Подросток и школа

                ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
   Школа имеет большое значение в жизни растущего человечка – приучает его к систематической умственной работе, к общению со сверстниками, воспитывает и развивает личность. В современной российской школе, к сожалению, выполняются не всегда или недостаточно функции воспитания – развитие гармоничной, самодостаточной, адекватно уверенной в себе и своих успехах личности. Происходит это чаще всего, потому что главной целью школа ставит передачу академических знаний, не всегда учитывая особенности возрастных периодов ребенка, способности к творчеству и самостоятельности.
   Подросток находится между двумя мирами – он уже не ребенок, но и не взрослый. Этот возраст характеризуется неустойчивой самооценкой, повышенной ранимостью и критичностью, стремлением к самостоятельности. Не встречая понимания в случае, когда педагог не учитывает особенности подросткового возраста, подросток либо замкнется в себе, либо будет открыто идти на конфликт. На одни и те же вещи и явления подросток и учитель, в меру разного возраста, смотрят по-разному. И если педагог не стремится посмотреть на ситуацию глазами подростка, то между ними возможно выстраивание так называемого смыслового барьера, т.е. каждый вкладывает в происходящее свой смысл и диалог, в итоге, проходит на «разных» языках.
   В действительности каждый учитель мечтает об идеальном ученике, а каждый ученик – об идеальном учителе. Все мы, повзрослев, имеем разные воспоминания о школьных учителях. Есть учителя, которых мы не помним – ни имени, ни внешности, есть учителя, которых мы вспоминаем с благодарностью (поддерживали, были интересными, справедливыми, с ними связаны какие-то истории из нашей жизни и т.п.). А были и такие учителя, о которых остались не самые лучшие воспоминания. В глазах ребенка, а тем более – подростка, идеальный учитель – это человек справедливый, готовый выслушать и понять, честный и искренний, способный сделать обучение интересным и увлекательным.
   Для того, чтобы суметь наладить отношения с подростком, учитель должен обладать такими качествами как эмоциональная устойчивость, эмоциональная зрелость и коммуникативная компетентность (умение общаться).

   Эмоциональная устойчивость позволяет учителю адекватно и спокойно оценивать факты и быть готовым к любым вопросам и ответам со стороны подростка. Эмоциональная устойчивость позволяет учителю сохранять эмоциональное равновесие среди учеников.

   Эмоциональная зрелость выражается в способности уважать мнение других, даже если эти другие – ученики, а также умение проявлять доброту, сочувствие и взаимопонимание. Это способствует более искренним и неформальным отношениям между учителем и учеником. В жизни немало примеров, когда ученик, уже взрослый, продолжает поддерживать отношения со школьными учителями и это общение приносит радость и удовольствие обеим сторонам.

   Компетентность в общении позволяет уважать и принимать подростка такого, каков он есть, учитывая все особенности его возраста. Компетентный в общении учитель никогда не позволит себе постоянную критику, унижения и осмеивание недостатков подростка. Такой учитель будет строить общение на уровне «взрослый-взрослеющий» с уважением и поддержкой. Таким образом, хочется отметить, что учителя играют огромную роль в созревании самооценки и личностных характеристик каждого ученика, с которым сталкиваются.
Но все же, важным моментом является то, что процесс обучения – это движение «навстречу» и настроенность учителя на общение и обучение тоже зависит от противоположной стороны.
   Чаще всего в представлении учителя, согласно нашему российскому менталитету, идеальный ученик – это тот ученик, который вовремя учит уроки, быстро соображает, проявляет инициативу и самостоятельность, и никогда не создает проблем своим поведением (соблюдает дисциплину, не спорит и т.п.), а также чуткий, честный и скромный. Образ ученика глазами педагога – это быстро взрослеющий, не создающий дополнительных хлопот человек. В общем-то, все то, что противоречит самому факту подросткового возраста.
   Еще с советских времен в школах сформировались и укоренились стереотипы воспитания, которые очень мешают ученику раскрыть все свои способности и таланты и выразить себя как личность. Примером одного такого стереотипа может служить тот факт, что во время учебы отличникам чаще многое прощается, двоечников же всегда оценивают отрицательно. Так происходит тогда, когда учитель особо не всматривается в личность ученика, и чем больше у такого педагога стаж работы, тем больше он склонен разделять своих учеников на «категории» и «типы». Суть такого феномена хорошо показана на примере исследований (Митина Л.М., 1991, Реан А.А., 2003), который характеризует разделение учеников учителями на типы и показывает к каким результатам могут привезти те или иные отношения с учеником:

