Крутые продуктовые берега российского бизнеса

или кто такие ритейлеры и как они нас обворовывают.


                Разговоры  об увеличении цен на продукты, уже не являются такой уж редкостью, как в былые времена.  Сложно сказать, чем руководствуются  российские законотворцы, при принятии продовольственных законов, но больше всего они наводят на тревожную мысль о лоббирование интересов переработчиков  и сетевых маклеров ( ритейлеров), причем  это оказалось важнее заявлений главы государства о необходимости активизировать усилия по развитию АПК.
                Тем более времена для активизации развития национального АПК, действительно наступили. Во время введения санкций против России, были сделаны адекватные шаги в отношении импорта продуктов из стран зарубежья и сделан приоритет на развитие российского продовольственного бизнеса. Вроде все сделано правильно, ан нет цены как росли так и растут и никто их сдерживать не собирается . Так в чем – же дело?
                А дело оказывается не такое уж и сложное, если к нему подойти творчески и с понятием  ограничения вседозволенности. Ведь продуктовая проблема, является одной из тем национальной безопасности, но многие  «предприниматели», которые еще вчера ползали по люльке и им бесплатно оказывали народные услуги, сегодня вдруг возомнили себя « бизнесменами на халяву». Государство дало им возможность  развернуть продуктовые сети, чтобы цивилизованно решить продовольственный вопрос, а они решили , что лучше будет «много и сразу», так называемая фирма «МИС».
                Именно таким можно признать и  назвать "чистосердечное признание" генерального директора сети магазинов "Магнит" Сергея Галицкого. "На самом деле нами движет нажива. Социальная ответственность приводит к тому, что появляется на улице куча бездельников, которые приходят к нам и говорят: "Помогите нам". Не может быть у бизнеса социальной ответственности. Бизнес должен зарабатывать деньги и платить налоги", — сказал он корреспонденту "Вестей".
                Вот оно как, народ стало быть является кучей бездельников, который предоставил им такую возможность торговать.
                Сейчас, оказывается, время для ритейлеров наступило очень удачное. Только торговая сеть  "Дикси" отрывает в среднем по 4 магазина в сутки, а порой и больше. То есть, признается г-жа Куманина, сейчас хорошее время для роста, "кризис- наше время". Поэтому, когда на вопрос журналиста: «Почему же желтый перец в "Дикси" стоит целых 222 рубля за килограмм?»,  директор убедительно отвечает — здесь большая доля импортной составляющей, журналист смог парировать: на оптовой базе этот же перец продается по цене всего 100 рублей за килограмм, а с доставкой до дверей супермаркета — 102 рубля за килограмм. Или вот помидоры-черри: при цене на оптовой базе с доставкой 120 рублей в "Дикси" они же продаются уже по 280 рублей за килограмм. Такая осведомленность в оптовых ценах журналиста была не очень удобна госпоже Куманиной, правда, ей удалось отшутиться. Но наши-то кошельки таких шуток не понимают.
                Как выяснилось, за съемками в магазине внимательно наблюдали сотрудники PR-агентства, обслуживающего Ассоциацию компаний розничной торговли. И зачем они предложили журналисту продолжить беседу на улице — догадаться не сложно. Ожидания Бориса Соболева не обманули: вне стен магазина журналисту была предложена "выгодная сделка". За то, чтобы в сюжете не звучали такие невыгодные для ритейлеров сравнения с оптовыми ценами, журналисту предложили 350 тысяч рублей. Это и понятно: сетевики бояться, что телезрители узнают об их наценках в 100-150%. И вполне понятно, что после того, как корреспондент от предложенной сделки отказался, сразу были отменены все обещанные интервью с другими ритейлерами.               
