Книга 2. Заключение

Господь в Своей поэме обучает нас свободному и глубокому мышлению. Одновременно в нас входит новое бытие. Мы еще раз видим, что есть идеи, всецело увлекающие человека: захватившие человека «идеи-самадхи». Одновременно Бог дает нам понять, что широкое и глубокое знание ведут дальше. Есть одержимость человека навязчивой, маниакальной идеей. И Господь говорит о «темперации». Господь говорит, что ССЧ (скрытый средний член) темперации должен иметь имя. Мы рассмотрели оппозицию (увлечение / одержимость).
Бог предлагает: «В словаре есть понятие «идефикс» - его надо освоить». Курсант должен «посмотреть» понятие «идефикс». Для того, чтобы думать о Господе надо научиться правильно думать о вещах.
Ведь Бог учит (гл.9, стих 34): «Всегда занимай свой ум мыслями обо Мне, стань Моим бхактой, выражай Мне почтение, падая ниц передо Мной, и поклоняйся Мне. И так, полностью погруженный в Меня, ты, несомненно, придешь ко Мне». Мы дали стих из главы 9. Здесь во второй нашей книге мы исследовали главы 4-6 поэмы. Нам не все ясно в стихе 34 (гл.9).
Открытие ясности – наш идефикс. Идефикс имеет любое существо, его имеют полубоги. Бог не имеет идефикса. Есть сильное слово антропоморфизм – наделение объекта человеческими свойствами.
«Ведийское представление о божествах изменялось в двух направлениях. Первое вело к дезантропоморфизации (упанишады), второе усиливало антропоморфные характеристики (пураны)». Эти слова мы прочитали у В.С.Костюченко. Поэма Господа лишена идефикса. Как Богу удалось сделать равновесие? Структура есть наличие частей, которые имеют связь. Функция есть роль частей в общей работе. Жизнь есть оптимизация соотношения функции и структуры. Соотнося тенденции друг с другом, Господь выделяет для них роли. Санкхья в поэме больше дает структурное явление. Веданта – функциональное. Вот есть Бог и есть существа – это структурное описание.
Но и Господь и существа имеют одну сущность – это функция. Более того, когда существо поет имя Бога или полубога, то оно дает Им удовольствие – это функция.
И каждый человек есть Бог – это место, где структурно-функциональный метод перестал работать. В нашей второй книге мы исследовали три главы поэмы. Из этих трех глав пятая глава дает знание эталонное. Описать это знание трудно. Оно не сводимо к понятиям. Господь удивительно просто решает эту задачу.
«Карма-йогу Ты восхваляешь,
А затем – прекращение действий.
Что же лучше из них – то иль это?»
Этот вопрос Арджуны несет в себе большой познавательный объем. Человеку предстоит битва, а Господь включает его ум на задачу «прекращения» действий. Может быть трудности с переводом?
Тот перевод, который сделан выше, не смог «взять» мудрость Бога. Бог в первом стихе (гл.5) использует термин «санньясам». Он не тождественен понятию «прекращение действий». Санньясин не может остановить тело и карму. Он отринул все свои земные притязания. Это момент прямого равнодушия и бесстрастия ко всему окружающему. Здесь человек идет по пути упанишад. Варна – ашрама – дхарму исповедуют и последователи Рамануджи и ученики Шанкары. Так вот, четвертая часть жизни должна проходить по алгоритму Упанишад (путь адвайты). Ясное дело первые ступени могут идти по рецепту пуран (вишишта – адвайта).
Бог в первом стихе пятой главы говорит о самом главном эталоне знания.
Истинное или эталонное знание состоит в том, что человеку известен закон «неслияния гун и Атмана».
Деятельность в истинном знании не несет за собой последствий и, потому, тождественна бездействию.
Именно, располагая таким толкованием термина Санньяса, Арджуна и задает вопрос Господу. Санньясу в этом случае можно назвать «прекращением действий».
Изучая язык Господа, мы подумали, что для Него материя есть структура, а дух есть функция.
Для любого объекта, в зависимости от целей, можно задать разные пары структур и функций. Дадим пример возможностей такого толкования. Вот Шанкара. Для этого мудреца Брахман есть безмолвная бездна мирового сознания. Здесь стремление дать абстрактную функцию.
Вот Рамануджа. Господь Брахман имеет «части». Он Сам Себя различает. Он дискретно синтезирует как личностные, так и безличностные характеристики – зов структуры.
Рамануджа выступал против концепции внутренне не дифференцированного Брахмана. Скажем прямо, все эти подходы есть части широкой мысли нашего любимого Господа. Нас ждет книга третья. В ней исследование великолепных глав поэмы. Главы 7-8-9!


Рецензии