Цена Истины!

               
Человек, в руках которого меч правосудия, не может быть не прав! - теоретически


 Наконец-то семья верующих, уже немолодых супругов,  накопила необходимую сумму и к возвращению Максима со срочной  службы, приобрела небольшой подержанный японский  грузовичок, и  единственный  сын  с радостью принял на себя роль кормильца своей небольшой семьи.
 Максим  брался за любой подряд: вывозил на свалку мусор, возил из деревни навоз, торговал с машины дровами,  а вечером  бежал на свидание к своей девчонки на соседней улице. Сватовство висело на носу.

 В тот ясный летний день Максим возвращался домой по знакомой пыльной улочке  на окраине города. Его грузовичок не спешно катился, подпрыгивая на кочках. Впереди справа на обочине возле большой кучи песка  играли дети, их замученные велосипеды валялись тут же. Максим снизил скорость и машина накатом минула детское игрище.
 
К этому же  месту, навстречу Максиму, но по левой, противоположной стороне улицы, спешили еще два малолетних велосипедиста. Первый рослый мальчик ехал быстрее, второй - ехал строго за  ним, но отставал, и взрослый мальчик, оглядываясь, кричал что-то ободряющее своему отстающему приятелю, подгоняя его.
Здесь, на окраине города, родители не следили за своими маленькими озорниками - за ними  следила улица и, казалось - родителям не приходило в голову, что  с их молчаливого согласия,  их дети, по собственному детскому недомыслию  становились участниками российского  дорожного движения....
 
Максим убрал ногу с педали газа, когда до первого мальчика было метров тридцать, подросток ехал по противоположной стороне дороги и "Правила РФ" не обязывали водителя принимать особые  меры безопасности вплоть до остановки, поскольку опасности для движения не было.
 Когда между грузовичком и первым велосипедистом, ехавшим ему навстречу, расстояние сократилось до десяти метров, то в этот момент первый мальчик опять решил крикнуть что-то своему отстающему  приятелю и резко повернулся назад почти всем телом, отчего легкий  руль велосипеда на грунтовой дороге произвольно ушел влево, и велосипед с мальчиком юзом полетел под встречную машину... Завизжали тормозные колодки.... Крик прохожей женщины  пронзил улицу.....
Колеса не задели мальчика, он лежал вдоль машины,  зажатый  изогнутым  велосипедом, а  под его курчавой головкой медленно расползалась бурого цвета лужа, смешиваясь с дорожной пылью....

  С опозданием прибывшие к месту трагедии врачи "Скорой Помощи" констатировали клиническую смерть мальчика в результате значительной кровопотери из проникающей черепно-мозговой раны - не совместимой с жизнью человек.......


                **************


- Сын второй день ни ест, не спит, - поведал защитнику отец Максима, инвалид по зрению, на ощупь шаря по столу руками.
- Мы хотели  родителям погибшего мальчика помочь, но они угрожают нам  расправой!  - волновался  отец.
- Он ведь у нас один! Как нам быть!?  Матушка слегла…. Помогите!
- Срочно напишите в "Райотдел" заявление об угрозах, иначе вас в этом же и обвинят! –  посоветовал тут же адвокат. – А я пока поеду на место ДТП!
 
 На месте события  картина  была такая же, как и день назад.  Дети гоняли на великах по пыльной  дороге, их родители  пили водку с пивом,  автомобилисты  метались среди  малолетних  велосипедистов, проклиная свою участь.
 
  В день события "тепленького" Максима быстр допросили, но в качестве свидетеля! 
Он дал чистосердечные правдивые показания - без адвоката, не предполагая, что иногда  в России, как говорят бывалые люди – честные показания это прямой путь в тюрьму... 
 
                ***************

- На каком расстоянии вы увидели  мальчика на велосипеде? – спрашивал молодой симпатичный следователь. – Покажите  на месте. Вас никто не обвиняет...
 
 Максим   честно пояснил и всё  показал, сам измерял и активно способствовал раскрытию причин ДТП,  полагая, что следователь будет столь же добросовестным.
Однако слуга закона имел  свой план действий. 
 Поэтому  через три дня, уже в присутствии приглашенного отцом адвоката, по  ч.2 ст.264 УК РФ Максиму было предъявлено суровое обвинение, за что ему "светило" лет пять лишения свободы.

