16. Глава 30. Самоедство. Торрент-сутра СНА

+ 16. Глава 30. Самоедство. Торрент-сутра СНА

«Definitely ...the fact that when you are in a group of girls would hurt someone's feelings ( Another girl ) deliberately for there own amusement, is really sad....
When you find someone you want to spend forever with you, you don't let them go, whether forever turns out to be a day or a year of fifty years. Don't let the fear of losing them keep you from loving them»
( Nicole Williams)

«We only become what we are by the radical and deep-seated refusal of that which others have made of us»

(Jean-Paul Sartre)
«Through literacy you can begin to see the universe. Through music you can reach anybody. Between the two there is you, unstoppable»

(Grace)

      Вот для меня загадка: Галант и Фрейд снятся мне почти каждую ночь потому, что я пишу о них? Или, я пишу о них, потому что они снятся мне каждую ночь?..   О Лу Саломе я думаю, почти каждый день, вот уже, наверное, больше тридцати лет! Но, она мне ни разу не приснилась! Сны избирательны… . Явь же навязчива!
   …Мы, кружковцы Галанта с первого курса «вели» больных, которые находились на лечении в Краевой психиатрической больнице, где базировалась кафедра ХГМИ Ивана Борисовича Галанта. Первый больной, кого дал мне Галант на курирование (конечно, на пару с его лечащим врачом!) был алкоголик, неоднократно лечившийся в ПБ от алкоголизма. В этот раз он попал в больницу с «белой горячкой». Сегодня во сне я заново пережил яркие эпизоды моего лечения казака-автослесаря (скатился из первоклассных водителей, гонявших свой «МАЗ» по колымской трассе, до автослесарей), Виктора Н. Мой спор при разборе этого больного, в котором все врачи больницы, во главе с главным врачом, были против меня, и ждали мнения Галанта! Я прекрасно знал, что Галант не будет меня поддерживать вопреки истине, как бы дорог я для него ни был! Боялся только одного, что если Иван Борисович встанет на сторону врачей по своему убеждению, я разочаруюсь в нем, как в великом психиатре! Каким-то действительно «шестым чувством» я был убежден, что мой диагноз правильный! А, всех, опытных врачей Краевой ПБ – ошибочный. У меня не было ни их знания, ни их опыта не то, что в психиатрии, а, вообще, в пропедевтики медицины! И, тем не менее, я знал, что я прав! И останусь при своем мнении, даже если Иван Борисович поддержит не меня!..
    ….Я никогда не вспоминал этого больного, ни клинический разбор его болезни! Только сегодня ночью первый раз! Ожидая во сне, что скажет Галант, я, словно забыл, что это было в январе 1963 года. «Забыл», что я все знаю! На это, очень серьезное для меня событие в моей жизни, наверняка повлиявшее на меня, как психиатра, наслоилось другое: моя сдача свою почти тестю государственного экзамена! В тот роковой день, когда наши мнения – учителя и ученика – радикально разошлись! Я получил «четыре» по психиатрии и навсегда потерял Ивана Борисовича! После экзамена я больше никогда его наяву не видел! Как-то «случайно» получилось, что одновременно я поссорился с Сережей Афонниковым из-за «Поэтики» Аристотеля, некогда запрещенной во многих странах, книги. Таким образом, у меня не было «причины» приходить в дом, где до конца своей жизни в Хабаровске жил Галант (на одной площадке с сыном зав. какого-то отдела Крайкома КПСС, моим другом, Сергеем Васильевичем Афонниковым).
      Но, вернусь сначала в Краевую ПБ г. Хабаровска на клинический разбор моего больного, страдающего алкоголизмом и поступившего в состоянии «белой горячки»!.. Мы все замерли. Я пристально смотрел на Ивана Борисовича. Остальная аудитория, была расслаблена, ибо, не сомневалась в своей правоте! Что мудрить? «Белая горячка» есть «белая горячка» и анамнез хронического алкоголика? Удивительно, почему ни до кого из психиатров не доходило,  что профессор выбрал на клинический разбор банальный случай? Скорее всего, все решили, что он это сделал для нас, кружковцев, чтобы наглядно продемонстрировать свою лекцию о хроническом алкоголизме, и его частым осложнением – «белой горячки». Естественно, мнение начинающего только обучаться медицине, пусть талантливого, но, будучи психиатра, их не интересовало. Дело в том, что хроническому алкоголику с «белой горячкой» я поставил диагноз… «шизофрения»!..
