Глава 84. Илья Ильич Обломов

Илья Ильич Обломов по праву может быть назван самым непознанным литературным героем в мировой истории. Вдохновлённый свыше, создатель его, Иван Александрович Гончаров, судя по отдельным высказываниям писателя (как в самом романе, так и по поводу главного героя), предполагал, что описал некий характерный преимущественно только для России типаж своего времени. На деле же в несколько утрированном виде он явил на свет вневременной всеохватывающий мировой образ жизни, осмысление которого и подлинная оценка которого лишь предстоят человечеству.

Должно быть, менее всех разобрался в Обломове знаменитый отечественный критик Н.А. Добролюбов*, проанализировавший «Обломова» в изучаемой по школьной программе статье «Что такое обломовщина?»**, в которой он рассматривал героя романа с позиций современных ему демократических воззрений на мироустройство, а потому безнадёжно устаревших в наши дни. Что, впрочем, не мешает литературным критикам XXI в. упорно повторять непродуманные, а зачастую и ложные изречения некогда популярного публициста.
___________
* Николай Александрович Добролюбов (1836—1861) — талантливый литературный критик, публицист, революционный демократ. Будучи политически ангажированным, пытался анализировать великие творения русских писателей с позиций обличительства и абстрактного гуманизма, в связи с чем был весьма популярен в дореволюционной интеллигентской среде и в советское время.
** Цитаты из статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» даются по книге: Н.А. Добролюбов. Избранное. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974.

Каков же был жизненный опыт, как формировались характер и талант создателя романа «Обломов»?

Иван Александрович Гончаров родился 6 июля 1812 г. в Симбирске в зажиточной купеческой семье. Отец его умер, когда мальчику исполнилось три года, и дети, а их у Гончаровых было четверо, остались на попечении матери. Вдова уделяла большое внимание образованию своих чад, но в целом первые десять лет своей жизни Иван Алексеевич ярко описал в знаменитом «Сне Обломова» — это был мир беспечной, сонной, ленивой жизни обитателей богатой усадьбы.

Начальное образование будущий писатель получил в частных пансионах Симбирска и дома. Достаточно сказать, что в 12 лет Ванюша прекрасно знал творчество Г.Р. Державина*, М.М. Хераскова** и В.А. Озерова***, прочитал исторические сочинения Ш.Л. Роллена****, И.И. Голикова*****, о путешествиях Мунго Парка******, С.П. Крашенинникова*******, П.С. Палласа******** и других.
_______
* Гаврила Романович Державин (1743—1816) — великий русский поэт; подробнее о нем см. «100 великих поэтов».
** Михаил Матвеевич Херасков (1733—1807) — выдающийся русский поэт эпохи классицизма.
*** Владимир Александрович Озеров (1769—1816) — выдающийся русский драматург эпохи классицизма, один из основоположников русского сентиментализма.
**** Шарль Луи Роллен (1661—1741) — французский историк и педагог.
***** Иван Иванович Голиков (1735—1801) — русский историк; провинциальный купец.
****** Мунго Парк (1771—1806) — шотландский исследователь Центральной Африки, автор книги «Путешествия во внутренние области Африки в 1795 — 1797 гг.»
******* Степан Петрович Крашенинников (1711—1755) — русский путешественник, исследователь Камчатки; академик Петербургской АН.
******** Пётр Симон Паллас (1741—1811) — прусский естествоиспытатель, географ и путешественник; академик Петербургской АН, совершил путешествие на Кавказ, в Закаспийский край; изучал климат Юга России и Крыма.
Большую роль в судьбе Гончарова сыграл отставной моряк Николай Николаевич Трегубов. Небогатый помещик, он не захотел скучать в деревенском одиночестве и снял в городском доме Гончаровых флигель. Вскоре Николай Николаевич подружился с отцом будущего писателя, стал крёстным его детей и прожил с семейством Гончаровых до самой смерти, почти пятьдесят лет.

