2. Это все мы проходили

Не успели покончить с букварём – а уж на наши бедные головы:
               
I. РУССКИЙ ЯЗЫК
               
II. ЛИТЕРАТУРА
               
III. МАТЕМАТИКА
               
IV. ИСТОРИЯ
               
V. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
 
VI. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (РИСОВАНИЕ)

VII. ПЕНИЕ (МУЗЫКА)

VIII. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

IX. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
               
При этом – никакого тебе выбора. Так что несложно будет вспомнить, представить и выбрать.
               
1. Для начала уточним насчёт выбора. По крайней мере в городах раньше была кое-какая «демократия». О каком это мы предмете?
               
2. И в городе, и в селе можно было услышать: «Смотрите – овцы! А вон, повыше - ещё!» - «Сами вы овцы, - скажет тот, кто повнимательней. – Не видите?» На каком уроке можно всё это увидеть?
               
3. Из чего строили сени? Каков идеал первых пионеров? Что такое канонада и кто такой рекрут? Чем закончилась наша первая тихоокеанская война? Где не надо прятаться от грозы? Как получать пятёрки, чуть-чуть зная и ничего не умея? Всё можно было узнать на этом уроке.
               
4. «Разве у нас ботаника?» - мог бы спросить иной ученик, получив задание. В самом деле: ботанику  в начальных классах не изучают –не то что этот предмет, требующий искать нечто похожее.
               

5. Анатомию изучают вообще  «под занавес». Но почему-то изучение этого предмета начинают рассказом о губах – точнее, о том, как губами шлёпают.
 
6. Если кто из бывших учеников чем-то похож на геолога… Пусть даже на металлурга! Разве учитель, преподающий  этот  предмет, не похвалится перед нынешними учениками? Пусть берут пример.
               
7. А этот предмет, как ни один другой, затрагивает проблемы транспорта и транспортировки.
               
8. «Никто из вас не сидел в тюрьме?» - спросил преподаватель этого предмета. Мальчишки в ответ засмеялись. Между тем вопрос был не праздный, а предпраздничный. Кто-то готовился показать на сцене последний день подпольщиков-молодогвардейцев – хотелось правдоподобия.
               
9. «Опять про фашистов!» – возмущались, помнится, четвероклассники. Насчёт «фашистов», конечно, загнули. Но можно понять: россияне, обогатившие этот предмет, почему-то были забыты.
               
10. «У него – всё больше война, - говорил на уроке учитель. – А вот у этого всякие ведьмы, чёрты». Не спрашиваем – у кого: скажите, на каком уроке.
               
11. Было время – ездили заготавливать ветки на корм скоту. А преподаватель этого предмета рассказывал – в соответствии с программой – об их использовании в другой сфере, и с места звучали вопросы, вгонявшие девочек в краску.
               
12. Представляете: учитель спрашивает, кто дежурный, все ли в классе. И как будто никого не знает…. Вроде и придраться не к чему, но от его вопросов душа в пятках. Что за урок?
               
13. « У меня все старые», - отвечал не слишком старательный ученик, когда его стали стращать грядущими невзгодами. «Сам-то ты какой?!» - в сердцах сказал учитель под смех девчонок. На каком это уроке?




 
 
                ОТВЕТЫ
               
1. Об иностранном языке (можно было выбрать немецкий, английский или французский).
               
2. На истории (на исторической карте – половцы и литовцы).
               
3. На пении (где умение петь не обязательно; из песен черпали информацию о многом – например, о крейсере «Варяг»).
               
4. Русский язык (приходится искать корень).
                               
5. Литературы (начинается с устного народного творчества, а уста, как известно, губы).
               
6. Физическую культуру (речь о спортсменах, добывающих «золото, серебро и бронзу»).
               
7. Математика (сколько задач на эти темы!)
               
8. Трудового обучения (речь об изготовлении декораций).

9. Пение (изучали биографии композиторов Моцарта и Бетховена).               

10. Рисование (речь о картинах разных художников).
 
11. Истории (в рассказах о «старорежимных» школах всегда упоминаются телесные наказания).

12. Иностранный язык (легко ли на нём ответить на самые простые вопросы?)

13. На физической культуре (в армии – важнейший предмет). http://www.proza.ru/2015/10/22/1146 
 


Рецензии
Я восприняла эту главу как занимательное чтение. Если пытаться поработать с заданием всерьёз, то потребуется немало времени. С наскока вряд ли получится. Я удивилась тому, что на первый взгляд описание школьных предметов не соответствует названиям самих дисциплин. Однако по размышлении связь между ними всё же уловила.

Алла Валько   20.05.2025 23:11     Заявить о нарушении
Всё взято из жизни. На теме использования веток и их заменителей любила заострять внимание историчка Хая Абрамовна Шлифштейн. Не она одна. Но у неё самым интересным было сравнение чего-нибудь исторического с современным, к нам относящимся. Помню, я в девятом классе ждал: сравнит она нас с рантье из учебника или нет? Сравнила, а то бы "только зря сюда бЯжал". Несколько раз повторила вроде: "Вы и есть самые настоящие рантье".
А почти классических "овец" мы обнаружили на исторической карте ещё в третьем классе. Разглядев, смогли прочесть, не напутали с ударением. Тогда по радио было несколько передач на тему "Князя Игоря". И в июльском номере "Мурзилки" писали о половцах: оттуда впервые о них узнал.
Да всё так или иначе из жизни. Конечно, одно дело факты и другое - как они преподносятся. Старался, чтобы решаемо, но не слишком просто.
Большое спасибо!

Михаил Струнников   21.05.2025 07:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.