 Надо сказать, что есть такая категория дел, где  потенциально обвиняемого сознательно  допрашивают как свидетеля, поэтому любая  ошибка или уготовленный следствием ход,  могут быть  использованы по назначению.
 
 Тот же самый симпатичный следователь, не сомневаясь в вине Максима, на основании  собственного мнения, в присутствии адвоката предъявил обвинение. Из которого следовало, что на расстоянии 28 метров до грузовика под управлением М. , движущегося со скоростью около  50 к/ч,  на пути его движения возникла опасность в виде ребенка на велосипеде, но водитель не принял мер безопасности и совершил наезд, - так звучал первый в жизни юноши "приговор"......
   
   Казалось, что так оно и было, если не желать и не уметь "видеть" реальную картину трагического события.

 - Стоп!- поспешил вмешаться защитник. - Максим пиши своей рукой в протоколе, что показания дашь после ознакомления с полной авто-экспертизой, проведенной с твоим участием!

 Следователь с упреком смотрел на защитника, но возразить было нечем.

- А теперь пиши в протоколе!  –  диктовал адвокат, и Максим  писал.
 
  «Прошу поставить перед авто-технической экспертизой следующие вопросы:
- В какой момент возникла опасность для движения и в силу каких причин?
- Какие пункты Правил были нарушены велосипедистом при резком повороте налево и  находятся ли они в причинной связи с наступившими последствиями?
- Имел ли я техническую возможность остановить свою машину в момент поворота велосипедиста на мою полосу  движения  за  8  метров до моей машины при скорости движения машины 40-50 км/час?"      
 
   Обвиняемый и адвокат  расписались в протоколе допроса.
 
- Лучше, когда свидетель сразу понимает, что он может стать обвиняемым! - убедительно высказался защитник в лицо молодого, уже не очень симпатичного, следователя.
 
                **************

  Через две недели выводы эксперта были готовы  из которых следовало:
 
  1)участник дорожного движения несовершеннолетний И., двигаясь на велосипеде по своей правой стороне улицы, совершил неожиданный маневр влево перед близко идущим автомобилем;
  2)своим действием водитель велосипеда нарушил пункт 9.1 Правил дорожного движения, что находится в прямой причиной связи с наступившими последствиями;
  3)водитель грузовика, при возникновении опасности за 8-10 метров, при скорости 40-50 км/ч,  не имел технической возможности путем экстренного торможения остановить свой автомобиль.

                Таким образом, по делу возникли два версии случившегося.

Следствие настаивало на том, что ребенок не субъект права и опасность для водителя возникла в виде ребенка,  и водитель обязан был применить  экстренное торможение за 28 метров.  При этом обязанности родителей по обеспечению безопасности ребенка следствием во внимание не принимались.
Защита настаивала на том, что малолетний велосипедист по вине родителей стал участником дорожного движения и двигаясь  по своей стороне дороги не создавал опасность  водителю встречного транспорта за 28 метров. Однако, когда расстояние сократилось до 8 метров  велосипедист неожиданно выехал  на полосу встречного движения, что водитель грузовика не мог предвидеть и предотвратить.
 Таким образом, возникал правовой прецедент, когда на дорогах страны при появлении ребенка до 14 лет на велосипеде все водители должны будут прекращать свое движение, даже если подросток  едет по другой стороне улицы, не нарушая  Правил дорожного движения.....!?
А если это положить в основу, то  всем автомобилистам страны придется  стоять,  ввиду  явного приоритета малолетних велосипедистов.
Защита полагала, что в этом деле ответственность за безопасность собственного ребенка должны нести  его родители, допустившие неправомерное владение ребенком источником повышенной опасности даже для него самого, иначе  как быть следствию, если ребенок до 14 лет  причинит смерь  другому ребенку  в результате неосторожного наезда  на своем велосипеде.....!? 

Но в силу "особых", тайных  причин, дело Максима  быстро  передали  в суд.

          
                *************

Судья, принявшая дело к производству, имела ребенка, который как и все  дети любил  гонять  на  своем крутом велосипеде, поэтому на судью ложилась особая забота о  всех  детях города  от нерадивых   водителей.