   Первый тип. Ученики-отличники, сотрудничающие с учителем. Обычно, это школьники, являющиеся гордостью учителя. В общении с учениками-отличниками педагоги стремятся проявлять как можно больше положительных эмоций и чувств: их хвалят, побуждают остальных брать с них пример, к ним проявляют доверие, поручают почетные обязанности, предсказывают великолепные перспективы в учебе и в жизни и т.д. Случающиеся же неудачи воспринимаются как проявления временного недомогания или досадного недоразумения.
Подчеркнуто положительное отношение к ученикам данного типа формирует у подростков такие черты как завышенная самооценка, заносчивость и надменность. Кроме того, к таким ученикам со стороны одноклассников, из-за постоянно испытываемого чувства несправедливости, формируется негативное отношение, чувство зависти. Одноклассники нередко радуются явным промахам «любимчиков», у них исчезает умение радоваться за успехи более сильного. Таким образом, отношение, казалось бы, к одному ученику, влияет на свойства личности сразу нескольких. «Любимчики» нередко становятся изгоями, что непременно отражается на восприятии окружающих, как злых и неотзывчивых людей. Окружающие воспринимаются в последующем как «завистливые бездарности».

   Второй тип. Ученики, которых учитель считает способными или просто талантливыми, но в определенном смысле трудными (ненадежными, недисциплинированными, работающими не систематически, ленивыми и т.д.). С учениками такого типа общение педагога происходит по двум направлениям:
   1. Учитель стремится не замечать недостатки в поведении ученика, компенсируя их своим восхищением способностями и перспективами возможных достижений школьника («если такой ребенок захочет, он все сможет»). В этом случае ему прощаются школьные недоделки и трудности характера.
   2. Второй вариант взаимодействия с таким учеником происходит по сценарию, когда плохое поведение и безответственное отношение к учебе задевают педагога и он, стараясь не замечать способностей школьника, использует любую возможность, чтобы показать, как «преступно и халатно» ребенок ими распоряжается. Более того, иногда конфликт заходит так глубоко, что учитель старается поставить подростка в такую ситуацию, в которой всячески демонстрирует отсутствие у него способностей.
Итак, систематическое «прощение» ученикам второго типа безалаберности и недисциплинированности, когда учителя «закрывают глаза» на невыученные уроки и плохо сделанную работу, способствует еще большему развитию этих качеств. У подростков этой группы формируется неприязненное, пренебрежительное отношение к систематическому обучению, а в последующем – к труду. В случае, когда подросток второй группы причисляется учителем к «проблемным ученикам» из-за недисциплинированности, неизбежны конфликты и выстраивание «пропасти» между сторонами, исчезает понимание друг друга.

   Третий тип. Хорошие (послушные) ученики, благодарные учителю за каждое проявление симпатии и помощи, но считающиеся малоспособными и имеющие слабую успеваемость. Учителя не ждут от них больших успехов, но, тем не менее, проявляют к ним определенную симпатию и стремятся компенсировать их учебные неуспехи доброжелательным отношением к ним. Взаимоотношения с дисциплинированным, но считающимися малоспособным школьником, строятся по принципу сочувствия, содействия, в обмен на послушание и покладистость. Такой стиль взаимодействия с учителем вызывает у подростка привыкание к слабым результатам, а уверенность педагога в невозможности ребенка достичь большего приводит к осознанию учеником своей бесперспективности и формированию оценки себя как неспособного человека.
В ситуации, когда к подростку третьего типа учитель относится благосклонно и это проявляется в том, что ему прощаются невыполнение (или неправильное выполнение) любых заданий взамен на хорошее поведение, то это неизбежно ведет к тому, что подросток привыкает к низким результатам и укореняется в мыслях, что он – бездарная или неспособная на многое личность. Также такое отношение формирует такие черты личности как приспособленчество, неискренность и склонность угождать ради хорошего отношения.

