Мильтон диктует своим дочерям Потерянный рай

Михай Мункачи (1844-1900). Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай». Исполнено в 1878 году. Нью-Йорк, библиотека Ленокс


О МИЛЬТОНЕ.

           Джон Мильтон  (1608 - 1674 ),  английский поэт, политический деятель и мыслитель; автор политических памфлетов и религиозных трактатов, автор «Потерянного рая», «Истории Британии» и «Краткой истории Московии», памфлетист, защитник религиозных, гражданских и политических свобод.
         
     В начале 1652 года Мильтон полностью ослеп. Согласно Джону Обри, чьи «Minutes of the Life of Mr John Milton» были написаны предположительно в 1681 году, Мильтон обладал прекрасной памятью и отличной способностью упорядочивать материал, что позволяло ему преодолевать неудобства от своей слепоты.

  Обри следующим образом описывают распорядок дня поэта: пробуждение в 4:30 утра, после чего секретарь приходил к нему и читал Еврейскую Библию, после чего Мильтон некоторое время предавался размышлениям. К работе он приступал в 7 утра и диктовал до обеда, за которым к нему часто присоединялись различные образованные люди, искавшие общества великого человека

      Мильтон умер от приступа подагры в 1674 г. и похоронен вместе со своим отцом в Сент Джайлз Крипплгейт – соборе, находящемся в лондонском Сити.

О КАРТИНЕ

  В 1878 году Михай Мункачи написал картину «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»». Благодаря удачному выбору сюжета, изяществу композиции, тонкой передаче характера персонажей и оригинальному живописному решению произведение принесло Михаю Мункачи всемирную славу. За эту работу он был награжден орденом Железной короны и получил от императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I дворянскую грамоту. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году жюри присудило работе золотую медаль.
         
     Этот слепец-поэт и его творчество составляют главную психическую задачу картины Мункачи. Изобразить поэта в минуту его вдохновения, - да ещё слепца-поэта, - изобразить то состояние ума и души. Которое более всего чувствуется в глазах, изобразить без них, - такая задача слишком тяжёлая; но Мункачи достиг её;
поэт Мильтон, - этот ярый публицист времён Кромвеля, которого публицистические брошюры были сожжены палачом, когда пал Кромвель, удалился в укромный угол своего кабинета, и тут, слепой, среди своей семьи, он предался поэзии, он стал писать свою знаменитую поэму «Потерянный рай».

   Мункачи изобразил его именно в таком уединении, какое свойственно глубокой мысли и высокому чувству; он представил его в тиши кабинета, окружённого дочерьми, из которых одна записывает за отцом, другая работает, а третья встала из-за работы, чтобы куда-то идти, но остановилась и, обернувшись на отца, жадно глядит на него, как и другие две оставившие работу; они все видимо поражены той мыслью или тем стихом, который продиктовал поэт…


   Старик же Мильтон точно выпрямился на кресле. Как бы приподнялся; он точно всматривается во что-то, точно видит, слепой, как перед ним открывается вечный горизонт задёрнутых небес; он смешивает в гармонических стихах и религиозное эхо вдохновлённого Моисея, и языческие красоты Гомера; его гений рисует перед ним роскошь и великолепие «Потерянного рая» и ту мрачную тень, какая омрачила чистоту непорочной Евы.

    Задумчивое и таинственное чело старика осветил яркий луч света. Пробравшийся сквозь узкое окно кабинета; это чело, как и всё лицо, полно глубокой думы и тем спокойствием и силой мысли, какие свойственны минуте высокого вдохновения.

    Художник бесспорно достиг своей идеи: он в общем, в целом перенёс на полотно великую силу поэтического творчества; он представил её во всей её жизненной силе и правде. Глядя на картину. Вы любуетесь созданием художника; и в вас невольно возбуждается то чувство, которое хотел затронуть художник; и долго-долго, спокойно и сосредоточенно простоите вы перед картиной Мункачи.
      
НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ТЕМЫ

      Мильтону очень не везло с жёнами . В 1642 женился на Мэри Поуэл — и эта женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод. Жена уехала от него в первый же год и своим отказом вернуться довела его до отчаяния. Свой собственный неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат «The Doctrine and Discipline of Divorce» («О разводе»).

     ТРАКТАТ О РАЗВОДЕ.

          В нем Мильтон обосновывал необходимость развода, если между супругами отсутствует взаимная договоренность.

         Брак, по его мнению, - это не столько средство для продолжения рода, сколько «радостное общение» мужчины и женщины для избежания одиночества. Это скорее взаимное товарищество людей.

           Социальные институты и учреждения не должны довлеть над человеком. «Каким бы ни было учреждение, оно не должно быть таким огромным и таким враждебным как природе, так и разуму, чтобы подавлять собой цель и человека, для которых оно было учреждено», пишет Мильтон.

                Договоренность между людьми предполагает взаимное согласие, и никто не может быть принужден к нему. Человека нельзя принудить к добродетели. «Принужденная добродетель похожа на застрявший винт, она не может двигаться ни вперед, ни назад, и не скрепляет то место, где находится», - пишет поэт.