Прокурор зачитала фабулу обвинительного заключения, суд определил порядок судебного заседания и приступил к допросу потерпевших -  отца и матери погибшего ребенка. 
- Вы настаиваете на своих  исковых требованиях? – спросила прокурор.
 - Да! Два миллиона! Мы так хотим! – не икнув, пояснила мать погибшего.

 - Скажите, как Ваш ребенок девяти лет оказался на оживленной улице города,  без вас? – спросил защитник.
 - Вопрос снимается! – тут же перебила защитника судья. – Уже  выяснялось.
 - Ваша честь, этот вопрос не ставился! – возразил защитник. – Огласите протокол.
- Адвокату  делается замечание!- истерически объявила судья. - Секретарь! Занесите в протокол.
- Ваша честь, вы нарушаете право на защиту! Я вынужден заявить  вам отвод!- вставая, громко объявил адвокат.
 
 Судья в ответ  надменно улыбнулась, и прихватив дело, удалилась. Она совещалась сама с собой недолго. Такое «средневековое» право с 2002 года суду дала Дума, упразднив в судах народных заседателей, и судьи, перестав быть народными, это высоко ценили. Теперь процесс был в одной руке, в силу чего защитнику в отводе было с легкостью отказано.
 
 В суд был приглашен  второй мальчик, который, в свое время, не спешил ехать за первым.
 - На каком расстоянии ты ехал за другом и по какой части дороги? – спросил  защитник, но тут же  его вопрос  перевели на тот же русский язык трое: педагог, прокурор и мамаша. Судья молчала. Мальчик оторопел от такой опеки, но кое-как ответил.
 - Где был грузовик, когда твой друг последний раз повернулся к тебе? – спросил защитник, но тут вскочила прокурор, требуя снять вопрос как наводящий.
Мальчик уже готовый ответить, чуть ли не заплакал. И тут педагог срочно  запросила перерыв.
 
  - Довел адвокат  ребенка! – пробурчала  мамаша. Судья молча кивала.

 В коридоре суда мальчика взяли в плотное кольцо и видно было, как тяжелые взгляды устремились в сторону Максима, его отца  и  защитника.
 
 После перерыва защитой был поставлен тот же вопрос, но мальчика  как подменили. Он просто тёр глаза руками и ничего не мог сказать, а его мать грозила ему кулаком.

 - Мальчик, ты боишься здесь кого-то? – не отступал защитник.
 - Вопрос снимается, для этого есть  педагог! – перебила  громко судья.
 - Ваша  «Светлость»!  Вы не ведете процесс, вы его разрушаете! – объявил защитник и заявил второй отвод судье.

Суд, в одном лице, опять удалился в совещательную комнату - попить чайку и за одно рассмотреть себе отвод. За судом, с умным лицом покинуло зал «государство» в синем как у летчика мундире и значками на кителе.

В итоге  суд приговорил Максима к трем годам лишения свободы с  взысканием двух миллионов в пользу потерпевших и направлением  частного определения  в Палату за нарушение  адвокатом  порядка в  суде.

 В таких случаях говорят: Адвокат  п р о и г р а л  дело!
 
          Но можно ли, Игру, "в одни ворота", называть Судом!?
 
               
                **********

 Дело по жалобе защитника прошло почти все судебные инстанции и достигло председателя областного суда.
 
Седовласый, среднего роста и крепкого телосложения - он вызывал о себе разные мнения, но одно знали все:
Он умел принимать людей и они шли к нему как на исповедь. 

          В последний поход за Правдой, по совету адвоката, пошли только двое!
 
   
                ==============

   
 В приемной областного суда своей участи ожидали: полуслепой отец и осужденный сын.

 -Проходите! - предложила пышная секретарша.

 В просторном светлом кабинете, с божественной  живописью на стенах, за большим лакированным столом, в кожаном кресле, непринужденно восседал Председатель.
Не хватало только камина, у которого мог бы греться "вершитель Истины".
 
- Присаживайтесь поближе! – мягко предложил Хозяин.

Он умел расположить к себе, а иначе так долго в таком кабинете не усидеть. Простые люди  "грели" его.... своей надеждой на правду, и он - не хворал.
 
