Стёпка и цирюльник

Стёпка и цирюльник

Стёпка не стригся всё лето. За три жарких месяца волосы мальчика отросли ровно на три сантиметра и принесли герою этой сказки массу насмешек и хлопот по основному уходу.
- Жаль, что у меня нет склонности к облысению, - утверждал будущий первоклассник всякий раз, когда вынужден был браться за расчёску.- Неужто до самой старости мне придётся их мыть, расчёсывать.
- И стричь!- громко замечала мама Наташа.
- Что же делать?- думала изо дня в день женщина глядя на своего неухоженного Стёпку.
Никакие уговоры на мальчика не действовали. Парикмахеров он  боялся. Суровое  слово, грозный взгляд, понукание в отношении непокорного Стёпы вызывали поток никому ненужных слёз.
- Решено! – объявила, наконец, мама Наташа.- Я постригу тебя сама, как смогу. Небольшие навыки у меня всё-таки есть. А будешь юлить, изворачиваться, придётся исправлять твою причёску в парикмахерской.
- Не – ее – ет!- заорал на всю квартиру Стёпа.
- Первое сентября! Первое сентября – это же на всю жизнь. Ты хочешь испортить первый школьный праздник. Я сгорю от стыда за тебя. Живо садись на стул.
- Не – ее – ет!
- Да и ещё раз да!
- Нет! Мамочка, давай завтра,- стал умолять на коленях Стёпа.- Давай завтра. Ты же видишь, как я дрожу.
- Завтра?
- Я решусь, честно.
- Иди в кровать!
Стёпка послушно пошагал в спальную комнату. Ох, как же ему пришлось покрутиться и помучаться размышлениями, прежде чем он уснул.

А во сне наш непокорный Стёпка стал петлять по незнакомым местам императорского двора эпохи восемнадцатого века. Неожиданно мальчика схватила чья-то крепкая рука и намеренно втянула в тёмный коридорчик. Перед ним открылась высокая скрипучая дверь, ещё дверь, и Стёпа оказался в просторной светлой комнате. Это была мастерская цирюльника. В цирюльне пахло благовониями. На маленьком столике были выстроены в ряд баночки с эссенциями, корзинка с гримировальными средствами, с помадой, наконец, модные французские журналы. По всему периметру комнаты были разложены шляпки с мини – садами, кораблями, эпизодами охоты.
Старенький цирюльник встал пред Стёпкой на колени, обхватил его ноги дрожащими руками и уткнулся в колени своим вспотевшим лбом.
- Пощади, пощади, меня, милое дитя.
Стёпа вытаращил на старика глаза и упрямо стал отпихивать его от себя руками.
- Я не причиню боли, не причиню вреда. В моей цирюльне ты в полной безопасности. Позволь мне лишь остричь твои волосы.
- Волосы?! Зачем вам мои волосы!
- Тебе нельзя расхаживать по двору с такой шевелюрой, тебя непременно схватят стражники и посадят в тюрьму.
- В тюрьму? За что?
- За волосы! Причёска императрицы пришла в негодность. Для новой причёски требуются дорогостоящие шиньоны. Ради парочки таких шиньонов будет убита сотня заключённых.
- Что за законы?
- Я тружусь сто часов в неделю. А знаешь почему?
- Почему?
- Если я не буду столько трудиться, то стану бродячим цирюльником.
- Видел я бродячих людей, а бродячих цирюльников не встречал.
- Анфан! Милое дитя, пощади, иначе не быть мне более цирюльником Двора Его Императорского Величества.
Стёпка скривил губы и задумался…
- Стригите! – выдавил скоро мальчик. – Только так, чтобы я и не почувствовал, что вы меня стрижёте.
- Мг, - обрадовался цирюльник. Он потёр свои чудо ручки и решил заболтать Стёпку, дабы остричь максимально коротко.- Анфан, дитя моё, я буду стричь тебя у окна. Светлые волосы – дорогая редкость.
Парикмахер нашей сказки усадил Стёпку на стул и взялся за ножницы.
- Воспользовавшись твоими волосами,  я завершу новую причёску императрицы. Мне не нужна будет мучная пудра, которая приманивает грызунов. Императрица забудет про вшей.
- Вши! Просто жуть!
- Вши, блохи, мыши,- это беда, милое дитя. Они доставляют жуткий дискомфорт дамам. Императрице приходится использовать специальные палочки для чесания головы.
- Вот бы мне хоть разок взглянуть на императрицу.
- Детей не пускают на светские приёмы. Я могу представить тебя как своего ученика, когда понесу парик на примерку,- цирюльник задумался.
- Какой прок в этих париках? А уж тем более убивать людей ради волос.
- Что ты, милое дитя! Парик – признак власти, богатства. Я выполняю причёски высотой в семьдесят сантиметров. Мне требуется пять, шесть часов, дабы соорудить причёску на каркасе, и я очень, поверь мне, очень опасаюсь потерять к себе уважение и интерес к своему мастерству.
Вот и всё. Остриженный Стёпка заметно повзрослел. Цирюльник повернул мальчика вместе со стулом к огромному зеркалу. Стёпка ахнул и зажмурился.
- Ну, хорошо же, Анфан!
Мальчик промолчал и посмотрел в окно. Императорский дворец – четырёхэтажное здание в семьдесят парадных залов. Во дворце располагались более ста спален, галерея, театр, служебные и караульные помещения. Никаких  однотипных многоэтажек, детских площадок, автостоянок. Стёпка заскучал.
Пока мальчик скучал, цирюльник творил. Чудо ручки вершили невозможное, глаза  горели, а сердце замирало в предвкушении рождения нового парика.

