Мудрость Соломона
О богатстве:
От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
В доме праведника – обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого – расстройство.
Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.
Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца.
Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу.
О труде:
Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
Ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего
Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.
Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.
У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь : «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом
О государстве :
Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.
О семье
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.
что блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников
Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.
Родил кто глупого, – себе на горе, и отец глупого не порадуется
Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она
Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей.
Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный.
Слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина.
Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа.
Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив.]
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою
Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение
Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
ДРУГОЕ
Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.
Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен.
Не прельщайся лакомыми яствами его; это – обманчивая пища.
Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою
Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно.
Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа
Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.
Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.
Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан.
Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа.
Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом.
Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.
Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.
Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?
______________
Вот такие мудрости библейские, хоть и говорят, что христиане настроены изначально на бедность и деньги не признают. Хоть говорят, что христианское "разрешение на вино" - зло. Тут ведь видно, как к распитию вина относятся?
Одна из самых известных историй с ним – про младенца с неизвестной матерью. История о мудром судье и матери, готовой лишиться ребенка, сохранив ему жизнь, распространена в мировом фольклоре. Исследователи установили 22 параллели библейской истории о суде Соломона.
После этого Соломон вернулся в Иерусалим и там, стоя пред ковчегом, принес всесожжение Богу, а затем дал пир придворным и слугам.
Тогда пришли к царю на суд две блудницы и стали перед ним.
Одна из женщин сказала:
— О господин мой! Я и эта женщина занимаем одни покои, и я родила при ней младенца мужского пола. На третий день после того родила и она. Были мы с нею вместе. Ночью она придавила своего сына во сне и, проснувшись, взяла моего сына, а своего, мертвого, положила у моей груди. И встала я утром, чтобы покормить сына моего, и вижу, что он мертвый. А когда я всмотрелась в него, то вижу, что это не мой сын.
— Неправда! Неправда! — заголосила другая женщина. — Твой сын мертвый, а мой живой.
И начали они, набрасываясь друг на друга, кричать и призывать в свидетели Бога, так что Соломону стало невмоготу.
Он встал с трона и, обращаясь к стражу, сказал:
— Пусть принесут мой меч.
Блеск меча отрезвил женщин, и они сразу замолкли.
— Разруби этого младенца пополам, — приказал Соломон. — И отдай одну половину одной женщине, другую — другой.
Тогда одна из женщин, упав на колени, обратилась к царю:
— Не надо рубить. Отдай ей ребенка живого. Другая же исступленно вопила:
— Руби! Руби! Пусть будет ни тебе, ни мне. И приказал Соломон:
— Отдайте ребенка той, которая не хочет смерти ребенка. Она его мать.
И понял Соломон, что сон в Гибеоне был вещим, что даровал ему Господь чуткое сердце. И поняли это все в Израиле, отныне питая перед мудростью царя благоговейный ужас.
Автор : Виктор Козлов
Свидетельство о публикации №215102201225