Мудрость Соломона

Большинство людей слышали про мудрость царя Соломона. Соломон – великий еврейский царь, объединивший Израиль и Иудею в Изральское Царство, которое при нем было на пике своего богатства и могущества. При восшествии на трон просил у Бога не богатство со славой, а «премудрость и знание», за что, видимо, Бог наградил его всем вместе! Считается автором более 3000 притч. Имел около семиста жен и трехсот наложниц.  Это редкий исторический персонаж, которого высоко чтут не только в христианской традиции, но и в мусульманской, и в иудейской. Не все читали Кнгиу притч Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней Соломона , поэтому для тех, кто хотел бы познакомиться приведу некоторые тематические отрывки из его монологов.



О богатстве:

От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

В доме праведника – обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого – расстройство.

Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.

За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца.

 Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу.

О труде:

Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.

Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.

 Ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего

 Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.

 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.


 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.

 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь : «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».

 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом


О государстве :

Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.


О семье

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

что блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников


Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.

Родил кто глупого, – себе на горе, и отец глупого не порадуется
Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она
Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей.
Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный.
Слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина.
Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа.

Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив.]

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою

Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.


ДРУГОЕ

Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.

Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.

Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен.

Не прельщайся лакомыми яствами его; это – обманчивая пища.
  Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою

 Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно.

Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.

Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа
Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].

Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.

Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.

 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.

Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;

 Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.

Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.

Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан.

Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа.

 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом.

Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.

Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,  потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.

 Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,  потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?


______________


 Вот такие мудрости библейские, хоть и говорят,  что христиане настроены изначально на бедность и деньги не признают. Хоть  говорят, что христианское "разрешение на вино" - зло. Тут ведь видно, как  к распитию вина относятся?

Одна из самых известных историй с ним – про младенца с неизвестной матерью. История о мудром судье и матери, готовой лишиться ребенка, сохранив ему жизнь, распространена в мировом фольклоре. Исследователи установили 22 параллели библейской истории о суде Соломона.
После этого Соломон вернулся в Иерусалим и там, стоя пред ковчегом, принес всесожжение Богу, а затем дал пир придворным и слугам.
Тогда пришли к царю на суд две блудницы и стали перед ним.
Одна из женщин сказала:
— О господин мой! Я и эта женщина занимаем одни покои, и я родила при ней младенца мужского пола. На третий день после того родила и она. Были мы с нею вместе. Ночью она придавила своего сына во сне и, проснувшись, взяла моего сына, а своего, мертвого, положила у моей груди. И встала я утром, чтобы покормить сына моего, и вижу, что он мертвый. А когда я всмотрелась в него, то вижу, что это не мой сын.
— Неправда! Неправда! — заголосила другая женщина. — Твой сын мертвый, а мой живой.
И начали они, набрасываясь друг на друга, кричать и призывать в свидетели Бога, так что Соломону стало невмоготу.
Он встал с трона и, обращаясь к стражу, сказал:
— Пусть принесут мой меч.
Блеск меча отрезвил женщин, и они сразу замолкли.
— Разруби этого младенца пополам, — приказал Соломон. — И отдай одну половину одной женщине, другую — другой.
Тогда одна из женщин, упав на колени, обратилась к царю:
— Не надо рубить. Отдай ей ребенка живого. Другая же исступленно вопила:
— Руби! Руби! Пусть будет ни тебе, ни мне. И приказал Соломон:
— Отдайте ребенка той, которая не хочет смерти ребенка. Она его мать.
И понял Соломон, что сон в Гибеоне был вещим, что даровал ему Господь чуткое сердце. И поняли это все в Израиле, отныне питая перед мудростью царя благоговейный ужас.


 Автор : Виктор Козлов


Рецензии