                Однако это не помешало журналисту продолжить свое расследование, в ходе которого стало понятно, что при существующей отпускной цене, даже с учетом накладных расходов молоко в магазинах должно стоить примерно 28 рублей за литр, но покупаем мы его не дешевле 60 рублей. Также вздернуты цены и на сыр, отпускная цена на который примерно 300 руб/кг, но на прилавках он выкладывается не дешевле, чем по 600 рублей, а то и по 800 рублей за килограмм. Не лучше ситуация и с мясной продукцией: при себестоимости в 230 рублей свиная поджарка, к примеру, продается ритейлерами уже дороже 400 рублей за кг. Если себестоимость подсолнечного масла 41 рубль за бутылку, то в магазине она уже стоит за 100 рублей. Цена на детские молочные продукты повышена на 100%.                 А ведь совсем недавно те же ритейлеры заявляли о том, что цены, в сетевых магазинах снижаются, и это происходит не только благодаря укреплению рубля. Правда.Ру недавно в одном из своих материалов приводила слова все той же Екатерины Куманиной из ГК "Дикси" о том, что если во время резкой девальвации рубля "поставщики уведомляли сеть о повышении закупочных цен в связи с увеличением себестоимости валютной составляющей", то в настоящее время наблюдается обратная тенденция. "Ашан" "инициирует переговоры с поставщиками", чтобы максимально снизить цены, говорит директор по внешним коммуникациям "Ашан Россия" Мария Курносова. В крупах, консервах изменения уже заметны, сказала она. "Для свежих товаров важна также сезонность. Например, в свежей рыбе из-за сезонности и укрепления рубля цены снизились в среднем на 30% с декабря 2014 г.", — утверждала представитель торговой сети. Только давая такие откровенные интервью, представители сетей почему то не задумываются, откуда всего за год произошло увеличение цены на продовольственные товары от 30 до 70 %, а некоторые и на все 300%, хотя инфляция в России ежегодная не превышает по статистике  12-14%. И пенсии с заработными платами не растут такими темпами.
                Другая беда - это переработчики продукции. Как комментирует министр сельского хозяйства вступившие законы и поправки  - главная задача всех этих документов,  обеспечить защиту жизни и здоровья граждан за счет повышения качества выпускаемой продукции, а также стимулировать развитие продовольственной  отрасли страны. Только вот со стимуляцией не получается.  Здравый смысл в очередной раз стал жертвой интересов финансово-промышленных групп. Иначе как объяснить односторонность выгоды «молочного» техрегламента? Производители, и без ГОСТов едва сводившие концы с концами, стали еще беднее, а переработчики, чьей рентабельности могут позавидовать даже участники теневых видов бизнеса, заговорили о сверхприбылях.
                Технический регламент ужесточает требования к производителям, в один голос утверждают руководители сельхозпредприятий и подчеркивают: для того чтобы оставаться на плаву, мало вводить современную систему содержания животных, позволяющую выдерживать критерии сортности молока. Нужно еще и повышать ответственность самих переработчиков, бесконтрольно манипулирующих новыми ГОСТами в ущерб поставщикам сырья.
                «Любое, даже самое минимальное отклонение от установленных техническим регламентом стандартов влечет за собой понижение сортности молока. Разница в цене между молоком высшего и первого сорта составляет 25-30 процентов», - рассказывает Петр Перевощиков.
                Этим и пользуются переработчики, тщательным образом отслеживая любые колебания относительно жестких рамок ГОСТа: молоко недотягивает десятую долю процента до жирности или на градус превышает положенные стандарты (воздействие нерегулируемых факторов, таких как жара или мороз на улице, не является оправданием) – максимальную цену за него уже не заплатят.  Вот и получается, что молоко де-юре оценено первым сортом, де-факто же остается высшего качества. А значит, переработчик может смело использовать его для производства топовой линейки продукции, при этом существенно экономя на закупочной цене.
                Игра на жесткости новых ГОСТов с целью занижения закупочной цены подвела АПК к черте финансового краха. Многие предприятия взяли большие кредиты на модернизацию производства, рассчитывая увеличить надои и получить повышенный доход. Но закупочные цены упали до уровня двухлетней давности, и над хозяйствами завис дамоклов меч банкротства.
                Бороться с произволом переработчиков производители не в силах.  Стороннего же контроля за приемщиками практически никакого.  В итоге сельхозпредприятия вынуждены либо соглашаться с условиями закупщиков, либо на свой страх и риск везти молоко другому переработчику в надежде на более честное отношение и лучшую цену.
                По мнению директора Союза производителей молока Удмуртии, кандидата экономических наук, доцента Ижевской государственной сельскохозяйственной академии Валериана Никитина, ценовые пропорции – болевая точка отечественного АПК. Рентабельность переработчиков молока, как утверждает ученый свыше 300 процентов! Притом что редкие поставщики продукции окупают даже затраты на ее производство.
