, показывает следующее:
– в результате действий и бездействий власти, возглавляемой Ельциным, в 1991–1999 гг. в межнациональных и криминально-экономических войнах и конфликтах, по самым скромным подсчетам, погибло 300–350 тыс. чел.;
– в ходе ельцинских «реформ» путем многократного обесценивания пенсий и банковских вкладов советские пенсионеры фактически были лишены средств к существованию, что привело к резкому росту смертности среди них: в 1991–1999 гг. в среде пенсионеров было более 2 млн 300 тыс. «избыточных смертей» (по отношению к уровню смертности соответствующих возрастов в 1989 году);
– в годы правления Ельцина в результате форсированной деиндустриализации и насильственной деколлективизации страны большое число граждан России преждевременно уходили из жизни из-за депрессий, резкого роста числа заболеваний, самоубийств, отравлений некачественными алкоголем и продуктами и по другим причинам социального характера.
В целом вызванная действиями или бездействием ельцинского режима «избыточная» смертность населения России в 1991–1999 гг. (по отношению к уровню смертности соответствующих возрастов в 1989 г.), подсчитанная по данным Росстата, составила около 4 млн чел. – 400 тыс. чел. в год.
Таким образом, от репрессий в период управления страной Ельциным ежегодно в среднем преждевременно умирало в 5 раз больше граждан, чем в эпоху Сталина.
Этот вывод подтверждают данные Росстата об изменении численности населения СССР в 1927–1953 гг. и России в 1991–1999 гг.
В сталинскую эпоху уменьшение численности населения СССР было лишь однажды – в голодном 1933 г. Советская власть быстро справилась с косившей людей бедой (кстати, вины власти в голоде не было, но это тема другой статьи) и не допустила ее повторения в последующие годы. Что же касается «жутких» сталинских репрессий 1937–1939 гг., то их действительные масштабы были таковы, что демография их не заметила. Никаких аномалий демографического развития страны в те годы не было. Репрессии, вопреки распространенному мнению, не были «массовыми»: они затронули главным образом тонкий слой партийной, управленческой и хозяйственной элиты, по большей части такой же агрессивно алчной, жестокой и безнравственной, как и нынешняя.
В постсоветское время практически сразу после прихода Ельцина к власти началось вымирание народов России, и в течение всего десятилетнего периода управления им государством численность населения страны сокращалась – впервые за всю историю российской демографической статистики население непрерывно уменьшалось столь длительный срок.
Свидетельство о публикации №215102100400