    Иван Борисович, как Вий  (да, он чем-то был похож на Вия, советской картины, в которой панночку - ведьму играла моя возлюбленная Наташа Варлей), поднял свои тяжелые веки сам и тихо сказал: «Я поддерживаю мнение Евгения Черносвитова… . У больного неверно поставлен диагноз «хронического алкоголизма» и «белой горячки». Срочно переводите больного в надзорную палату и фиксируйте к кровати!» А, к моменту клинического разбора Витя «полностью вышел из белой горячки» и сам пришел на консилиум, правда, в сопровождении санитара. На все вопросы отвечал адекватно. Правильно реагировал на «шутки», расспрашивающих его врачей… . Лечащий врач уже готовил его к выписке!..
     Слова Галанта всех повергли в остолбенение! От неожиданности, лечащий врач «потерял дар речи», и мычал, пытаясь задать Ивану Борисовичу вопрос! Лицо главного врача было в ужимках и гримасах полнейшего  идеаторного оскудения!  Некоторые врачи стереотипно терли лбы – признак шперрунга… . Иван Борисович был человек добрейшей души. Он встал (что никогда на разборах не делал) с кресла, подошел к казаку-автослесарю и ласково спросил его: «Витя, ты хочешь выписаться?» «Да, профессор!» «А, почему?» «А, Вы, что, не видите?» «Что мы должны видеть?» «Как «что»? Моя рука, - Витя медленно стал поднимать правую руку, - она до потолка! Я могу нечаянно разнести потолок… . А – шея? Что, никто не видит, какая у меня шея… . Сейчас подойду и как дам лбом по стене, сразу в женском отделении окажемся! У меня лоб-то стал крепче чугунного, да еше и на такой шее!» Все это он говорил первый раз и вполне «нормальным», спокойным голосом. Иван Борисович, пожав плечами, повернулся к санитарам, и сказал: «Ведите и фиксируйте!» Потом повернулся к лечащему врачу и приказал: «Начинайте лечить как острого больного с шизофренией. Диагноз: «Вялотекущая шизофрения, маскируемая и «компенсируемая»  алкоголизмом. Непрерывно-прогредиентная. Этап параноидный. Прогноз – неблагоприятный».  Врачи оставались в растерянности. Пожимали плечами, переглядывались. У некоторых были мысли (я потом узнал), что Галант с Черносвитовым и с больным устроили «розыгрыш»! От «старика» все можно ожидать! Иван Борисович, словно прочитал эти мысли и сделал оргвыводы: «Лечащему врачу – выговор. Заведующему отделением – строгий выговор. Главному врачу больницы – поставить на вид!» Вот так закончился розыгрыш! Все мгновенно «протрезвели». Понурились. Только Сережа Афоонников – он тоже был кружковцем, спокойно, с язвинкой в голосе, спросил: «Профессор, а Черносвитову, что?» Галант не растерялся и сказал: «Ты что, Сережа, вперед батьки, да в пекло? .. Сегодня же напишу «рапорт» ректору. Считаю, что студент Евгений Черносвитов достоин повышенной стипендии…до конца этого учебного года… .» (Стипендия у нас была 28 рублей. Повешенная – 35. На первом курсе я получал повышенную стипендию за 2 место во Всесоюзном Конкурсе студенческих работ ВУЗОВ. 1-ое место занял мой однокурсник (читайте выше) Арон Рабинков. На втором курсе по рапорту И.Б.Галанта. На четвертом курсе – за Отлично сданные все гос.экзамены. На пятом и шестом курсах – за летнюю врачебную практику в амурских селах «Троицкое» и «Сусанино»).
     Санитары увели Виктора, который шел, как победивший гладиатор! Иван Борисович продолжил: «Как бы порадовался тезка нашего «именинника» выдающийся швейцарский психиатр Евгений Блейлер! Он не имел такого яркого случая, поддерживающего его теорию, что «белая горячка» - один из синдромов шизофрении! Вы это нигде не прочтете! Фрейд отнял у него талантливого ученика, Карла Юнга, который один его поддерживал! А, тут еще Эмиль Крепелин со своей «dementia praecox»! Блейлер перечеркнул такое определение данного заболевания, назвав его шизофренией… .» Повторяю, все это я с точностью один к одному увидел сегодня во сне!
