2. Это все мы проходили

Не успели покончить с букварём – а уж на наши бедные головы:
               
I. РУССКИЙ ЯЗЫК
               
II. ЛИТЕРАТУРА
               
III. МАТЕМАТИКА
               
IV. ИСТОРИЯ
               
V. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
 
VI. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (РИСОВАНИЕ)

VII. ПЕНИЕ (МУЗЫКА)

VIII. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

IX. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
               
При этом – никакого тебе выбора. Так что несложно будет вспомнить, представить и выбрать.
               
1. Для начала уточним насчёт выбора. По крайней мере в городах раньше была кое-какая «демократия». О каком это мы предмете?
               
2. И в городе, и в селе можно было услышать: «Смотрите – овцы! А вон, повыше - ещё!» - «Сами вы овцы, - скажет тот, кто повнимательней. – Не видите?» На каком уроке можно всё это увидеть?
               
3. Из чего строили сени? Каков идеал первых пионеров? Что такое канонада и кто такой рекрут? Чем закончилась наша первая тихоокеанская война? Где не надо прятаться от грозы? Как получать пятёрки, чуть-чуть зная и ничего не умея? Всё можно было узнать на этом уроке.
               
4. «Разве у нас ботаника?» - мог бы спросить иной ученик, получив задание. В самом деле: ботанику  в начальных классах не изучают –не то что этот предмет, требующий искать нечто похожее.
               

5. Анатомию изучают вообще  «под занавес». Но почему-то изучение этого предмета начинают рассказом о губах – точнее, о том, как губами шлёпают.
 
6. Если кто из бывших учеников чем-то похож на геолога… Пусть даже на металлурга! Разве учитель, преподающий  этот  предмет, не похвалится перед нынешними учениками? Пусть берут пример.
               
7. А этот предмет, как ни один другой, затрагивает проблемы транспорта и транспортировки.
               
8. «Никто из вас не сидел в тюрьме?» - спросил преподаватель этого предмета. Мальчишки в ответ засмеялись. Между тем вопрос был не праздный, а предпраздничный. Кто-то готовился показать на сцене последний день подпольщиков-молодогвардейцев – хотелось правдоподобия.
               
9. «Опять про фашистов!» – возмущались, помнится, четвероклассники. Насчёт «фашистов», конечно, загнули. Но можно понять: россияне, обогатившие этот предмет, почему-то были забыты.
               
10. «У него – всё больше война, - говорил на уроке учитель. – А вот у этого всякие ведьмы, чёрты». Не спрашиваем – у кого: скажите, на каком уроке.
               
11. Было время – ездили заготавливать ветки на корм скоту. А преподаватель этого предмета рассказывал – в соответствии с программой – об их использовании в другой сфере, и с места звучали вопросы, вгонявшие девочек в краску.
               
12. Представляете: учитель спрашивает, кто дежурный, все ли в классе. И как будто никого не знает…. Вроде и придраться не к чему, но от его вопросов душа в пятках. Что за урок?
               
13. « У меня все старые», - отвечал не слишком старательный ученик, когда его стали стращать грядущими невзгодами. «Сам-то ты какой?!» - в сердцах сказал учитель под смех девчонок. На каком это уроке?




 
 
                ОТВЕТЫ
               
1. Об иностранном языке (можно было выбрать немецкий, английский или французский).
               
2. На истории (на исторической карте – половцы и литовцы).
               
3. На пении (где умение петь не обязательно; из песен черпали информацию о многом – например, о крейсере «Варяг»).
               
4. Русский язык (приходится искать корень).
                               
5. Литературы (начинается с устного народного творчества, а уста, как известно, губы).
               
6. Физическую культуру (речь о спортсменах, добывающих «золото, серебро и бронзу»).
               
7. Математика (сколько задач на эти темы!)
               
8. Трудового обучения (речь об изготовлении декораций).

9. Пение (изучали биографии композиторов Моцарта и Бетховена).               

10. Рисование (речь о картинах разных художников).
 
11. Истории (в рассказах о «старорежимных» школах всегда упоминаются телесные наказания).

12. Иностранный язык (легко ли на нём ответить на самые простые вопросы?)

13. На физической культуре (в армии – важнейший предмет). http://www.proza.ru/2015/10/22/1146 
 


Рецензии
Можно корень искать, а можно извлекать. И тогда это плавненько из ботаники и русского, перетекает в математику. Очень понравился вопрос про сени и про тихоокеанскте походы. А также - про транспортировки и устное творчество. Спасибо, Михаил! Задумалась - как можно изобразить в ребусе (я иногда составляю) устное творчество, а про уста и не ообразила.
Спасибо, Михаил!

Камышовка   05.01.2023 16:11     Заявить о нарушении
Корень извлекают в том же классе, в каком изучают анатомию: так, во всяком случае, было раньше. А у меня - более близкое к началу: четвёртый-пятый классы и допрежь того. Правда, изготовление декораций - более старший возраст, но труд какой-никакой - с самого начала. Кстати, насчёт тюрьмы некоторые тогда шутили: работает-де там телевизор, притом цветной. Как между глаз засветят, так и включается. В 1974 году был этот разговор.
Спасибо, Елена Викторовна!

Михаил Струнников   05.01.2023 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.