                Основная масса поставляемого переработчикам молока – первого и второго сорта, закупочная цена на которое по состоянию на 1 января прошлого года была 8,40 и 7,57 рубля соответственно. При этом средние затраты хозяйства на производство одного литра молока оценивались в 9 рублей. Таким образом, убыток с одного литра молока первого сорта составлял 60 копеек!  Сегодня цена сырого продукта в стоимости литровой пачки молока едва превышает 30 процентов. Остальное – затраты на переработку и торговая наценка.
                Средняя окупаемость супермаркета в Европе 10 лет, средняя наценка на продукты — 12%. Можно представить среднюю наценку в России, если новые сетевые магазины у нас окупаются за 1,5-2 года.
                Независимый экономический эксперт Антон Шабанов в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, что будет с ценами на нефть и бензин в следующем году. — Цена на нефть в результате действия налогового маневра, повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акциз может значительно вырасти. Эксперты предрекают рост цен на розничном рынке до 50 рублей за литр уже в следующем году, а значит будут дорожать и продукты опять и что остается делать «куче бездельников на улице», как выражаются руководители сетей.
                Но и это еще не все аппетиты этой «продажной» братии растут не только в продовольственной сфере. В нашей стране любая домохозяйка за 40, скажет, что в гипермаркетах огромная арендная ставка, поэтому надо продовольствие покупать на рынке, «где колхозники и дешево». Некоторые знают, что розничная цена и себестоимость хоть и связаны между собой, но причинно-следственная связь другая: именно достижимая цена товара диктует себестоимость, по которой его можно производить.
                Одной из самых тщательно охраняемых тайн розничной торговли является доля арендной ставки в цене товара. Но именно этот показатель и связывает вместе экономику ритейлера и торгового центра. До недавнего времени считалось, что арендная ставка в виде процента от оборота арендатора – идеальный инструмент регулирования отношений арендатора и арендодателя.
                В современном сетевом  маркете , так называемом ритейле, арендная  ставка составляет  100–150 долларов за квадратный метр,  либо 3–6% от оборота. То есть в цене товара, который вы покупаете в гипермаркете, арендная ставка составляет не более 6%. Но проблема супер и гипермаркета – ассортимент. Гипермаркет предлагает ассортимент от 50 000 до 200 000 позиций. Обеспечить быстрый оборот товара на полках при таком ассортименте – задача нетривиальная. Построить логистику и учет – еще более сложная и технологичная задача, которая по меньшей мере не проще, скажем, животноводства. Наценки в этой сфере гораздо меньше, но гипермаркет не может закупать товары у мелких фермеров. Для гипермаркета – четкость поставки и ассортимент у дистрибутора  важнее оптовой цены.
                Некоторые производители жалуются, что они не могут «проникнуть» в сети. Но это и неудивительно: продавцу нет дела до того, насколько хорош товар. Сеть интересует только то, сколько можно продавать в день. Если товар не пользуется спросом, но производитель настаивает, то сеть говорит: хорошо, мы готовы сдать тебе полку в «аренду». Понятно, что стоимость этой аренды рассчитывается исходя из дохода, которой можно было бы получить, продавая ходовой товар. Именно поэтому большинство товаров в современном ритейле одинаковые, поскольку самые ходовые вытесняют с полок нишевые предложения.
                Ну и напоследок – о скидках. Многих возмущает жадность продавцов, демонстрируемая именно во время распродаж. Как же так: они продают со скидкой 50%, значит их обычные цены безбожно завышены. Но в том-то и штука, что продав основную партию товара по полной цене, ритейлер отбил постоянные затраты и теперь действительно он может давать скидки до цены, которая покрывает лишь оптовую цену. Можем, собственно, и посчитать эту скидку: 30% – входная цена, 18% НДС, 15% прибыль. Вот и получается, что можно скинуть 50% с части товара.