Трегубов был человеком просвещённым, не жалел денег на выписку из столиц журналов, книг, брошюр. Романов и вообще беллетристики он не читал, предпочитал книги в основном исторического и политического содержания и газеты. Был Николай Николаевич знатоком в своей профессии. Гончаров вспоминал: «Особенно ясны и неоценимы были для меня его беседы о математической и физической географии, астрономии, вообще космогонии, потом навигации. Он познакомил меня с картой звёздного неба, наглядно объяснял движение планет, вращение Земли, всё то, чего не умели или не хотели сделать мои школьные наставники. Я увидел ясно, что они были дети перед ним в этих технических, преподанных мне, уроках. У него были некоторые морские инструменты, телескоп, секстант, хронометр. Между книгами у него оказались путешествия всех кругосветных плавателей, с Кука* до последних времён... Я жадно поглощал его рассказы и зачитывался путешествиями.
_____________________
* Джеймс Кук (1728—1779) — великий английский мореплаватель, руководитель трёх кругосветных мореплаваний; открыл много островов в Тихом океане, Большой Барьерный риф и Восточное побережье Австралии, Гавайские острова, часть побережья Аляски с заливами Принс-Вильям, Кука, Бристольским и Нортон. Убит аборигенами на Гавайских островах.

— Ах, если бы ты сделал хоть четыре морские кампании — то-то порадовал меня, — говаривал он часто в заключение. Я задумывался в ответ на это: меня тогда уже тянуло к морю, или, по крайней мере, к воде...»

Отметим, что именно от Трегубова взял впоследствии писатель ряд черт характера Обломова.

В 1822 г., десяти лет от роду, Гончарова отвезли в Москву и поместили в одно из средних заведений, предназначенных исключительно для дворян. С этого времени домой Иван Александрович наведывался только летом в отпуск.

В 1831 г. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета, по окончании которого вернулся в Симбирск, где вскоре стал вхож в дом симбирского губернатора А.М. Загряжского*. Через год Загряжский взял молодого человека с собой в Петербург и поспособствовал устройству его на службу в столице. Гончаров сначала был переводчиком в департаменте внешней торговли, потом там же определился столоначальником.
__________________
* Александр Михайлович Загряжский (1796—1883) — симбирский гражданский губернатор в 1831—1833 гг.; родственник Н.Н. Гончаровой и А.С. Пушкина; впоследствии член консультации при министерстве юстиции.

В 1830-х гг. Иван Александрович сблизился с семьёй академика живописи Николая Аполлоновича Майкова, в частности, с его сыновьями Валерианом и Аполлоном*. Он даже взялся преподавать братьям Майковым историю. Писал Иван Александрович и в рукописный журнал литературного салона Майковых «Подснежник». Немногим участникам салона была известна повесть Гончарова «Счастливая ошибка», в которой уже содержались некоторые образы и ситуации «Обломова».
____________
* Более полную информацию о семье Майковых см. в книге «100 великих поэтов».

Свой первый роман «Обыкновенная история» Иван Александрович создавал, по расчётам некоторых литературоведов, шесть лет! Роман был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г., и тридцатипятилетний Гончаров сразу же вошёл в ряд ведущих писателей России.

Вскоре после публикации «Обыкновенной истории» писатель приступил к работе над романом «Обломов». Первоначально давался он Ивану Александровичу тяжело. В феврале 1849 г. был опубликован отрывок под названием «Сон Обломова», а первая часть романа вчерне была закончена к 1850 г.

Однако потом дело застопорилось. В 1852 г. Иван Александрович при содействии министра народного просвещения А.С. Норова* «был командирован для исправления должности секретаря при адмирале (Путятине**) во время экспедиции к русским американским владениям». Так сбылась мечта Трегубова, и его любимец отправился в дальнее плавание.
_________________
* Авраам Сергеевич Норов (1795—1869) — государственный деятель, коллекционер, академик Петербургской АН. Участник Отечественной войны 1812 г. Министр народного просвещения в 1853—1856 гг.
** Евфимий Васильевич Путятин (1804—1883) — граф, дипломат, адмирал. В 1822—1825 гг. совершил кругосветное путешествие. В 1852—1855 гг. возглавлял экспедиции на фрегате «Паллада», во время плавания открыл острова Римского-Корсакова. Подписал русско-японский договор 1855 г. и Тяньцзиньский трактат 1858 г. с Китаем. В 1861 г. был министром народного просвещения.

До этого похода Гончаров «никуда в море далее Кронштадта и Петергофа» не путешествовал. Во время экспедиции Иван Александрович писал письма, которые печатались в «Морском сборнике». Из них впоследствии было составлено двухтомное описание плавания «Фрегат “Паллада”» — одно из лучших произведений русской литературы подобного жанра.

