Шаховский федор петрович

(1796 – 1829)

Князь. Сын псковского губернатора князя П.И.Шаховского. Мать - княжна А.Ф.Щербатова.

Начальное образование Федор получил дома, дальнейшее продолжил в московском пансионате Жакино. Будучи студентом, интересовался политическими науками и брал дополнительные уроки у профессора Х.А.Шлецера.

По домашней традиции Федор Петрович пошел в армию и в 1813 году вступил в резервную команду лейб – гвардии Семеновского полка, получив в следующем году чин подпоручика. В 1818 году был назначен адъютантом к генерал–лейтенанту И.Ф.Паскевичу. Шаховский Ф. участник заграничных походов русской армии 1813 – 1814 годов. Награжден орденом Анны IV класса и Кульмским крестом. Женат, имел детей.

Федор Петрович входил в состав учредителей "Союза спасения" и руководил одной из московских управ "Союза благоденствия". Участник несостоявшегося в 1817 году московского заговора против Александра ;.

Из переписки в 1909 году между А.С.Пругавиным и внуком декабриста князем Д.И.Шаховским выяснились некоторые детали жизни деда. "Федор Петрович Шаховской, - писал Дмитрий Иванович, - мой родной дед (отец моего отца), декабрист один из основателей союза Благоденствия, по-видимому, отставший затем от политики, так как с 1821 года он жил у себя в деревне (в Арзамаском уезде Нижегородской губернии), и арестован только в начале марта 1826 года".

После ареста содержался под арестом в Главном штабе, но в связи с болезнью был помещен в Военно – сухопутный госпиталь, где провел почти два месяца, а затем заключен в Петропавловскую крепость.

Шаховской оказался в числе немногих подследственных, отказавшийся признать себя виновным по всем пунктам обвинения. Это не помешало верховному суду лишить его дворянства, чина и пожизненно (затем срок урезали до 20 лет), поселить в одном из отдаленных северных мест империи - Туруханске на Енисее, откуда, практически, никто из ссыльных не возвращался живым.

Отправлен на место в конце июля 1827 года с приметами: рост 2 аршина 8 ; вершков, "волосы на голове и бровях светлорусые, глаза темноголубые, лицом бел и худощав, нос прямой, подбородок выдается вперед, на верхней губе с левой стороны небольшая бородавка". Прибыл в Туруханск в сентябре.

Суровые условия жизни не сломили ссыльного. Он учил грамоте местных детей, занимался по мере своих знаний медициной и помогал селянам материально, писал записки о крае ссыльных. Всевидящее государево око донесло в Петербург об "антиправительственной деятельности" декабриста, и последовал указ о переводе его в другое место.

А.Х.Бенкендорф дал распоряжение своему секретарю: " Написать губернатору по высочайшему повелению, что следует изменить место поселения Шеховского; пусть он назначит город, который сочтет подходящим, хороший город, чтобы он не пострадал от переселения". Столь мягкая формулировка, видимо, была вызвана просьбами родителей о снисхождении сыну. Таким городом оказался Енисейск, расположенный чуть южнее прежнего места.

Психическая болезнь Шаховского требовала неотложного и длительного лечения. "Проезжая через Енисейск, я нашел бедного Шеховского в жалком положении: худой, тусклые и блуждающие глаза, сотрясается непрестанно конвульсивными движениями, которые слишком доказывают состояние его бедного мозга. За почти полчаса, проведенные мною у него, я не смог извлечь из него ни одного осмысленного слова. Он говорил мне о своих беседах с богом, о непрекращающихся искушениях дьяволом, об его конституции, по которой уже управляют Сибирью и т.п., и все это выполняется с такой скоростью и так перемешано, что можно подумать, будто слышишь речь сразу несколько человек. Причина его помешательства неизвестна, но когда он прошлой зимой получил портреты своих детей, это так возбудило его, что вскоре он впал в состояние, в котором я его нашел. Уже много месяцев он не пишет более своей жене и не получает никаких известий", - сообщал в письме к А.Г.Муравьевой декабрист С.И.Кривцов.

Жена, родственники многократно обращались к монарху за разрешением вывести больного из Сибири в отдаленное имение, но монарх согласился лишь на водворение государственного преступника в Суздальский Спаса – Ефимиевский монастырь. Жене, княгине Шаховской, монарх разрешил жить рядом с монастырем и "оказывать уход".

17 февраля 1829 года Петра Федоровича в сопровождении фельдъегеря повезли из Енисейска в предписанный монастырь. 6 марта доставили, при этом "… оказалось не нем ознобленными три пальца левой ноги, нос, ухо и два мизинных на руках с лишением на одном из них ногтя". Лекарь, осмотрев прибывшего, ничего плохого в его состоянии не отметил.

Шаховской Петр Федорович скончался 24 мая 1829 года. Среди могил "еретиков" на монастырском кладбище того времени выделялся памятник из черного мрамора с надписью: "Здесь покоится прах раба Божия Федора Петровича Шаховского, от горестей и сует мира ко Всемогущему Богу в вечное блаженство переселившагося 1829 года мая 24 дня на 34 году от рождения своего".

На другой стороне памятника было высечено: "Господи, перед Тобою все желания мое, и воздыхание мое от Тебя не утаится. Помяни мя, Владыка всесвятой, егда приидеши во царствии Твоем".

Памятник был поставлен женой, княгиней Натальей Дмитриевной Шаховской, урожденной Щербатовой, и друзьями.

Старший сын - Дмитрий Шаховской дослужился до чина капитан – лейтенанта и был серпуховским предводителем дворянства, младший - Иван, который родился пока отец сидел в Петропавловке, стал генерал – лейтенантом, командовал гвардейским корпусом. Две дочери декабриста удачно вышли замуж.

Княжна Наталья Дмитриевна умерла в возрасте восьмидесяти девяти лет, пережив мужа на пятьдесят пять. Она похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.

 


Рецензии