                В Думу внесен законопроект, согласно которому торговая наценка на социально-значимые продукты — хлеб, молоко и т.д. у ритейлеров не могут быть выше 15%. Законопроект содержит механизм, который, по мнению авторов, не даст возможности продавцам обходить это ограничение. Гендиректор сельскохозяйственного предприятия «Лосево» Эльдар Беглов считает, что описанный механизм если и будет работать — то недолго. Сделать его реально работающим возможно, но очень трудно, говорит Беглов. Как правило, любые предложения ограничить наценки продавцов упираются в то, что между производителем и магазином можно на бумаге создать любое количество перепродавцов. И если у каждого из них по отдельности наценка будет законодательно ограничена, проводя товар по этой цепочке, на него можно накрутить столько, сколько хочешь. Законопроект предлагает запретить торговым сетям устанавливать наценку свыше 15% от цены производителя, таким образом, цепочка посредников ничего не даст. Кроме того, производитель должен указывать свою отпускную цену на упаковке, чтобы каждый покупатель мог проверить — превышает наценка магазина 15%, или нет.
                «На первом этапе такая схема, возможно, и будет работать, - считает Эдьдар Беглов, - однако потом сети возьмут свое. Производителей много, сетей мало, поэтому они диктуют правила игры. Ни для кого не секрет, что поставщики продуктов платят сетям различные бонусы — за выкладку их товара в хороших местах, например. Поэтому сети просто увеличат сумму бонусов, а производители заложат ее в стоимость своих продуктов. Так что формально разница между отпускной ценой производителя и ценой в магазине будет 15%, а реально сети как накручивали от 20 до 40%, так и будут делать это дальше». Вместе с тем задача, по мнению Эльдара Беглова, имеет решение, хотя и очень трудоемкое. «Необходимо сделать прозрачным ценообразование на всех этапах, от фермы до магазина. Чтобы проверяющие органы могли видеть, за сколько переработчик купил молоко у фермера, из чего состоит стоимость переработки, за сколько он продал свой товар сетям. Тогда будет виден истинный размер всех накруток. Но сделать прозрачной всю цепочку, конечно, очень сложно».
                Дополнительно, что касается переработчиков и что также ложится на себестоимость продукции, то это множество регулирующих инстанций, которые осуществляют избыточное регулирование. Как сказал специалист по исследованиям потребительских рынков: «Это просто традиция в России, что у нас чаще всего контролируют переработчика. Просто потому, что он «как в землю вкопан». Давно стоит здесь его предприятие – к нему ходят контролирующие органы как на работу». Главные контролирующие органы на этапе переработки те же, что и на этапе производства: Роспотребнадзор и Россельхознадзор, и все остальные виды надзоров, характерные для любого бизнеса: «Среди регулирующих органов лидирует СЭС – эти ребята как гребли так и гребут, и видимо будут грести пока эти три буквы вообще существуют. На втором месте налоговики, на третьем – пожарники, эти ребята приходят редко, но уж если придут, то… с разрешительными органами (патенты и лицензии) все проще: тут если все делать по правилам, то нереально, пока это все будешь собирать по полгода, бизнес  твой тебе уже не интересен станет” - рассказывает представитель компании по переработке молока и я с ним соглашусь т.к сам в свое время , когда занимался бизнесом очень часто имел дело с подобным вымогательством в виде государственных органов.
                Отсюда делаем выводы, какие они грустные или не очень, но на этапе переработки и сетевой продаже, мы оплачиваем товар , который покупаем в два, а то и в три раза дороже т.к в эту стоимость входит развитие этих компаний, именно за наш счет они закупают современное оборудование, напичкивают магазины электронным оборудованием, чтобы следили за нами, держат штат охранников и тысячи автомобилей и спецсредств. Все это они должны покупать из своей собственной прибыли, но эту  так, называемою «собственную прибыль» делаем им мы из своего кармана, покупая товар в три  раза дороже, тоже самое касается переработчиков. Все эти долгосрочные затраты делаются обычно в кредит на 8-10 лет. На самом деле эти кредиты выплачиваются гораздо быстрее, за наш счет. Мы оплачиваем их кредиты, даже не задумываясь об этом.
                Это называется либеральная демократия, когда горстка недоучек живет и жирует за счет подавляющей части населения и не связывайте это с различными санкциями запада, Все это зависит от нас самих и тех кто нами управляет в первую очередь.


Рецензии
Последняя фраза в самую точку.

Анна Гриневская   22.10.2015 15:23     Заявить о нарушении
Спасибо Аня!!!

Жека Никитин   22.10.2015 17:39   Заявить о нарушении