Сон этот был для меня отнюдь ни триумфальный. Добавлю, что «алкоголик» Витя развернулся так, как ни один больной острой шизофренией, лечившийся в Краевой ПБ Хабаровска! На третьи сутки он начала в прямом смысле слова, поедать себя заживо! Фиксированный к кровати за руки, за ноги, за грудь простынями, он умудрялся принимать позу полулежащего и вырывать свои грудные мышцы огромными кусками и поедать их, разжевывая! Ни  нейролептики, ни электрические шоки, ни инсулиновые шоки не помогали, пока приступ сам не пошел на убыль, уставляя за собой деменцию, апатию, маразм! Пролежал он в ПБ всего три месяца, а был выписан инвалидом 1 группы, нуждающимся в уходе. Последние дни пребывания в больнице он испражнялся под себя, приняв «эмбриональную позу»… .
    …Дома, на другой день после клинического разбора больного параноидной шизофренией, у нас с Иваном Борисович произошел  разговор о аутоагрессии человека. Галант начал этот разговор (это не во сне) со случая с возлюбленной пациенткой Карла Юнга Сабиной, в которой не разобрались ни Юнг, ни Фрейд! Когда описывают в различных руководствах по психоанализу этот случай, то как-то опускают тот факт, что ее неоднократно осматривал Евгений Блейлер, как пациентку своей клиники. И поставил ей диагноз «шизофрения, благоприятное течение «. Сейчас такую форму психоза называют «шубообразной шизофренией». Так, что диагноз «шизофрения» это ни приговор к «dementia praecox» (раннее слабоумие), как считал мэтр тогдашней психиатрии Эмиль Крепелин. Евгений Блейлер в психологии и психиатрии сделал столько потрясающих открытий, по сравнению с которыми весь психоанализ Фрейда – жалкий выкидыш! Это - мнение его единственного друга-мужчины советского психиатра Ивана Борисовича Галанта.  Один только термин, введенный Евгением Блейлером «schizis» чего стоит? Он объясняет детский аутизм, сочетание «гения и безумия», «гения и злодейства» и…алкоголизм! В частности, почему не у каждого хронического алкоголика непременно развивается «белая горячка»? Термин «вторичный алкоголизм» принадлежит мне. Он встречается и в наших, отечественных и зарубежных руководствах по психиатрии и наркологии без ссылки на автора, и без должного развития. Именно схизис, и ничто иное объясняет все виды аутоагрессии, начиная с отрубленных пальцев «отца Сергия», с наслаждения Сабины (широко распространенное у современной «золотой молодежи» Европы) – двух-трехнедельная произвольная и сознательная задержка дефекации, через токсикоманию подростков распадающегося СССР – клей БФ-2 и выхлопные газы, и, далеко не кончая наркоманией! Я не буду описывать, и называть все проявления «маскированного» схизиса! Когда-то «культурная тетя», зав отделом культуры Алтайского Края хотела возбудить уголовное дело против меня, главного психиатра СССР за мои лекции, которые я читал старшеклассникам в школах Алтая, с целью профилактики там токсикомании, вспыхнувшей в СССР огромным пламенем как реакция «борьбы с алкоголизмом», вырубки виноградника повсеместно… . Хорошо, что я начал свои лекции с «провинций» Алтайского Края и после выступления в краевой алтайской газете этой «культурной тети» против меня, я уехал в Москву. На другой день после моего отъезда в Барнауле отравилось на смерть 300 школьников, которым я из-за нее, не успел прочитать свои лекции… .