                По словам Мильтона, человека, который склонен к одиночеству, необходимо освободить от уз брака, равно как дать свободу его чувственному желанию.

          «Самым тяжким бременем в мире является суеверие, и не только в церемониях церкви, но и в виде выдуманных и пугающих грехов», - пишет Мильтон. По его мнению, нельзя терзать себя самих суетными и призрачными угрозами грехов, которые не существуют.

        Трактат «О разводе» был запрещен официальной церковью в Англии. В ответ Мильтон выступил с «Речью о свободе печати от цензуры, обращенной к парламенту Англии» (1644).

            Когда его молодая жена сбежала во время медового месяца к родителям,то Мильтон счел себя разведенным. Он не писал жене, не справлялся о ней, и, когда та через два года вернулась и бросилась перед ним на колени, он принял ее под свой кров с тем же сознанием собственного величия и превосходства, с каким отпустил ее от себя. Гордый и суровый, он всегда находил в себе силу быть выше обстоятельств, он не позволял им ни разу в течение всей жизни не только сломить его, но даже ввести в минутную слабость.

         Раз не удалась семейная жизнь – что печалиться об этом: есть нечто высшее, есть общество, истина, Бог.

Мильтон и супружестве.

   "Супружество без любви лишено истинного бытия, добра, утешения, не имеет в себе ничего от Божьего установления, ничего, кроме самого убогого и низкого, чем легко может пренебречь любой уважающий себя человек. Плотская жизнь может продолжаться, но она не будет ни святой, ни чистой, ни поддерживающей священные узы брака, а станет в лучшем случае животной функцией… Ибо в человеческих делах душа является действующей силой, а тело в некотором смысле пассивно. И если в таком случае тело действует вопреки тому, чего требует душа, как может человек думать, что это действует он, а не нечто ниже его?"

         На старости Мильтон очутился один в тесном кругу семьи — третьей жены (первая умерла рано, вернувшись в дом мужа за несколько лет до смерти), совершенно чуждой его духовной жизни, и трех дочерей от первого брака; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение.

        Для Мильтона наступило полное одиночество — и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Потерянный рай», «Возвращённый рай и «Самсон-борец».

 ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

           Это эпическая поэма впервые изданная в 1667 в десяти книгах. В издании 1674 года книг стало 12. Поэма описывает белым стихом историю первого человека Адама.
 
            Поэма развивает сюжет книги Бытия о грехопадении людей, о сотворении мира и об образовании Ада, который располагается в кромешной тьме или Хаосе. Большую роль играет падший ангел, он же Сатана или Змей. Он восстает против Бога, так как не хочет преклонять колени перед его Сыном; тайно уводит третью часть ангелов  и организует вооруженную борьбу против ангелов и является причиной грехопадения человека.

Он, без отпора, за руку повел
Ее на затененный бугорок,
Под сень ветвей, под кров густой листвы.
Фиалки, незабудки, гиацинты
И асфоделии служили им
Цветочным ложем, — мягкое как пух,
Прохладное земное лоно! Там
Они любви роскошно предались,
Всем наслажденьям плотским, увенчав
Провинность обоюдную, стремясь
Сознание греховности размыкать;
Затем, усталые от страстных ласк,
Заснули, усыпленные росой.

Джон Мильтон, Потерянный Рай, пер.Арк. Штейнберга
 
              В поэме Адам и Ева вели супружескую жизнь и до грехопадения, но после него половая любовь стала носить иной характер. Ева в поэме очень красива и независима от Адама. После того, как она съела запретный плод, Ева дает Адаму съесть плод во имя их любви, тот слушается, несмотря на то, что ангел Рафаил предупреждал его не есть.

              После нарушения приказа их изгоняют из Рая, и они должны потом добывать себе пропитание. Но Сын заступается за них перед Богом, после чего спускается ангел и дарует им надежду на будущее.

              В конце поэмы Адаму показывают будущее потомство и все будущее вплоть до прихода Мессии.
   
http://maxpark.com/community/6782/content/3753181


Рецензии
ух ты, это очень здорово! у меня было такое время, что я каждое утро читал Потеряный рай Мильтона. и вот, видит бог, я часто представлял как буду своему ребёнку читать. Сейчас у меня родилась дочь и я уже пытался ей читать, вышло забавно конечно, она же говорить почти не умеет и явно не поняла меня.
по поводу описания картины - да, точно. всё верно, очень здорово, продолжаю читать Вас.

Лот Возле Ворот   27.10.2015 14:26     Заявить о нарушении
Из-за Мильтона мне захотелось подробно рассмотреть эту картину. Там внизу есть ссылка,мы обсуждали эту картину. Мнения очень разные.
Но,а дочери ещё рано. Вряд ли её в ближайшее время заинтересует Потерянный рай.К этому нужно быть готовым морально.

Алина Алексеева-Маркезин   27.10.2015 14:46   Заявить о нарушении