   Четвертый тип. Явно проблемные ученики, с которыми у учителей постоянно возникают противоречия и конфликты. Складывается впечатление, что если бы их не было в классе, то все было бы хорошо. Проблемные ученики вызывают у учителя в подавляющем количестве случаев отрицательные эмоции и чувства: их наказывают, угрожают, недооценивают, оскорбляют и унижают, предсказывают жалкое будущее, приводят в качестве дурного примера, им не доверяют, игнорируют и лишают любых поощрений. Успех такого ученика в учебе или поведении расценивается учителем как ухищрение, уловка и воспринимается им с повышенной подозрительностью и недоверием.
   С данном случае так называемые «проблемные» ученики оказываются в самом худшем положении. При нарастающем негативном отношении к таким подросткам, учителя относятся к ним с подозрительностью и недоверием. Подросток утверждается в мысли, что как бы он ни старался, результат все равно будет отрицательным. В этом случае подросток прекращает все попытки добиться успеха, а продолжающиеся конфликты еще больше усугубляют его неверие в собственные силы. В данном случае, если уж подросток оценивается негативно, то во всем: «плохие» черты характера – ленивый, недисциплинированный, злой, конфликтный; недостатки в умственном развитии – недостаточно способный, медлительный, с трудностями в мышлении, с плохой памятью и т.п.  С каждым днем поведение таких подростков становится все хуже, а негативное отношение со стороны учителя – все больше, что не оставляет шанса на положительные перемены.

   Пятый тип. Это ученики, которые могут быть обозначены как неопределенная, слабо дифференцируемая группа. В эту группу входят ученики, которые практически не привлекают к себе внимания учителя. Таких школьников учителя обычно плохо запоминают, часто путают, из какого они класса, «А» или «Б», и как их зовут. С учениками, относящимися к пятому типу, у педагогов практически отсутствует какое-либо взаимодействие. Они просто их не замечают. Проблемы, достижения и трудности в обучении, поведении, взаимоотношениях с одноклассниками остаются за пределами внимания учителя. Такие школьники отсутствуют в его профессиональном сознании.
Отношение к ученикам пятого типа, при котором подросток не замечается как личность в принципе, формируют у таких учеников чувство никчемности и малоценности. Из таких подростков вырастают неуверенные и нерешительные личности.

   Шестой тип. С недавних времен в системе образования появилась еще одна группа школьников, которая выделяется учителями. Так называемые «кошельки» или спонсоры. Конечно же дети здесь играют второстепенную роль, ведь спонсорами являются их богатенькие родители, которые заплатят любые деньги для того чтобы создать ребенку все условия для, по их мнению, «комфортного» и легкого обучения в школе. Обычно инициатива удержания таких детей в школе идет от директора. Ввиду плохого государственного финансирования в области образования он просто вынужден держать таких детей, а учителям лишь приходится подчиняться воле директора и относиться к ребенку так как велели ему родители. И все это ради успешной работы школы и хорошего заработка директора и потом уже учителя. Естественно уже ни о каком преподавании и воспитании подростка вообще речи не идет.
   В таких отношениях между учителем и учеником обычно вопросов не возникает, т.к. учитель на все закрывает глаза. А вот в отношениях с одноклассниками у такого подростка могут возникнуть серьезные проблемы. Можно заметить, что данный тип схож с первым, когда ученик становиться неким лидером в классе, ввиду особых привилегий к нему. Ситуация похожа на случай с первым типом учеников. Здесь в роли «подкупа» выступает уже не отличная успеваемость и хорошие показатели ученика, которые дают свой отпечаток хорошего впечатления об учителе, а деньги, с получением которых можно вообще на все закрыть глаза. Результаты же получаются те же что и в первом случае – это самовлюбленность ученика, заносчивость, появление у него чувства превосходства и власти над своими одноклассниками. У одноклассников же из-за устоявшейся атмосферы несправедливости возникает чувство ненависти и зависти к таким ученикам. У детей также создается ложное представление о взаимоотношениях людей во взрослой жизни и формируется негативное отношение к окружающему миру в целом.
 
   Для преодоления «типизации» подростков и стереотипного отношения к ним педагогам необходимо учитывать все особенности подросткового периода, уметь уважать индивидуальность каждого ребенка, быть беспристрастным и верным своему делу. В этих случаях отношения становятся более открытыми, искренними и доверительными. Характер обучения уже не носит такой строгий и официальный подтекст, а обретает статус неформального общения. От этого и восприятие учебного материала становится легким, интересным и увлекательным.


Рецензии