Спустя четверть часа наши герои предстали пред самой императрицей.  Стёпка чувствовал себя весьма расковано, чего нельзя было сказать о цирюльнике. Руки мастера дрожали, да и поклоны он раздавал весьма неловко.
Императрица тут же повелела цирюльнику подвести мальчика как можно ближе к себе. Она хотела пристально рассмотреть юного ученика мастера. Стёпа медленно двинулся к ногам императрицы, та взяла в руки подсвечник с тремя горящими свечами. Мальчик поклонился, императрица нагнулась, чтобы провести свободной рукой по юной голове, как вдруг непревзойдённая причёска дамы вспыхнула, и она в ужасе рухнула на пол.
- Беда, Анфан, мои дни сочтены,- принялся кусать себя за руки цирюльник. Прибежали слуги. Пришедший в полную негодность парик императрицы был тут же сорван с её прелестной головы, потушен и выброшен прочь. Императрицу привели в чувства, усадили у открытого окна.
Стёпа припал к коленям бледной императрицы и осмелился заступиться за мастера, которому непременно грозило изгнание.
- Пощадите, дорогая императрица, цирюльник трудился над вашим париком не щадя себя, не щадя моих волос, перьев нескольких десятков лебедей, цаплей. А ведь можно научиться изготавливать парики из нитей, при помощи  лент, волокон кукурузы, травы. На ваш образ будет ровняться весь свет. Вы должны меняться.
- Цирюльник сидел на коленях и не решался поднять головы, дабы взглянуть на своего защитника.
- Не нужно мучной пудры, парфюма, помады, перьев. Стрижка, это так круто, никаких вшей, блох.
Щёки императрицы порозовели, она заметно приободрилась, и повелела оставить её с мальчиком наедине.
- Милое дитя, мне сейчас без парика так легко.
- Так здорово, же!
- Здорово. Выходит, моду могу диктовать Я, не французские журналы, не соперничество цирюльников.
- Конечно!
- Я не стану наказывать измученного соперничеством мастера. Нет его вины, в моей неосторожности. Это его рук твоя стрижка?
- Да, он так умело остриг меня, что я даже не почувствовал его рук.
- Впредь, никаких париков, пусть все мужчины будут пострижены, а дамы искусно заплетены, завиты.

- Мама, мама,- осторожно будил Стёпка первым сентябрьским утром маму.
- Доброе утро, Стёпа!
- Мама, нужно успеть в парикмахерскую! Я хочу быть самым красивым, хочу, чтобы ты мною гордилась, мамочка.


Рецензии