В океане Гончаров продолжил работу над образом Обломова. Видимо, тогда у писателя и сложилась во многом спорная концепция о национальной специфике обломовщины (термин автора). Гончаров противопоставил всегда деятельного, занятого, торопливого англичанина ленивому и спокойному русскому барину. Откуда писатель взял такое сопоставление — не понятно. Можно, конечно, не сомневаться в отличном знании писателем характера многих русских помещиков, но для познания характера англичан вряд ли ему могло хватить двух месяцев поверхностного наблюдения. Или это была уже заранее придуманная точка зрения, которой автор только направленно искал подтверждение?

«Обломов» создавался ещё почти девять лет. В 1857 г. Гончаров поехал за границу в Мариенбад, где в течение семи недель написал почти все три последние тома романа. Однако окончательный вариант «Обломова» был опубликован только в 1859 г. в первых четырёх книгах журнала «Отечественные записки», когда главным редактором был ещё А.А. Краевский*.
____________
* Андрей Александрович Краевский (1810—1889) — русский издатель и журналист; помогал А.С. Пушкину в издании журнала «Современник». Основатель и первый издатель «Отечественных записок».

Сказать, что «Обломов» стал событием в жизни общества предреформенной России, значит, ничего не сказать. Современник Гончарова критик А.М. Скабичевский* писал: «Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвёл он на всё общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян…»** Отметим, что «Обломов» появился менее чем через три года после поражения России в Крымской войне 1853—1856 гг., когда российское общество всё ещё энергично обсуждало причины произошедшей катастрофы. Многие именно в обломовщине вдруг увидели главную причину этой трагедии.
___________
* Александр Михайлович Скабичевский (1838—1910) — историк литературы и критик, сотрудник «Отечественных записок».
** Цитата взята из: И.А. Гончаров. Собрание сочинений. М., 1952. Т.1., с. XX.

Иван Александрович, работая над «Обломовым», видимо, не собирался заниматься обличительством. Наиболее верная трактовка фамилии главного героя — обломок старой доброй Руси, оказавшийся один на один со звериным мурлом окрепшего и вошедшего во власть вольного предпринимательства. Добрый, слабохарактерный, бессильный противостоять хаму Обломов, имея на то материальную возможность, пытается уйти из мира зла в светлый добрый сон о прошлом, о беззаботном детстве. Он надеется скрыться в тенетах Морфея, но суетливые дельцы то и дело вытаскивают «улитку» на свет Божий и принуждают Илью Ильича жить по их правилам.

Недаром Гончаров придал Обломову многие собственные черты и свойства любимых им людей. Но в дальнейшем писатель поддался напору агрессивных критиков и сам начал заявлять об обличительном характере своего произведения, благо этому способствовали некоторые авторские отступления в романе.

Особый гвалт подняла вокруг «Обломова» демократическая критика (впоследствии подхваченная и раздутая критикой советской). Для нее характерны следующие слова Добролюбова: «История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстаёт перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесённое ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придаёт роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести»*. Всё до последнего слова — ложь и недомыслие!
__________________
* Статья Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» цитируется по: Н.А. Добролюбов. Избранное. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1974.

Давайте вспомним — вокруг чего был раздут весь этот политический сыр-бор.

Роман начинается с того, что в Петербурге, на Гороховой улице лежит в постели Илья Ильич Обломов — молодой человек лет тридцати двух — тридцати трёх, не обременяющий себя особыми занятиями. Лежание в постели — образ его жизни, обоснованный философски и ничем не досаждающий окружающим. Человек материально обеспеченный предками, не имеющий семьи и могущий позволить себе праздность, он вызывает раздражение у знакомых, снующих вокруг него с многочисленными мелкими дрязгами и притязаниями. Обломов старается отделаться от них то шутками, то отвлекая разговор на интересные ему темы. Бесполезно!

Илья Ильич ждёт друга своего детства Андрея Штольца, который единственный, по его мнению, в силах помочь ему с действительно важными вопросами ведения хозяйства и получения дохода от его собственности.

Когда знакомые оставляют Обломова в покое, он засыпает сладким сном, в котором вспоминает свою прошлую, давно ушедшую жизнь в родной Обломовке, где нет ничего дикого или грандиозного, где всё дышит умилением, светом, добром и безмятежным покоем.

Но отчего-то именно Сон Обломова вызвал особое неприятие у метущейся демократической общественности России. Добролюбов, в частности, «обличал»: «В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой её смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали её, “как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное ещё на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным”».