      Теории «схизиса» Евгения Блейлера не хватало нашего, современного опыта! Блейлер не принял во внимание, что в человеческом обществе все, в том числе и шизофрения, имеет и социальный компонент! Так, сейчас, клинические психопаты превратились в социопатов. Фобии – в социальные фобии. Психальгия (душевная боль) стала признаком социальной фрустрации! Аутоагрессия стала социальной защитой от социального схизиса. Еще египетские врачи знали, что «нельзя загонять человека в угол». Аристотель учил Александра Македонского: «В некоторых случаях, крикнув HAVOC!, не добивай и не преследуй врага! Дай ему от тебя убежать! Больше шансов, что он, и его соратники, больше никогда не поднимут меч против  тебя!» Аристотель назвал четыре способа самозащиты в случаях, когда человек «загнан в угол»: гомицид (убийство), суицид (самоубийство), эскапизм (бегство, бывает «внутренний» эскапизм - аутизм) и аутоагрессия. В наше время аутоагрессия ловко приняла формы эрзац-культуры или поп (дизель) культуры! Татуировки, пирсинг, шрамирование, рисунки синяков на теле… .В этом же ряду копромания ( копрофагия и копролалия), различная тело-пластика – манипуляция со своим телом, включающая не только анарексию, но и изменение пола и половой ориентации и много чего еще, далее выходящее из рамок перверсий барона фон Рихарда Краффта-Эбинга!..
P.S. Мы расстались с Иваном Борисовичем Галантом из-за Сергея Есенина. Я не согласился с великим профессором психиатрии, что «Есенин страдал, в лучшем случае, паранойяльностью» (слова Галанта на моем экзамене по психиатрии). В Википедии популярно написано, что такое паранойяльный синдром: «… наиболее лёгкая форма бредового синдрома, более лёгкая, чем параноид (параноидный синдром). Проявляется первичным систематизированным монотематическим (в отличие от параноидного, только одна идея) бредом преследования, изобретательства, ревности или ипохондрическим с обстоятельностью мышления и стеничностью аффекта, развивающимся при неизменённом сознании. Помимо указанных бредовых идей реже встречается монотематический бред реформаторства, эротический, высокого происхождения, сутяжный (кверулянтский). Иван Борисович никогда не показывал мне журнал, который выпускал с 1925 по 1930 г.г., прикрываясь именем Г.В. Сегалина (читай в предыдущих главах). Я, только от племянницы Есенина, Татьяны Флор-Есениной узнал о мерзкой статье, которую написал Галант про Сергея Есенина. Именно поэтому он не мог согласиться с моей трактовкой паранойяльного синдрома (такой вопрос был у меня в билете). Подробно: читай в моей «Формуле смерти»… .
P.P.S. Сын Евгения Блейлера Мартин Блейер, ординарный цюриховский профессор психиатрии, много писал об Иване Борисовиче Галанте в советский «Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корскова». Он высоко ценил Галанта… .
P.P.S. Закончив писать главу, я включил музыку. Первое, что я услышал, был «Вальс Амурские волны» в исполнении Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова, вызывающий у меня сильные ностальгические переживания! Есть еще два «моих» вальса – «На сопках Манчжурии» и «Беженка». Это любимые вальсы моей семьи + вот этот:
С берёз неслышен, невесом
Слетает жёлтый лист,
Старинный вальс "Осенний сон"
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы,
Товарищи мои.

Под этот вальс весенним днём
Ходили мы на круг,
Под этот вальс в краю родном
Любили мы подруг,
Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет,
Под этот вальс грустили мы,
Когда подруги нет.

И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом,
И каждый слушал и молчал
О чём-то дорогом.
И каждый думал о своей,
Припомнив ту весну,
И каждый знал - дорога к ней
Ведёт через войну.

Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час,
А коль придётся в землю лечь,
Так это ж только раз.
Но пусть и смерть в огне, в дыму
Бойца не устрашит,
И что положено кому
Пусть каждый совершит.

Так что ж, друзья, коль наш черёд,
Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрёт,
Не задрожит рука.
Настал черёд, пришла пора,
Идём, друзья, идём!
За всё, чем жили мы вчера,
За всё, что завтра ждём.

С берёз неслышен, невесом
Слетает жёлтый лист,
Старинный вальс "Осенний сон"
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы,
Товарищи мои.
Сидят и слушают бойцы,
Товарищи мои.


Рецензии