                ************

 После просьбы Максима – отменить приговор, председатель спросил: Кто защищал его в судах?
Узнав имя, он тонко улыбнулся и откинулся в кресле. Отсутствие в высшей судебной инстанции региона этого адвоката, доводившего свои дела до Верховного и Европейского суда - настораживало и забавляло известного Судью.
 
 В этом адвокатском трюке он улавливал искусное нежелание адвоката о чем то лично просить Председателя или раскрывать перед ним свою просьбу - "Ты здесь Бог, вот сам и неси Ответ перед этими несчастными людьми!" - так читался судьей этот скрытый упрек защиты, ему - председателю!

Но это был не тот судья, который просто так или за очень большие деньги мог казнить или помиловать. Ему нравилось искать Истину и самому тащить ее сюда, на свой лакированный "операционный" Стол!

Таким же, к сожалению, был и адвокат, но был он всегда по ту сторону баррикады, что иногда удивляло и настораживало председателя, но они никогда не обнимались, как это старались делать другие - эти два Мужика, даже редко здоровались, как бы понимая свою цель в этой жизни, что приводило других судей и адвокатов в замешательство.
   
В качестве защитника в этом простом дельце,шел отец подсудимого - хворый мужичок.
 
 Он тут же, по записке в его руках, поставил вопрос об отсутствии вины сына и через свою огромную лупу, запинаясь, громко зачитал, прямо из приговора: Суд расценивает данное событие в ДТП, как ТРАГИЧЕСКОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ .....
 - Поэтому! - продолжил докладчик, - Согласно статьям 14 и 27 УПК РФ, - зачитал он из своей помятой бумажки - Мой сын не виновен, поскольку вывод суда о его вине противоречив, и в суде не доказан!- смело зачитал докладчик, протирая свои уставшие больные глаза, и без разрешения суда сел.

- Стоп! Минутку! – вдруг возмутился "высокий суд", словно предвидя какой-то подвох, он строго взглянув на дерзкого мужичка, на его помятую бумагу, по стилю услышанного им, догадываясь об авторе. 

  Хозяин высокого суда быстро открыл дело и жадно впился в приговор....
 
 – И что же вы об этом раньше не писали? - с каким-то резким упреком крикнул председатель, но тут же улыбнулся своей мужской усмешкой, видимо подавляя в себе ребенка.

 - Не хотели портить впечатление!  - громко прогудел отец.
 
- Помощника ко мне! – тут же  дал команду секретарши властелин Закона.

 Через минуту в большом кабинете стоял молодой симпатичный юноша в строгом костюме, чем-то похожий на следователя, с папкой и ручкой наготове.

 - Дело срочно передать на Президиум!  - как во сне  услышал Максим властный голос председателя, и радость охватила молодое сердце, а больные  глаза  отца увидели  свет.
 
- Исполнение приговора приостановить! – дал команду Председатель  и повернулся к людям.
 
 - И судьи иногда ошибаются, они ведь не Боги! - иронически улыбнулся всемогущий.         

   И ходоки покинули "небеса".....


                **********


- Как же так, выходит все судьи ошибались!?  – взмолился "прозревший" отец в кабинете адвоката.
   
- Что бы делал председатель, если бы судьи не "ошибались"! - улыбнулся в ответ защитник. - Вы видели какой Меч у Фемиды, а у него еще больше.... Максим не был виновен, но кому это надо - процесс пошел! Следак получил продвижение, прокурор хорошую добавку к жалованию, все судьи по делу - приличные премии за стабильность приговоров..... - и защитник с сочувствием посмотрел на оправданных.
 
 Они молча, как две раненные птицы, сидели рядом, видимо вспоминая тяжелые этапы борьбы за эту горькую Правду, отчего почти ослеп отец, слегла в больницу мать, а Максим,  лишенный прав, потерял работу и ..... и, наверно,  веру в правосудие.

- "Вот она - цена Истины!" - с грустной улыбкой подумал адвокат
 
         
 Изложенные события являются реальными и были предметом уголовного рассмотрения
с моим участием в качестве защитника подсудимого в Благовещенских судах.


17.07.2013.     Благовещенск-на-Амуре, адвокат                В.П.Евликов   
 


Рецензии