Вряд ли знаменитый критик смог бы при этом сказать: а когда и где это было не так и чего плохого в таком образе жизни подавляющего большинства жителей планеты Земля? Во всём обеспеченном мире большинство людей «едят, спят, обсуждают новости; жизнь течёт плавно, перетекая из осени в зиму, из весны в лето, чтобы снова свершать свои вечные круги». В чём их преступление и чем ужасна так называемая обломовщина, если она и есть то, о чем негодует Добролюбов? Видимо, в том, что критик не понял всемирности, неистребимости, безобидности, а потому и невинности Обломова.

Уютен, почти сказочен мир Обломовки, впрочем, как всегда уютен и сказочен мир детства. Потому и предпочитает Илья Ильич радостные сны скуке суетящихся бездельников и деятельных лжесозидателей, то и дело норовящих хапнуть побольше и пожирнее у менее сильного. Однако именно этот мир был объявлен критиками «пародийно-иронической идиллией “золотого века”».

Но вот приехал друг Обломова Андрей Иванович Штольц. С этого события начинается вторая часть романа.

Штольц вознамерился втянуть Обломова в бессмыслицу светского существования, которую он и представлял себе настоящей жизнью. Друг вытащил Илью Ильича из постели и стал возить его по разным домам — знакомиться и общаться, вести пустые разговоры. В этом отчего-то многие и ныне видят смысл жизни.

Во время одного из таких визитов Илья Ильич влюбился в Ольгу Ильинскую, но ненадолго. Обычно говорят о том, что Обломов прозевал свою любовь. Так ли это? Быть может, этот безыскусный стеснительный человек просто не решился высказать свои чувства фактически наседавшей на него девице? Для Обломова такое поведение вполне оправданно — он человек не от мира сего, и реальная Ильинская обязана была ему помочь, но не сделала этого. Так кто же на самом деле предал любовь? Не Ильинская ли?

Волею судьбы попав в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, Обломов, сначала незаметно, а потом все более и более отчетливо ощущает атмосферу родной Обломовки, по которой он тоскует всю жизнь. Добрая бесхитростная женщина становится гражданской женой Ильи Ильича, готовит ему вкусные блюда, налаживает быт, наконец, рожает ему сына Андрюшу. И Обломов вновь, уже до конца жизни, погружается в мир снов.

Ольга Ильинская вышла замуж за Штольца, который, в конце концов, разогнал всех недругов Обломова, намеревавшихся прибрать к рукам его достояние.

К концу жизни Обломов стал «полным и естественным отражением и выражением… покоя, довольства и безмятежной тишины. Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и всё более и более обживаясь в нём, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать...»*. Так он и умер, от горячки.
_________________________
* И.А. Гончаров. Обломов. М.: Детгиз, 1954.

Позже Штольцы выпросили на воспитание сына Обломова Андрюшу. А Агафья Матвеевна всю жизнь хранила «память о чистой, как хрусталь, душе покойника».

Последние слова Гончарова необходимо особо помнить при оценке образа Ильи Ильича. В них и заключён, видимо, главный смысл и романа, и его главного героя. И все прочие досужие рассуждения — от лукавого.

В частности, приведём любопытное мнение Добролюбова об обломовщине и многочисленных, по его мнению, «обломовых»: «Всё у них внешнее, ничто не имеет корня в их натуре. Они, пожалуй, и делают что-то такое, когда принуждает внешняя необходимость, так, как Обломов ездил в гости, куда тащил его Штольц, покупал ноты и книги для Ольги, читал то, что она заставляла его читать. Но душа их не лежит к тому делу, которое наложено на них случаем. Если бы каждому из них даром предложили все внешние выгоды, какие им доставляются их работой, они бы с радостью отказались от своего дела. В силу обломовщины обломовский чиновник не станет ходить в должность, если ему и без того сохранят его жалованье и будут производить в чины. Воин даст клятву не прикасаться к оружию, если ему предложат те же условия да еще сохранят его красивую форму, очень полезную в известных случаях. Профессор перестанет читать лекции, студент перестанет учиться, писатель бросит авторство, актёр не покажется на сцену, артист изломает резец и палитру, говоря высоким слогом, если найдёт возможность даром получить всё, чего теперь добивается трудом. Они только говорят о высших стремлениях, о сознании нравственного долга, о проникновении общими интересами, а на поверку выходит, что всё это — слова и слова. Самое искреннее, задушевное их стремление к покою, к халату, и самая деятельность их есть не что иное, как почётный халат (по выражению, не нам принадлежащему), которым прикрывают они свою пустоту и апатию».

Другими словами, волей случая занимавшийся любимым делом Добролюбов взялся путём передергивания и ложной трактовки описываемого в романе, через осуждение придуманного критиком же явления «обломовщины» осуждать выдуманный им же образ жизни и существования подавляющего большинства человечества, приписывая ему невиданные и неслыханные грехи за то, что предопределено нам свыше. И все мы многие годы повторяем этот лепет, вдалбливая его в головы новым и новым поколениям россиян.

Гораздо важнее в статье Добролюбова следующая мысль (соотнесем её с нашими днями): «Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, — я уже с первых слов его знаю, что это Обломов… Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, — я думаю, что это всё пишут из Обломовки. Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с не уменьшающимся жаром рассказывающих всё те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, — я невольно чувствую, что я перенесён в старую Обломовку...

Остановите этих людей в их шумном разглагольствии и скажите: — “вы говорите, что нехорошо то и то; что же нужно делать?” Они не знают... Предложите им самое простое средство — они скажут: — “да как же это так вдруг?” Непременно скажут, потому что Обломовы иначе отвечать не могут...

Продолжайте разговор с ними и спросите: что же вы намерены делать? — Они вам ответят тем, что Рудин ответил Наталье: — “Что делать? Разумеется, покориться судьбе. Что же делать! Я слишком хорошо знаю, как это горько, тяжело, невыносимо, но, посудите сами...” и пр… Больше от них вы ничего не дождётесь, потому что на всех их лежит печать обломовщины».

Если именно выше процитированное и есть обломовщина, то она и в самом деле отвратительна, бессмертна и всемирна. В этом нас убедил весь XX в., ещё больше убеждает в этом современность. Но причём здесь милый, славный и добрейший Илья Ильич Обломов? За что его-то так клеймят и чихвостят вот уже скоро двести лет, а имя его стало нарицательным и означает бездельника и лежебоку?

В Советском Союзе «Обломов» неоднократно ставился на театральной сцене, был сделан радиоспектакль. Все постановки обличали обломовщину в духе писаний Добролюбова.

В 1965 г. в Ленинграде был снят телевизионный фильм «Обломов». Режиссёр А.А. Белинский*. В роли Обломова выступил актёр О.В. Басилашвили**.
__________________
* Александр Аркадьевич Белинский (1928—2014) — отечественный режиссёр, постановщик многих телеспектаклей и фильмов-балетов. В их числе гениальные фильмы-балеты «Анюта» и «Женитьбы Бальзаминова». Народный артист РФ.
** Олег Валерианович Басилашвили (р. 1934) — знаменитый отечественный актёр театра и кино, Народный артист СССР. Занимаясь политической деятельностью, совместно с актрисой Лией Ахеджаковой через средства массовой информации публично призвал правительство к массовому убийству сограждан в Москве в октябре 1993 г. С этого времени Басилашвили и Ахеджакова, залитые кровью россиян, полностью разделяют ответственность с убийцами и являются их соучастниками.

Экранизация романа, сделанная в 1980 г. Н.С. Михалковым* и вышедшая на экраны под названием «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», с треском провалилась, не взирая на потуги доброжелателей режиссёра сгладить неудачу. Особенно смешным и неубедительным оказался исполнитель главной роли О.П. Табаков**, сыгравший вместо Обломова очередной вариант его коронной мультипликационной роли кота Матроскина. Особняком стоит в фильме Андрей Штольц, блестяще исполненный Ю.Г. Богатырёвым***.
________________
* Никита Сергеевич Михалков (р. 1945) — известный советский и российский киноактёр и кинорежиссёр, Народный артист СССР.
** Олег Павлович Табаков (р. 1935) — советский и российский актёр, Народный артист СССР; лауреат Государственной премии СССР; с июня 2000 г. стал художественным руководителем МАХТ им. А.П. Чехова и добился изъятия из названия театра звания «академический».
*** Юрий Георгиевич Богатырёв (1947—1989) — советский актёр театра и кино


Рецензии
я очень люблю перечитывать сон Обломова - таким миром и покоем веет от него. Но почему так несправедливо относитесь к Ольге? Она просто живая непосредственная натура,неподходящая по темпераменту Обломову.И все-таки его постоянная сонливость ненормальна.похожа на какое-то заболевание.

Гелена Труфанова 2   01.10.2017 09:38     Заявить о нарушении
А я искренне уважаю Обломова и даже люблю этот образ. Быть может оттого не объективен в отношении Ольги. Но таково сугубо мое мнение.
С уважением

Виктор Еремин   04.10.2017 10:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.